Резолютивная часть решения оглашена "06" июня 2024 г.
Решение изготовлено в полном объеме "07" июня 2024 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
|
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
|
Главного специалиста отдела контроля в сфере закупок; |
|
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- ... - представителя Управления образования администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, по доверенности;
в отсутствие представителя ИП Пономарева М.Д.,
рассмотрев дело N 042/06/33-845/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением образования администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139300027724000335 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для оснащения МБОУ "Загорская СОШ" (звукотехническое оборудование). Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для
оснащения МБОУ "Загорская СОШ" (ноутбук для обработки звука)",
установила:
03.06.2024 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Пономарева М.Д. (вх. N 6316-ЭП/24 от 03.06.2024) на действия заказчика - Управления образования администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса при проведении электронного аукциона N 0139300027724000335 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для оснащения МБОУ "Загорская СОШ" (звукотехническое оборудование). Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для оснащения МБОУ "Загорская СОШ" (ноутбук для обработки звука)".
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
24.05.2024 г. Уполномоченным органом - Администрацией Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса было размещено на сайте zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона N 0139300027724000335 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для оснащения МБОУ "Загорская СОШ" (звукотехническое оборудование). Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для оснащения МБОУ "Загорская СОШ" (ноутбук для обработки звука)".
Начальная максимальная цена контракта - 697 669,55 рублей.
По мнению заявителя, заказчик при размещении закупки необоснованно установил дополнительные требования к товарам, закупаемым по КТРУ и входящим в перечень ПП РФ N878, а именно: "Радиосистема", "Акустическая система", "Сабвуфер".
Кроме того, заказчик должен был использовать КТРУ по позициям "Комплект звукоусилительной аппаратуры: сабвуфер и сателлит" ("Сабвуфер" 26.40.43.110-00000003, "Акустическая система" - 26.40.31.190-00000012 и "Ноутбук для обработки звука" ("Ноутбук" - 26.20.11.110-00000001).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности вышеуказанных правовых норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей. Также Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г", "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении
которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0139300027724000335 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для оснащения МБОУ "Загорская СОШ" (звукотехническое оборудование). Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для оснащения МБОУ "Загорская СОШ" (ноутбук для обработки звука)" заказчиком установлено следующее:
1. Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15.0%
Требования к участникам:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Ограничения:
1. Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Примечание |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
Ограничение допуска |
|
|
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019: указание (декларирование) в составе заявки на участие в закупке номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции" |
Комиссией Кемеровского УФАС России было проанализировано извещение, описание объекта закупки и установлено, что заказчик при описании объекта закупки использовал дополнительные характеристики по следующим позициям:
- по позиции "Радиосистема", находящейся в перечне ПП N878 (заказчиком применен код КТРУ 26.40.31.190-00000029);
- по позиции "Акустическая система", находящейся в перечне ПП N878 (заказчиком применен код КТРУ 26.40.31.190-00000011);
- по позиции "Сабвуфер", находящейся в перечне ПП N878 (заказчиком применен код КТРУ 26.40.43.110-00000001).
В соответствии с пп. а п. 5 Правил использования КТРУ, утв. ПП РФ от 08.02.2017 N 145, при осуществлении закупки товара, включенного в КТРУ, запрещено устанавливать дополнительные характеристики, если при осуществлении закупки ее условиями предусмотрены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, по ПП РФ от 30.04.2020 N 616 (только в отношении п. 22 - 27 и 29 Перечня) или ограничение допуска по ПП РФ от 10.07.2019 N 878, таким образом поскольку заказчиком были установлены дополнительные требования в отношении товаров, описанных выше, заказчиком нарушены требования части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что заказчик должен был использовать КТРУ по позициям "Комплект звукоусилительной аппаратуры: сабвуфер и сателлит" ("Сабвуфер" 26.40.43.110-00000003, "Акустическая система" - 26.40.31.190-00000012 и "Ноутбук для обработки звука" ("Ноутбук" - 26.20.11.110-00000001) является необоснованным ввиду следующего:
1. В соответствии с извещением "Комплект звукоусилительной аппаратуры" включает в себя "Сабвуфер" и "Сателлит":
- "Сабвуфер" с кодом КТРУ 26.40.43.110-00000003 "Сабвуфер", который, по мнению заявителя, должен быть применен заказчиком, подпадает под требования заказчика;
- "Сателлит" с кодом КТРУ 26.40.31.190-00000012 "Акустическая система", который, по мнению заявителя, должен быть применен заказчиком, не подпадает под требования заказчика, следовательно, по позиции "Комплект звукоусилительной аппаратуры" заказчику не представляется возможным применить соответствующий код КТРУ, следовательно, применение заказчиком кода ОКПД по позиции "Ноутбук для обработки звука" является правомерным.
2. "Ноутбук для обработки звука" с кодом КТРУ 26.20.11.110-00000001 "Ноутбук", который, по мнению заявителя, должен быть применен заказчиком, не подпадает под требования заказчика, следовательно, по позиции "Ноутбук для обработки звука" заказчику не представляется возможным применить соответствующий код КТРУ, в связи с чем применение заказчиком кода ОКПД по позиции "Ноутбук для обработки звука" является правомерным.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пономарева М. Д. на действия заказчика - Управления образования администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса при проведении электронного аукциона N 0139300027724000335 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для оснащения МБОУ "Загорская СОШ" (звукотехническое оборудование). Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для оснащения МБОУ "Загорская СОШ" (ноутбук для обработки звука)" частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление образования администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса нарушившим требования части 1 статьи 33 N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/33-845/2024 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 7 июня 2024 г. N 042/06/33-845/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - ктру - характеристика - государственные и муниципальные нужды - товары, происходящих из иностранных государств)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024