Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Инспекция Курганского УФАС России) в составе: Руководитель инспекции - Иванова А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; Члены инспекции: Стрижова И.М - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, в присутствии представителя Заказчика - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области", Заказчик) Кучиной С.Л., действующей на основании доверенности N б/н от 29.05.2024, в результате осуществления внеплановой проверки по уведомлению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" о заключении 15.05.2024 Договора поставки N ПД/51 с единственным поставщиком с Закрытым акционерным обществом "Владисарт" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) на поставку аппарата фильтрационного АФ-142 с компрессором и напорной емкостью, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и в соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 о "Правилах осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов" (далее - Правила осуществления контроля), во исполнение приказа Курганского УФАС России N 67/24 от 27.05.2024,
УСТАНОВИЛА:
Подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 этой статьи, с учетом части 4 статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля. Пунктом 5.3.7 Положения о федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (далее - Положение) определено, что Федеральная антимонопольная служба осуществляет в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденном Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 (далее - Положение о территориальном органе), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы имеет право осуществлять в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получать от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий (пункт 7.3 Положения о территориальном органе). Пункт 7.5 Положения о территориальном органе предусматривает право данного органа осуществлять в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, внеплановые проверки соблюдения заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд, а также бюджетными учреждениями либо иными юридическими лицами в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе гласит, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 этой статьи предписания;
4) получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
5) получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В адрес Курганского УФАС России 15.05.2024 поступило уведомление Заказчика о заключении договора поставки 15.05.2024 договора поставки N ПД/51 с единственным поставщиком - ЗАО "Владисарт" на поставку аппарата фильтрационного АФ-142 с компрессором и напорной емкостью, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 раздела V Правил осуществления контроля, подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Курганским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой камеральной проверки.
В результате осуществления внеплановой проверки Инспекция Курганского УФАС России
установила
следующее.
Проверка начата 27.05.2024, окончена 30.05.2024.
Вид проверяемой деятельности: соблюдение Заказчиком - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" законодательства о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 этой статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения. 15.05.2024 в Курганское УФАС России поступило уведомление Заказчика (вх. N 2098-ЭП/24) о заключении договора поставки N ПД/51 с единственным поставщиком - ЗАО "Владисарт" на поставку аппарата фильтрационного АФ-142 с компрессором и напорной емкостью. Инспекцией Курганского УФАС России установлено, что ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" срок направления уведомления в контрольный орган в сфере закупок не нарушен. Вместе с тем, в ходе предварительного рассмотрения направленных в контрольный орган документов, при анализе содержания указанного договора должностным лицом Курганского УФАС России были установлены признаки следующих нарушений: частей 2, 5, 13.1 статьи 34, пункта 1 части 14 статьи 34, части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе. Руководствуясь положениями подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 99, подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Курганским УФАС России было инициировано проведение внеплановой проверки. В ходе проведения проверки Инспекция
установила
следующее. Статьей 34 Закона о контрактной системе предусмотрены требования к содержанию контракта. Часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе гласит, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе). В целях реализации данной нормы Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации 30.08.2017 принято Постановление N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила N 1042), в котором прописан порядок исчисления штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения обязательств стороной государственного контракта (договора). В части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. Инспекцией Курганского УФАС России проанализированы положения договора поставки N ПД/51 от 15.05.2024 и установлено, что в нарушение указанных требований Закона в пункте 2.3 раздела 2 договора указано следующее: Покупатель (Заказчик) осуществляет оплату товара по договору путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика с даты передачи товара покупателю и подписания сторонами товарной накладной в течение 7 банковских дней. Вопреки требованиям части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункт 2.2 договора N ПД/51 от 15.05.2024 сформирован Заказчиком следующим образом: "Стороны настоящего Договора соглашаются, что Поставщик оставляет за собой право до передачи Покупателю Товара пересмотреть в одностороннем порядке его стоимость в случае существенного изменения курса рубля, установленного Центральным Банком РФ, по отношению к курсу доллара США/Евро. В рамках настоящего пункта Договора существенным признается изменение курса валют не менее, чем на 2 %.".
В ходе анализа положений договора N ПД/51 от 15.05.2024 Инспекцией Курганского УФАС России установлено, что содержание раздела 6 об ответственности сторон также не соответствует действующему законодательству о контрактной системе, а именно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, а прописанные в названном разделе штрафные санкции не соответствуют Правилам N 1042, в которых прописан порядок исчисления штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения обязательств стороной государственного контракта (договора). Пункт 1 части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе гласит, что в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе). Инспекцией контрольного органа в сфере закупок на территории Курганской области установлено, что порядок расторжения договора N ПД/51 от 15.05.2024, прописанный в пунктах 11.2, 11.3 этого договора не соответствует вышеназванным нормам Закона о контрактной системе. В пункте 11.2 договора прописано, что "Настоящий Договор может быть досрочно расторгнут в случае одностороннего отказа любой из Сторон от исполнения настоящего Договора путем направления другой Стороне письменного уведомления об отказе от исполнения настоящего Договора не позднее чем за 30 (тридцать) календарных дней до предполагаемой даты расторжения настоящего Договора. В пункте 11.3 рассматриваемого договора указано: "Настоящий Договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении об отказе от исполнения настоящего Договора, при этом Стороны обязаны произвести расчет за фактически поставленный Товар до даты расторжения настоящего Договора.".
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований этой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного этой частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Часть 20.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 этой статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);
2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 21 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Инспекция Курганского УФАС России отмечает, что положениями Закона о контрактной системе, предусмотрен совершенно иной порядок расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта (договора) стороной сделки. Представитель ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" на заседании Инспекции пояснил, что указанные в договоре N ПД/51 от 15.05.2024 сроки оплаты товара и иные несоответствия требованиям Закона о контрактной системе вызваны тем, что закупка необходимого оборудования (аппарата фильтрационного АФ-142) вызвана необходимостью проведения анализов проб воды в условиях чрезвычайной ситуации в связи с наводнением на территории Курганской области и ответственным должностным лицом Заказчика данный договор готовился в срочном порядке, что привело к установленным Инспекцией нарушениям Закона о контрактной системе. Данный довод представителя ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" Инспекция считает несостоятельным и обращает внимание Заказчика на необходимость строгого соблюдения требований Закона о контрактной системе при заключении контрактов в рамках указанного Закона.
Таким образом, Инспекция Курганского УФАС России приходит к выводу, что Договор поставки N ПД/51 от 15.05.2024, заключенный ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" с ЗАО "Владисарт" на поставку аппарата фильтрационного АФ-142 составлен с нарушением требований частей 2, 5, 13.1 статьи 34, пункта 1 части 14 статьи 34, части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Инспекцией установлено, что Заказчиком допущены нарушения частей 2, 5, 13.1 статьи 34, пункта 1 части 14 статьи 34, части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки иных нарушений требований законодательства о контрактной системе Инспекцией Курганского УФАС России не установлено. Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь подпунктом "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" нарушения частей 2, 5, 13.1 статьи 34, пункта 1 части 14 статьи 34, части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев. Руководитель инспекции: /А.В. Иванова Члены инспекции: /И.М. Стрижова /М.П. Чеботина
2024-1839
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30 мая 2024 г. N 045/10/99-267/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024