Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии Бочкова С.А., врио руководителя Управления; членов Комиссии: Торшиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Мацневой С.В., специалиста 1-го разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в отсутствии представителя администрации городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области (далее - Заказчик), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии в установленном порядке, от которого поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей, в отсутствии представителей ООО "Техресурс" (далее - Общество, Подрядчик), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии в установленном порядке, рассмотрев с использованием сервиса видеоконференций TrueConf сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей"))" (далее - Постановление N 1078),
У С Т А Н О В И Л А:
В Орловское УФАС России (далее - Управление) 30 мая 2024 года от Заказчика поступило обращение о включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации об ООО "Техресурс" (399770, Липецкая область, г. Елец, ул. 9 декабря, д. 19, офис 102; ИНН 4821050055; КПП: 482101001).
Заказчик сообщает, что ООО "Техресурс" не выполнило работы, в срок, установленный контрактом, заключенным по итогам электронного аукциона на ремонт тротуара в городском поселении Хомутово (ул. Кооперативная) Новодеревеньковского района Орловской области (Извещение N 0154300006123000001), в связи с чем было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия рассмотрела поступившие сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), провела в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановую проверку и
установила
следующее. 19.07.2023 Заказчиком на официальном сайте было размещено Извещение N 0154300006123000001 о проведении электронного аукциона (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 320 781,00 рублей. На участие в Аукционе было подано 3 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям Извещения и допущены к участию в Аукционе; победитель Аукциона - ООО "Техресурс" (цена контракта - 2 309 177,09 рублей). 08.08.2023 между ООО "Техресурс" и Заказчиком был заключен муниципальный контракт N 009 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта: "Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ:
- по ремонту тротуара в городском поселении Хомутово (ул. Кооперативная) Новодеревеньковского района Орловской области в рамках проекта "Народный бюджет" в Орловской области, в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с техническим заданием (Приложение 1 к муниципальному контракту) и сметной документацией".
Согласно пункту 1.4 Контракта: "1.4 Срок выполнения работ: 1.4.1. 1 этап выполнения работ:
- начало выполнения работ - 28 августа 2023 года;
- окончание выполнения работ - 28 сентября 2023 года. 1.4.3.Подрядчик может досрочно начать и окончить выполнение работ. Приемка работ и финансирование за выполненные работы будут производиться в 2023 году".
Таким образом, Подрядчик должен был в срок до 28.09.2023 выполнить работу предусмотренные Контрактом.
Также Комиссией Управления было установлено, что 31.01.2024 между Заказчиком и Подрядчиком было заключено дополнительное соглашение N 1 к Контракту, согласно которого были изменены сроки выполнения работ, а именно пункт 1.4.1 Контракта изложен в следующей редакции: "Исполнитель обязуется оказывать услуги, предусмотренные Контрактом, в следующие сроки: выполнение работ:
- начало выполнения работ - 28 августа 2023 года;
- окончание выполнения работ - 01 мая 2024 года".
Согласно предоставленных сведений между Заказчиком и Подрядчиком велась переписка. Комиссией Управления было установлено, что 14.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 21.09.2023 от ООО "Техресурс" в адрес Заказчика поступило письмо исх. N 186 от 21.09.2023 в котором Подрядчик сообщал, что имеет соответствующее оборудование для выполнения работ, предусмотренных контрактом, обученный персонал, также приобрело материалы для выполнения необходимых работ (песок, щебень, битум). С учетом изложенного, ООО "Техресурс" сообщало, что готово приступить к работам с 25.09.2023 и выполнить работы в срок, установленный Контрактом.
Также Подрядчик указывал в письме, что в случае нарушения срока окончания работ, гарантирует уплату пеней. 25.09.2023 Заказчиком в ЕИС было размещено решение N 1 от 25.09.2023 об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что ООО "Техресурс" приступило к выполнению работ, предусмотренных Контрактом. 10.04.2024 Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено письмо исх. N 112 из которого следовало, что по состоянию на 10.04.2024 работы на объекте не ведутся, в связи с чем Заказчик просил Общество в срок до 14.04.2024 приступить к работам, в противном случае Заказчик вынужден будет принять решение об одностороннем отказе. Ответа на вышеуказанное письмо от Подрядчика не последовало. 23.04.2024 Заказчиком в адрес Обществом было направлено письмо исх. N 133 из которого следовало, что по состоянию на 23.04.2024 работы не ведутся, в связи с чем Заказчик просил Подрядчика в срок до 24.04.2024 приступить к выполнению работ, в противном случае Заказчик вынужден будет принять решение об одностороннем отказе. В ответ на претензию Заказчика 24.04.2024 исх. N 46 ООО "Техресурс" сообщало, что по состоянию на текущую дату, на объект Заказчика Подрядчиком завезены материалы (бетон), работы возобновлены.
Также Подрядчик сообщал, что он планирует окончить работы в установленный Контрактом срок. К указанному письму Подрядчика был приложен График производства работ по муниципальному контракту N 009 от 08.11.2023. 17.05.2024 Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено письмо исх. N 164, которым Заказчик уведомлял Общество о том, что 24.05.2024 в 11 часов 00 минут будет осуществлена комиссионная приемка выполненных Подрядчиком работ по Контракту.
Также Заказчик сообщал, что ООО "Техресурс" необходимо направить на объект представителя с соответствующей доверенностью, а также предоставить Заказчику необходимую исполнительную и иную техническую документацию на выполненные работы, оформленную надлежащим образом в соответствии с условиями контракта для определения стоимости работ и последующей оплаты. При условии невозможности участия представителя Подрядчика в приемке Заказчик сообщал, что оставляет за собой установление объема фактически выполненных работ. Как следовало из письменных пояснений представителя Заказчика в связи с тем, что к 17.05.2024 работы, предусмотренные Контрактом в установленный срок, не были выполнены Подрядчиком, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу части 8 статьи 95 Закона, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 13.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта осуществляется по соглашению Сторон, по решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации или в связи с односторонним отказом Стороны настоящего Контракта от исполнения Контракта в соответствии положениями статьи 95 Закона N44-ФЗ, положениями Гражданского законодательства.
В силу пунктов 1, 2, 3 части 12.1. статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 13.1 Контракта, частями 8 и 9 статьи 95 Закона и статьи 450.1 ГК Российской Федерации, 17.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от Контракта. 17.05.2024 Заказчик сформировал и разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 17.05.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта поступило Подрядчику, что считается надлежащим уведомлением Подрядчика. Следовательно, Заказчиком соблюден порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направления его Подрядчику и размещения в ЕИС.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 17.05.2024 вступило в силу, и Контракт считается расторгнутым с 28.05.2024.
Следовательно, Заказчиком исполнены требования Закона в части порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона, в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Из части 4 статьи 104 Закона следует, что Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП в срок, предусмотренный частью 16 статьи 95 Закона.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП. Во исполнение требований части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Закона Заказчик 30.05.2024 направил в Управление обращение о включении информации в отношении ООО "Техресурс" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Следовательно, Заказчиком в полной мере исполнены требования статьи 104 Закона относительно сроков направления в антимонопольный орган информации для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта. Уведомлением N 057/06/104-278/2024 о месте и времени рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) от 31.05.2024 рассмотрение дела было назначено на 06.06.2024 в 09 часов 30 минут. Уведомление, а также информация о проведении внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 31.05.2024 размещены в ЕИС. При этом, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) такое уведомление считается надлежащим уведомлением Поставщика о месте, дате и времени рассмотрения обращения, и проведении проверки. Вместе с тем, 31.05.2024 Уведомление также дополнительно было направлено на адреса электронной почты: texresurs2021@mail.ru.
Вышеуказанным уведомлением ООО "Техресурс" предлагалось представить надлежащим образом оформленные (заверенные) документы и информацию:
- доверенность, выданную полномочным лицом, а также иные документы, подтверждающие право участника на представление интересов в Орловском УФАС России;
- письменные объяснения о причинах неисполнения контракта, подтвержденные доказательствами;
- любые имеющиеся дополнительные доказательства и дополнительные пояснения по рассматриваемому вопросу (в том числе имеющуюся переписку с Заказчиком, а также документы, подтверждающие получение предоставленных сведений Заказчиком (направление, представленных документов и информации в адрес Заказчика)). В срок до 06.06.2024 документы и информация, запрошенные у Общества уведомлением N 057/06/104-278/2024 о месте и времени рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) от 31.05.2024 в Управление не поступили. В связи с вышеизложенным, Комиссия не находит достаточных оснований считать действия Общества добросовестным поведением и как следствие, отсутствие оснований для не включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Техресурс". Одновременно с этим, Комиссия отмечает, что ранее (14.09.2023) Заказчиком уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по аналогичным основаниям. Более того, в десятидневный срок (определен частью 13 статьи 95 Закона), предусмотренный для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ООО "Техресурс" к выполнению работ так же не приступило и не исполнило их в установленный Контрактом и дополнительным соглашением N 1 срок. Обстоятельств препятствующих выполнению работ Подрядчиком с 28.08.2023 по 01.05.2024 не установлено. Орловское УФАС России отмечает, что в соответствии с положениями статьи 309 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Кроме того, что в своей заявке на участие в электронном аукционе ООО "Техресурс" выразило согласие исполнить условия Контракта, указанные в документации об Аукционе. Приведенное свидетельствует о том, что Обществом были полностью приняты как установленные Заказчиком условия для заключения Контракта, так и правовые последствия, в том числе неблагоприятные, по невыполнению этих условий. Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем. Подавая заявку на участие в Аукционе, ООО "Техресурс" также выразило согласие на ремонт тротуара в городском поселении Хомутово (ул. Кооперативная) Новодеревеньковского района Орловской области, предусмотренного Контрактом, в соответствии с требованиями, указанными в извещение об осуществлении закупки, в том числе выразило согласие на сроки и условия исполнения Контракта. Кроме того, ООО "Техресурс", заключая Контракт и приступая к выполнению комплекса работ, выступало как лицо, обладающее специальными познаниями и опытом в области оказания данных работ. При поставке товара и при прочих равных обстоятельствах риск наступления неблагоприятных последствий должен нести Участник закупки как профессиональный участник рынка в соответствующей области.
В соответствии со статьей 2 ГК Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, умысла или неосторожности, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 401 ГК Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. ООО "Техресурс" не были выполнены работы по ремонту тротуара в городском поселении Хомутово (ул. Кооперативная) Новодеревеньковского района Орловской области, предусмотренного Контрактом, в связи с чем, у Заказчика имелось достаточно оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Доказательств, свидетельствующих о том, что односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта является недействительным, не соответствует требованиям гражданского законодательства, положениям статьи 95 Закона или условиям Контракта, в материалах дела не содержится. Принимая во внимание вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104, частью 1 статьи 112 Закона, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные Администрацией городского поселения Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области в отношении ООО "Техресурс" (399770, Липецкая область, г. Елец, ул. 9 декабря, д. 19, офис 102; ИНН 4821050055; КПП: 482101001; Зоновой Ольги Сергеевны, ИНН 434536954574), в реестр недобросовестных поставщиков включить.
Дата события I Раздел Дата регистра- II Раздел III Раздел Общ ая Дата Регламенти Фактическ Итого ции Регламен Фактиче Итого Регламент Фактиче Итого итог вступлени рованная ая дата просро контроль- тированн ская дата просро ированный ская дата просрочк овая я решения дата направлен чка в ным ая дата приняти чка в срок изготовл а в днях прос Заказчика направлени ия днях органом приняти я днях изготовлен ения по III рочк в я заказчико по I я решения по II ия решения Разделу а в законную заказчиком м Раздел решения Раздел решения и и днях силу сведений в сведений у у размещени размеще (I+II контрольн я сведений ния +III ый орган в ЕИС сведений разд в ЕИС елы) 28.05.2024 30.05.2024 30.05.2024 30.05.2024 06.06.20 06.06.20 24 24 11.06.2024 06.06.20 24 Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: О.А. Торшина С.В. Мацнева Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2024-2181
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 6 июня 2024 г. N РНП-57-62
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024