Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган, Тюменское УФАС) в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Верзун Ю.Д., Члены комиссии: Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Назаров И.Г., Специалист-эксперт отдела контроля закупок Романенко В.В., с участием представителя заказчика: Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее также - заказчик), Маврова Д.Н. по доверенности N 209/24 от 05.06.2024, в отсутствие заявителя: индивидуального предпринимателя Гордеева Дмитрия Анатольевича (далее также - заявитель, податель жалобы), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), жалобу индивидуального предпринимателя Гордеева Дмитрия Анатольевича на действия заказчика Северо- Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ежедневной уборке административных помещений и входных групп в помещения, в городе Тюмени по адресам: ул. Республики 55, ул. Ленина 65/5, ул. Хохрякова 10 (реестровый номер закупки 0367100008824000039),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Гордеева Дмитрия Анатольевича на действия заказчика Северо- Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ежедневной уборке административных помещений и входных групп в помещения, в городе Тюмени по адресам: ул. Республики 55, ул. Ленина 65/5, ул. Хохрякова 10. Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомление о дате и времени рассмотрения настоящей жалобы направлено в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru ).
Заявитель в жалобе указывает, что ряд услуг которые закупает заказчик относятся к кодам ОКПД2 81.21.10 "Услуги по общей уборке зданий" которые включены в Перечень утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, а следовательно, по мнению заявителя рассматриваемая закупка должна осуществлять в форме электронного аукциона, а не открытого конкурса в электронной форме. Заказчиком представлены письменные возражения, на жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просит Комиссию Тюменского УФАС России признать жалобу заявителя необоснованной. Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, а также осуществив в полном объеме внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в полном объеме, Комиссия приходит к следующим выводам. Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь заказчиком, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ежедневной уборке административных помещений и входных групп в помещения, в городе Тюмени по адресам: ул. Республики 55, ул. Ленина 65/5, ул. Хохрякова 10, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 533 359,32 рублей. Информация об электронном аукционе была размещена 17.05.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru , с реестровым номером закупки 0367100008824000039.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок). Частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов. Частью 7 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов. Во исполнение требований части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе принято Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)". Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги). Комиссия Тюменского УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД2 проводимых закупок. Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД2.
Более того, к выбору кода ОКПД2 Законом о контрактной системе также не установлено императивных требований. При этом не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода. Закон о контрактной системе не предусматривает такого нарушения, как неправильно выбранный код ОКПД2, вместе с тем, правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:
- на решение вопроса о необходимости предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов;
- необходимость учитывать условия, запреты и ограничения допуска товаров происходящих из иностранных государств (статья 14 Закона о контрактной системе). В рассматриваемом случае заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД2, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения закупаемого товара.
Согласно техническому заданию приложенному к извещению о проведении конкурса в объект закупки входят следующие виды работ (услуг):
- влажная уборка административных помещений;
- ежедневная (однократная) сухая и влажная уборка включает в себя:
- удаление мусора из мусорных корзин, замена пакетов для сбора мусора, очистка и дезинфекция мусорных корзин;
- удаление отходов из уничтожителей бумаг (шредеров), замена полиэтиленовых пакетов;
- транспортировку отходов к местам накопления, сортировки и загрузка в контейнеры;
- очистку плинтусов;
- влажную уборку пола с твёрдыми покрытиями с использованием ручного инвентаря;
- влажную уборку пола с покрытиями из древесных материалов (массивная доска, паркет, паркетная доска, ламинат и т.п.);
- уборку лестничных маршей и площадок с использованием ручного инвентаря;
- дезинфекцию полов с твёрдыми покрытиями;
- очистку перил, ограждений, барьеров;
- сухую уборку коврового покрытия пола с использованием пылесосов;
- удаление пятен и спонтанных загрязнений с коврового покрытия;
- сухую уборку текстильной обивки мебели с использованием пылесосов;
- удаление пятен с текстильной обивки мебели;
- удаление пыли со всех горизонтальных и вертикальных поверхностей (с применением и без применения специальных приспособлений Исполнителя);
- удаление спонтанных загрязнений со стен и дверей;
- очистку подоконников;
- очистку полотен дверей и дверных коробок, включая доводчики;
- очистку и дезинфекцию дверных ручек;
- очистку письменных столов, включая выкатные тумбочки, с перемещением документов в одну стопку;
- очистку наружных поверхностей шкафов, внутренних частей дверок и полок без перемещения книг и документов (только свободных пространств полок);
- обеспыливание книг и папок с документацией;
- расстановку передвижной мебели (стулья, кресла);
- очистку кожаной мебели с использованием специальных химических средств;
- деликатную очистку сувениров, декоративных, ценных предметов (в присутствии представителя Заказчика);
- очистку корпусов оргтехники;
- очистку корпусов инженерного оборудования (вентиляционные короба и решётки, электрические короба, выключатели, розетки, радиаторы отопления, трубы водоснабжения и отопления, датчики охранно-пожарной сигнализации);
- очистку и полировку изделий из нержавеющей стали, цветных и драгоценных металлов с использованием специальных химических средств;
- очистку остекления интерьера (зеркала, перегородки, остекление перил, дверцы шкафов, за исключением окон) с использованием ручного инвентаря;
- удаление пятен с остекления интерьера (зеркала, перегородки, остекление перил, дверцы шкафов, внутренние поверхности окон);
- очистку стен с использованием ручного инвентаря; на всю высоту (с применением и без применения специальных приспособлений Исполнителя);
- очистку оконных жалюзи с использованием ручного инвентаря;
- очистку светильников, люстр, бра на высоте (с применением специальных приспособлений Исполнителя);
- комплексную уборку входных групп (очистка пола, дверей, остекления, зеркал, стен, вынос мусора из урн);
- информирование заказчика об обнаруженных в ходе уборки неисправностях мебели, инженерных систем;
- выполнение поручений Заказчика, уборка помещений до и после мероприятий Уборка санузлов включает в себя:
- очистку сантехнических устройств (унитазы, раковины) с использованием специальных химических средств;
- очистку и дезинфекцию сидений унитазов с использованием специальных химических средств;
- очистку пола с использованием ручного инвентаря и специальных химических средств;
- очистку стен, перегородок и дверок кабинок на всю высоту с использованием специальных химических средств;
- очистку стен туалетных комнат на всю высоту;
- очистку деталей интерьера, расположенных на высоте;
- очистку раковин изнутри и снаружи;
- очистку столешниц, защитных экранов;
- очистку и полировку зеркал с использованием ручного инвентаря;
- очистку и полировку металлических смесителей, сифонов (хромированных, из нержавеющей стали и т.п.) с использованием специальных химических средств;
- очистку дверей и дверных коробок;
- очистку и дезинфекцию дверных ручек;
- очистку светильников на высоте;
- заполнение канализационных трапов;
- очистку канализационных трапов;
- сбор мусора из урн, очистку, дезинфекцию и замену полиэтиленовых пакетов;
- дезодорацию воздуха;
- комплектацию дозаторов и диспенсеров расходными материалами (туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое мыло).
- уборка входных групп и прилегающих территорий к входным группам;
- поддерживающая уборка (в рабочие дни с 8.00 до 17.00);
- периодическая химическая чистка напольного коврового покрытия (в период действия контракта 3 раза: 4 квартал 2024 г.
- 1 раз; 1 и 4 квартал 2025 г.
- 2 раза) по заявке заказчика);
- периодическая генеральная уборка;
- периодическая замена грязезащитных ворсовых покрытий;
- периодическое сезонное мытье окон (в период действия контракта 3 раза: 4 квартал 2024 г.
- 1 раз; 1 и 4 квартал 2025 г.
- 2 раза) по заявке заказчика). Пунктом 8.4 приказа Федеральной службы по аккредитации от 25.01.2019 N 11 "Об утверждении Методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)" предусмотрено, что код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде: XX - класс XX.X - подкласс XX.XX - группа XX.XX.X - подгруппа XX.XX.XX - вид XX.XX.XX.XX - категория Заказчиком определен с учетом специфики закупки наиболее подходящий код позиции ОКПД2 81.21.10.000.
Вместе с тем, категория кода ОКПД2 81.21.10.000 включена в вид кода ОКПД2 81.21.10 который включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р).
Таким образом, у заказчика существовала обязанность по проведению закупки в форме электронного аукциона, а не в форме открытого конкурса в электронной форме, что указывает на признаки нарушения заказчиком требований части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе. Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу заявителя обоснованной, и учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе
решила
выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Гордеева Дмитрия Анатольевича обоснованной.
2. Признать заказчика в лице Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору нарушившим требования части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Ю.Д. Верзун Члены комиссии: И.Г. Назаров В.В. Романенко
2024-4458
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 июня 2024 г. N 072/06/44/99/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024