На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 5/21 от 11 января 2024 года в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
- руководителя Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) заказчика Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N14 Федеральной службы исполнения наказания" (далее - ФКУЗ "МСЧ-14 ФСИН России", заказчик) при заключении государственных контрактов с единственным поставщиком в рамках пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Полное наименование проверяемой организации, местонахождение, а также ОГРН, ИНН, КПП:
Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N14 Федеральной службы исполнения наказания";
Местонахождение: Российская Федерация, 677000, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ), Г. ЯКУТСК, ПР-КТ ЛЕНИНА, Д.7/2;
ОГРН 1022502131640;
ИНН 2539044700;
КПП 143501001;
Проверка проведена с 16 мая 2024 года по 29 мая 2024 года;
Вид проверяемой деятельности: контроль за соблюдением Закона о контрактной системе при заключении государственных контрактов с единственным поставщиком в рамках пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 209, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком ФКУЗ "МСЧ-14 ФСИН России" норм законодательства о контрактной системе при заключении государственного контракта с единственным поставщиком в рамках пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Проверка проведена на основании направленных заказчиком в Контрольный орган материалов о заключении государственных контрактов с единственным поставщиком в рамках пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Комиссия Якутского УФАС России в результате проверки приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных подпунктами 6, 9, 34 и 50 частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
Заказчиком представлено уведомление о заключении контрактов с единственным поставщиком на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассматриваемые закупки осуществлены Заказчиком на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
1. 23.04.2024 года между заказчиком и единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ГБУ РС (Я) "Якутская городская больница N2" (далее - исполнитель) заключен государственный контракт N 60 от 23.04.2024 г. на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по настоящему контракту исполнитель принимает на себя обязанность на оказание медицинских услуг лицам из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе первичной медико - санитарной помощи, первично доврачебной, первично врачебной, первично специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи оказываемые в отделениях исполнителя.
2. 23.04.2024 года между заказчиком и единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ГБУ РС (Я) "Якутская республиканская клиническая больница" (далее - исполнитель) заключен государственный контракт N 61 от 23.04.2024 г. на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по настоящему контракту исполнитель принимает на себя обязанность на оказание медицинских услуг лицам из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе первичной медико - санитарной помощи, первично доврачебной, первично врачебной, первично специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи оказываемые в отделениях исполнителя.
3. 23.04.2024 года между заказчиком и единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ГАУ РС (Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" заключен государственный контракт N 62 от 23.04.2024 г. на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по настоящему контракту исполнитель принимает на себя обязанность на оказание медицинских услуг лицам из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе первичной медико - санитарной помощи, первично доврачебной, первично врачебной, первично специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи оказываемые в отделениях исполнителя.
4. 23.04.2024 года между заказчиком и единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ГАУ РС (Я) "Республиканская больница N1 - Национальный центр медицины имени М.Е. Николаева" заключен государственный контракт N 63 от 23.04.2024 г. на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по настоящему контракту исполнитель принимает на себя обязанность на оказание медицинских услуг лицам из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе первичной медико - санитарной помощи, первично доврачебной, первично врачебной, первично специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи оказываемые в отделениях исполнителя.
5. 23.04.2024 года между заказчиком и единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ГБУ РС (Я) "Якутский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД" заключен государственный контракт N 64 от 23.04.2024 г. на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по настоящему контракту исполнитель принимает на себя обязанность на оказание медицинских услуг лицам из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе первичной медико - санитарной помощи, первично доврачебной, первично врачебной, первично специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи оказываемые в отделениях исполнителя.
В силу пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе исключительные полномочия единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на выполнение закупаемых работ, оказание закупаемых услуг устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Из формулировки приведенной нормы следует, что исключительность полномочий соответствующих органов (учреждения, предприятия, АО) должна подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.
Вышеуказанные выводы подтверждаются письмами Минфина России от 22.01.2024 N 24-05-06/3615, от 05.11.2020 N 24-05-08/96116, ФАС России от 09.11.2016 NИА/77244/16, от 08.12.2020 N МЕ/107414-ПР/20.
Помимо изложенного, в письме Минэкономразвития РФ от 13.01.2017 N Д28и-225 также отмечено, что из буквального и системного толкования пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следует, что закупка работ, услуг у такого органа (учреждения, предприятия), как у единственного контрагента, обусловлена невозможностью такой закупки у иных лиц на территории субъекта РФ.
При этом, заказчиком Комиссии Якутского УФАС России не предоставлены исключительные полномочия заключения государственных контрактов N 60, 61, 62, 63, 64 от 23.04.2024 г. на оказание медицинских услуг лицам из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе первичной медико - санитарной помощи, первично доврачебной, первично врачебной, первично специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи оказываемые в отделениях исполнителя.
В рамках проведения внеплановой проверки, сведений, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссии Управления также не представлено.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, заключившего контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), нарушают положения пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. В действиях (бездействии) заказчика ФКУЗ "МСЧ-14 ФСИН России" норм законодательства о контрактной системе при заключении государственного контракта с единственными поставщиками нарушение законодательства о контрактной системе выявлено.
2. Признать заказчика ФКУЗ "МСЧ-14 ФСИН России" нарушившим пункт 6 часть 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. В связи с тем, что контракт заключен, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 мая 2024 г. N 014/06/99-814/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024