Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Ларшутин Р.С.;
члены Комиссии:
ведущий специалист отдела контроля закупок - Хлебников М.В.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное учреждение: Госкомитет РБ по конкурентной политике
- в присутствии представителя.
Заказчик: Государственные бюджетные учреждения здравоохранения Республики Башкортостан (совместная закупка)
- в присутствии представителя.
Заявитель: ИП Минибаев Айрат Асгатович
- в присутствии представителя
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ИП Минибаев Айрат Асгатович (вх. 8261/24 от 27.05.2024) на действия комиссии Госкомитет РБ по конкурентной политике при определении поставщика путем проведения закупки N0101500000324000145.
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N0101500000324000145.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указал, что Технические характеристики, прописанные Заказчиком, свидетельствуют о полном их соответствии товарам конкретных производителей. При мониторинге позиций с 1-й по 3-ю следует, что они соответствуют конкретно следующим производителям:
Пункт 1 Технического задания: Интродьюсер Fortress, вариант исполнения: - Straight -100 Introducer Shealth - прямой Производитель: "Контракт Медикал Интернейшнл, ГмбХ", РУ N ФСЗ 2011/10957 от 14 июня 2013 года;
Пункт 2 Технического задания: Набор интродьюсера по ТУ 32.50.13-002-15624048-2021, в варианте исполнения: Набор интродьюсера бедренного ФОРВАРД, типоразмер: Набор интродьюсера бедренного диаметром 7F (2,3 мм), длина 11 см ФОРВАРД по ТУ 32.50.13-002-15624048-2021 Производитель - Общество с ограниченной ответственностью "МЕДИКОР" (ООО "МЕДИКОР") РУ N РЗН 2022/19140;
Пункт 3 Технического задания: Интродьюсер Prelude, в варианте исполнения: Вариант исполнения Prelude, в составе: 1. Интродьюсер Prelude, типоразмер: диаметр 8F (2.6 мм); длина 11 см. 2. Сосудистый дилататор, типоразмер: диаметр 8F (2.6 мм); длина 16 см. 3. Проводник металлический, типоразмер: диаметр 0,038" (0,97 мм), длина 50 см. 4. Игла Merit Advance, типоразмер: 18G; длина 7 см. Производитель - "Мерит Медикал Системс, Инк. РУ N РЗН 2020/9693 от 21.02.2020 г.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является "Поставка изделий медицинского назначения (Набор для введения сосудистого катетера, интродьюсер для катетера, набор для введения сосудистого катетера, катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования, система защиты сонных артерий от эмболии, стент для сонной артерии непокрытый металлический, катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный)".
На заседании комиссии Заказчик представил сравнительную таблицу, исходя из которой следует, что имеются как минимум два производителя, а именно:
позиция 1 "Набор для введения сосудистого катетера", код позиции КТРУ 32.50.13.110-00005130: 3
- Катетер проводниковый Desination, производитель "Терумо Медикал Корпорейшн", Соединенный Штаты Америки, РУ N РЗН 2016/5028, место производства Соединенный Штаты Америки;
- Интродьюсер Fortress, производитель "Контракт Медикал Интернейшнл, ГмбХ", Федеративная Республика Германия, место производства Федеративная республика германия, Чешская Республка;
позиция 2 "Интродьюсер для катетера", код позиции КТРУ 32.50.13.110- 00005058:
- Набор интродьюсера по ТУ 32.50.13-002-15624048-2021, вариант исполнения: Набор интродьюсера бедренного диаметром 7F (2,3 мм), длина 11 см ФОРВАРД по ТУ 32.50.13-002-15624048-2021, производитель - ООО "Медикор", Российская Федерация, место производства - Китайская Народная Республика, РУ N РЗН 2022/19140;
- Интродьюсер Radifocuse II, производитель -"Терумо Корпорейшн", Япония, место производства - Япония, Вьетнам, РУ NРЗН 2016/4786;
- Интродьюсер Prelude, вариант исполнения: Prelude, производитель - "Мерит Медикал Системс, Инк.", Соединенные Штаты Америки, место производства - Соединенные Штаты Америки, ИРЛАНДИЯ, РУ N РЗН 2020/9693;
позиция 3 "Набор для введения сосудистого катетера", код позиции КТРУ 32.50.13.110-00005130:
- Катетер внутрисосудистый проводниковый Hyperion, производитель - "Асахи Интек Ко., Лтд", Япония, место производства - Япония, Таиланд, Вьетнам, РУ NРЗН 2016/5116;
- Катетер сердечно-сосудистый проводниковый Alviguide, производитель - "Алвимедика тибби урунлер сана иве дис тикарет аноним сиркети", Турция, место производства - Турецкая Республика, РУ N ФСЗ 2010/07092.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Комиссией было установлено, что под установленные характеристики объекта закупки подходит как минимум два товара различных производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки
Жалоба признается необоснованной.
Внеплановой проверкой установлено следующее.
Заявитель указал, что что заказчиком неправомерно объединены в один лот поставка медицинских изделий различных видов
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.2 ч.29 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить: 2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Постановление N620) предусмотрено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
- 600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
- 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Из пункта 2 Постановления N620 следует, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
В соответствии с Письмом ФАС России от 24.04.2023 N МШ/31508/23 "О применении положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок медицинских изделий для стентирования коронарных артерий": Согласно позиции Минздрава России и выводов экспертов в сфере здравоохранения, представленных письмом Минздрава России от 22.02.2023 N 25-3/И/2-2789 в ответ на запрос ФАС России, медицинские изделия, обеспечивающие проведение манипуляции в соответствии с функциональным назначением стента для коронарных артерий, и без использования которых стент не может быть установлен в артерию (имплантирован), являются материалами, расходными по отношению к стенту.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 Постановления N 620, при осуществлении закупки медицинских изделий для эндоваскулярной хирургии, медицинские изделия, такие как например: "феморальный интродьюсер", "артериальный интродьюсер" (может быть как отдельной позицией, так и в составе "набора для введения сосудистого катетера"), "катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования", "проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования", "катетер баллонный стандартный для коронарной ангиопластики", "шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования", "устройство для введения проводника, устройство для управления и вращения проводника", являющиеся расходными материалами к основному медицинскому изделию "стент для коронарных артерий", могут быть объединены в один лот со стентом для коронарных артерий.
В ходе проведения внеплановой проверки нарушений обнаружено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Минибаев Айрат Асгатович необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ларшутин Р.С.
Члены комиссии Хлебников М.В.
Шайхуллин В.Э.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 31 мая 2024 г. N ТО002/06/106-1059/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024