Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Хлебников М.В.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Шайхуллин В.Э.;
В присутствии представителей посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Управление капитального строительства администрации ГО г.Уфа РБ
- в присутствии представителя.
Уполномоченное учреждение: МКУ Центр организации и проведения конкурсных процедур ГО г.Уфа РБ
- в присутствии представителя
В соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в отношении Заказчика при осуществлении закупки N0301300247624000196 Выполнение генеральной подрядной организацией строительно-монтажных работ с поставкой монтируемого оборудования и пусконаладочных работ на объекте строительства: "Детский сад на 180 мест в п. Цветы Башкирии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 39/24 от 04.04.2024 года
У С Т А Н О В И Л А:
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в обращении указал, что действия конкурсной комиссии заказчика ущемили наши интересы, ограничили конкуренцию, нарушили охраняемые законом права нашего общества (представляется очевидным, что ООО "МПГС", как организация, имеющая больший опыт, поставлена в равное положение с ООО "ЛюксСтрой", которые такой опыт не имеют, следственно в таком случае 1) не имеют права на получение максимального количества баллов по критерию оценки, 2) закупочная комиссия в связи с ненадлежащим присвоением баллов нарушили добросовестную конкуренцию в рамках проводимой закупки и необоснованно повысили предпочтительность заявки ООО "ЛюксСтрой").
В соответствии с п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2024 NИЭОК1 победителем электронного конкурса признаются участник(-и) закупки: ООО "ЛюксСтрой" идентификационный N 629354, по начальной (максимальной) цене контракта 221 340 671,21 руб. (двести двадцать один миллион триста сорок тысяч шестьсот семьдесят один рубль 21 копейка).
Согласно подпункта г) пункта 31 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, принимаются к оценке исключительно исполненный договор (договора), относящиеся к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов): договор, не относящийся к контрактам, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно письма ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21 принятие к оценке в качестве опыта исполнения участником закупки только государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, не соответствует требованиям законодательства в сфере закупок.
Также Заказчиком установлено, что к оценке принимаются исключительно исполненные/контракты генерального подряда.
Согласно письма ФАС России от 29 декабря 2023 г. N ПИ/113129/23, установление заказчиком в порядке оценки заявок положения, предусматривающего принятие к оценке сведений исключительно по договорам генерального подряда, не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что подтверждается выводами ФАС России, изложенными в решениях от 14.04.2021 по делу N 21/44/105/423, от 01.06.2022 по делу N 28/06/105-1626/2022. Этим же письмом ФАС России обращает внимание, что подпунктом "г" пункта 31 Положения установлено императивное условие о необходимости принятия к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким видов договоров, предусмотренных вышеуказанным подпунктом.
Таким образом, к оценки приняты исключительно исполненные договоры и контракты генерального подряда, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - исполненные контракт(ы)/договор(ы), - акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких контрактов/договоров ). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. - разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
ООО "МЕТАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" к рассмотрению представлено 27 контрактов/договоров на общую сумму 1 486 982 600 руб. из которых принято 17 контрактов и общая цена контрактов/договоров - 1 073 164 294,59 руб. Причины не принятия к оценке контрактов/договоров: субподрядный договор, несоответствие предмета договора, отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию при обязательном наличии в соответствии с ЗОС (приложены) и Градостроительной деятельностью, несоответствия цены договора и суммы выполненных работ по актам приема-передачи (отсутствие подтверждения выполнения работ).
ООО "Люксстрой" представлены к рассмотрению 15 контрактов/договоров на общую сумму 1 889 874 550, 68 руб. Представленные документы соответствуют требованиям извещения об электронном конкурсе и законодательства в сфере закупок.
Комиссией установлено, чтоз аявки рассмотрены в строгом соответствии с требованиями извещения об электронном конкурсе и законодательства в сфере закупок.
Нарушений в действиях конкурсной комиссии не выявлено.
Заявитель в обращении указал, что действия Заказчика, установившего предельные максимальные значения по Детализирующим показателям N N 1, 2 Критерия в отсутствие надлежащего обоснования, не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "г" пунктом 3 Положения предусмотрен, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется следующий критерий оценки - квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а)применяются детализирующие показатели;
б)в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в)оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки, а именно наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Заказчиком в порядке оценки по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия неправомерно установлено предельные максимальные значения.
В соответствии с пунктом 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (), рассчитывается по одной из следующих формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
Согласно порядку оценки заявок Заказчиком для расчета баллов по Детализирующему показателю установлена формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения, в соответствии с которой в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки:
На заседании Комиссии установлено, что по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлено предельное максимальное значение в размере 1 900 000 000 рублей.
При этом по Детализирующему показателю N 2 Критерия установлено предельное максимальное значение - 15 контрактов (договоров).
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в извещении о проведении Конкурса, показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) содержит детализирующий показатель оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель), согласно которому установлено предельное максимальное значение в размере 1 900 000 000 руб. не сопоставимого с объектом закупки.
Согласно порядку оценки заявок Заказчиком для расчета баллов по Детализирующему показателю Критерия установлена следующая формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения.
При этом по Детализирующему показателю Критерия установлено предельное максимальное значение характеристики (), которое составляет 15 контрактов.
В силу пункта 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Вместе с тем на заседании Комиссии представителями Заказчика доказательств необходимости установления указанных предельных значений не представлено.
При этом под конкурсом понимается конкурентная процедура определения поставщика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми помимо цены понимается в том числе квалификация такого участника.
Таким образом, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 221 340 671,21 руб., действия Заказчика, Уполномоченного органа установившего предельное максимальное значение по Детализирующему показателю N1 Критерия в размере 1 900 000 000 руб. и Детализирующему показателю N2 Критерия в количестве 15 контрактов не соответствуют пункту 18 Положения и не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Заказчика, установившего предельные максимальные значения по Детализирующим показателям N N 1, 2 Критерия в отсутствие надлежащего обоснования, не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, отнесенность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Так как контракт с победителем уже заключен, комиссией Башкортостанского УФАС принято решение предписание не выдавать.
Руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика установлено нарушение п.11 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Комиссии, Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Хлебников М.В.
Шайхуллин В.Э.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 31 мая 2024 г. N ТО 002/06/99-1038/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024