Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Ларшутин Р.С.;
члены Комиссии:
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок - Радина З.С.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБУЗ РКГВВ
- в присутствии представителя.
Заинтересованное лицо: ГБУЗ РКЦ
- в присутствии представителя.
Заинтересованное лицо: ИП Попов М.И.
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Уральская медицинская компания"
- без участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Уральская медицинская компания" (вх. 8152/24 от 23.05.2024) на действия ГБУЗ РКГВВ при определении поставщика путем проведения закупки N0301300019424000180 (Поставка изделий медицинского назначения (средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения)).
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения по осуществлению закупки нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N0301300019424000180.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РБ от 15.01.2024 г. N 44-Д "О проведении совместных конкурсов или аукционов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения" ответственным заказчиком по группе товаров "Медицинские изделия" является ГБУЗ РКГВВ. Учитывая совместную потребность закупка осуществлялась для заказчиков ГБУЗ РКГВВ и ГБУЗ РКЦ.
Заявитель в жалобе указал, что при описании позиций Технического задания, Заказчик установил совокупность технических характеристик таким образом, что участник закупки мажет предложить к закупке материалы конкретного Производителя - Материал гемостатической на основе окисленной целлюлозы рассасывающийся "Селлистипт" (Cellistypt) местного действия, вариант исполнения: Материал гемостатический на основе окисленной целлюлозы рассасывающийся нетканый стандартной плотности "Селлистипт Ф" (Cellistypt F), "Синтезиа, а.с.", ООО "Б. Браун Медикал", Чешская Республика, РЗН 2018/6942 от 16.03.2018 г. Заказчиком установлены требования Технического задания, которые не позволяют предложить к поставке товары 2-х и БОЛЕЕ производителей, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции и противоречит основным принципами целям контрактной системы.
Заказчик указал, что в качестве основы для создания гемостатических средств широко применяют целлюлозу за счет ее уникальных свойств, таких как отличная биосовместимость, волокнистость, химическая инертность, нетоксичность, механическая прочность. Эти свойства целлюлозы обусловлены ее растительным происхождением, что является преимуществом перед использованием гемостатических средств животного происхождения, за счет минимальных инфекционных и других возможных рисков.
Одними из наиболее распространённых для применения гемостатических средств являются материалы, полученных на основе окисленной целлюлозы, которые повсеместно представлены на рынке медицинских изделий.
Заказчик, формируя свою потребность в приобретаемом товаре, руководствуется необходимостью обеспечить тот спектр функционала, в котором у Заказчика имеется существенная необходимость при выполнении своих прямых обязанностей и полномочий. При установлении требований к закупаемому товару (кроме своей потребности) Заказчиком учитывались требования действующих норм, стандартов и законодательства РФ. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
По ч. 2 ст. 33 указанного закона: документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Обращаем внимание, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) Законом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого аукциона и документации о нем. Требования, установленные извещением, распространяются на всех участников закупки и не противоречат законодательству РФ. Следовательно, все участники закупки находятся в равных условиях, никому из участников не предоставляется приоритета. Кроме того, Заказчик не устанавливал никаких требований к участникам закупки о наличии каких-либо партнёрских отношений с каким-либо производителем.
Комиссия установила, что предметом закупки является поставка товара и участником данной закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, удовлетворяющий потребности Заказчика. При этом условия закупочной документации доступны всем участникам без исключения.
В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе под конкуренцией понимается - соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсюда следует, что вне зависимости от того, одному, двум и более типам товара соответствует потребность Заказчика, любой участник, работающий на соответствующем товарном рынке, может предложить к поставке Заказчику требуемый товар. При этом Заказчик не имеет обязанности формировать требования к товару с учетом его соответствия всем видам, типам и моделям, всем производителям аналогичного товара, а конкуренция между такими участниками осуществляется в рамках предлагаемых ими цен, но не вариантов предлагаемого товара.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Закон предусматривает право Заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом действующее законодательство не накладывает на заказчика при проведении закупок обязанность учитывать интересы всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставляющих товар (выполняющих работы, оказывающих услуги), являющиеся объектом закупки.
Включение в Техническое задание Заказчиком определенных параметров товара не создало одним участникам закупки преимущество перед другими и не привело к ограничению количества участников закупки.
Наличие единственного производителя поставляемого товара также не ведет к ограничению количества участников закупки, которые могли бы принять участие в аукционе на поставку данных товаров.
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что наличие единственного производителя поставляемого товара не позволяют гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.
Следовательно, требования к поставляемому товару сформированы исключительно с учетом потребностей Заказчика и действующим законодательством.
Также Комиссией установлено, что на участие в аукционе подано 3 заявки, где параметры, указанные всеми тремя участниками соответствуют требованиям извещения и описанию объекта закупки. Соответственно, конкуренция в данном аукционе не ограничивается. Заявитель не доказал, что его права ограничиваются.
Довод признается необоснованным.
Заявитель указал, что раны, нанесенные во время хирургических операций или возникшие вследствие случайных порезов, заживают под первичным натяжением. Края этих рак можно свести различными способами, в частности наложением швов, лейкопластыря, скоб, пересадкой лоскутов тканей при обширных дефектах. Прочное соединения раневых поверхностей происходит примерно к 7-м суткам, и окончательное только через несколько недель. Результатом заживления раны первичным натяжением является образование аккуратного тонкого рубца. Из этого следует, что до завершения 7-8 суток после операции рана остается уязвимой, и риск кровотечения сохраняется. В связи с чем, минимальный срок биоразлагаемости (рассасывания) гемостатического материала, не может быть короче этого срока, а, следовательно, не может являться преимуществом. Для последующей регенеративной стадии заживления раны необходимо как минимум 2 недели (14 дней), за данный период происходит образование коллагена и основного вещества, новообразование кровеносных сосудов с развитием грануляционной ткани в месте тканевого дефекта. Таким образом, чем продолжительное период биоразлагаемости (рассасывания), тем эффективнее и полноценнее процесс заживления раны и образования прочного рубца.
Заказчик указал, что гемостатический материал на основе окисленной целлюлозы предназначен для использования в качестве вспомогательного средства во время открытых, малоинвазивных или эндоскопических хирургических вмешательств для контроля за кровотечением из капилляров, малых вен и артерий в тех случаях, когда невозможен стандартный кровоостанавливающий метод. Основным механизмом действия такого гемостатического средства является местный гемостаз, контролирующий кровотечение за счет формирования кровяного сгустка путем свертывания белков крови.
Гемостатические средства на основе окисленной целлюлозы обладают высокой впитывающей способностью, поглощающей большую часть жидкой составляющей крови. Данное свойство приводит к повышению вязкости крови, что стимулирует процесс свертывания крови. Такие гемостатические средства используются для быстрой окончательной остановки кровотечения и предотвращения возможных осложнений во время оперативного вмешательства, что позволяет хирургам эффективно останавливать кровотечение за короткий срок. Важно помнить о том, что данные гемостатические материалы не предназначены для прочного соединения раневых поверхностей в процессе полного заживления ран во время и после хирургического вмешательства, а также они не заменяют хирургические процедуры, шовные материалы и лигатуры.
Таким образом, основными жизненно важными преимуществами гемостатических средств на основе окисленной целлюлозы являются быстрота действия, высокая эффективность и отсутствие формирования спаечных процессов и послеоперационных воспалений за счет кратковременного (до 5 дней) нахождения в организме пациента.
Довод признается необосованным.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалобы, не представил.
Таким образом, Комиссия, рассмотрев материалы дела, нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не установила.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Уральская медицинская компания" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ларшутин Р.С.
Члены комиссии Шайхуллин В.Э.
Радина З.С.
Главный специалист-эксперт |
Р.С. Ларшутин |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Радина З.С.
тел.(347)2163354, вн.002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30 мая 2024 г. N ТО002/06/106-1077/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024