Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТЕХПРОМСТРОЙ-13" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция заказчика капитального строительства" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ и оказание услуг, связанных с одновременным выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной, разработкой рабочей документации, выполнением работ по реконструкции объекта капитального строительства, поставкой оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта: Воспитательно-образовательный комплекс в составе блока начальной школы на 100 мест и дошкольного отделения на 170 мест по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкр. Новогорск. (извещение N 0148200005424000261 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно признавшим Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) дата размещения извещения о проведении Конкурса - 05.04.2024;
2) начальная максимальная цена контракта - 366 326 595,06 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 03.05.2024;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса;
5) победителем Конкурса признан Заявитель (далее - Победитель).
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 11 статьи 45 Закона о контрактной системе банк, выступающий гарантом, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой выдачи независимой гарантии, или дня внесения изменений в условия независимой гарантии включает указанные в части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе информацию и документы в реестр независимых гарантий, размещенный в единой информационной системе (далее - Реестр) либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий информацию для включения в закрытый реестр независимых гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы;
- перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
- форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
- правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (далее - Типовая форма).
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 21.05.2024 NППУ20_1 (далее - Протокол) Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта по следующим основаниям:
"В соответствии с ч.4 ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
20.05.2024 в соответствии с ч.5 ст.51 Федерального закона 44-ФЗ, победитель открытого конкурса в электронной форме ООО "ТЕХПРОМСТРОЙ-13" подписал контракт и представил в качестве обеспечения исполнения контракта независимую гарантию от 20.05.2024 г. N 026-Г/2024-001 (далее- Независимая гарантия).
Заказчик принял решение отказать в принятии независимой гарантии на основании ч.6 ст. 45 Закона N44-ФЗ в связи со следующим.
По состоянию на 21.05.2024 (после подписания контракта Победителем) Независимая гарантия отсутствует в реестре независимых гарантий ЕИС. Представленный ООО "ТЕХПРОМСТРОЙ-13" (далее - Документ).
Кроме того, в прикрепленном Документе на торговой площадке ООО "РТС-тендер":
1. адрес Бенефициара указан не в соответствии с требованиями извещения;
2. п. 14 Документа указан не в соответствии с требованиями извещения;
3. отсутствует отлагательное условие в соответствии с п.6 ч. 2 ст. 45, что также не соответствует требованиям извещения.
Учитывая вышесказанное, на основании п1. ч.6 ст. 51 Закона N44-ФЗ Участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2024 NИЭОК1 на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса, с ценовым предложением 340 000 000,00 рублей, при этом, снижение от начальной (максимальной) цены контракта составило 7 %.
Согласно представленным документам, а также пояснениям представителей Заявителя на заседании Комиссии установлено, что Заявителем для целей обеспечения исполнения контракта в установленный срок осуществлена оплата Банку услуг для выдачи обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии.
Вместе с тем, в нарушение требований части 11 статьи 45 Закона о контрактной системе в реестр независимых гарантий информация о независимой гарантии в срок до 21.05.2024 не размещена.
Кроме того, Заказчиком в Приложении к извещению "Требования к независимой гарантии" установлено в том числе следующее:
"- указание на то, что все споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии рассматриваются в Арбитражном суде Московской области.
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель подписал контракт в регламентированный срок и представил обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 20.05.2024 N 026-Г/2024-001, выданная АО "НОКССБАНК" (далее - Независимая гарантия).
При этом пункте 14 независимой гарантии содержит следующее положение:
"Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
Таким образом, Комиссия Управления установила, что положение п. 14 независимой гарантии противоречит положениям извещения об осуществлении закупки и положениям типовой формой независимой гарантии
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что независимая гарантия, выданная Банком, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
С учетом того, что Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность Банка выдавать независимые гарантии, соответствующие Типовой форме, а также требованиям Извещения, Комиссия приходит к выводу, что действия Банка, выдавшего Независимую гарантию, не соответствующую положениям Извещения, нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХПРОМСТРОЙ-13" необоснованной.
2. Признать в действиях Банка нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Банку предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 мая 2024 г. N 050/06/105-16399/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024