Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Салаев З.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью "Дева-62" на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения "Шалинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения,
в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Дева-62" (ИНН 2015003657) на неправомерные, по мнению заявителя, действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения "Шалинская центральная районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения, на начальную (максимальную) цену контракта 4 467 111,20 рублей (номер извещения 0194200000524003261), выразившиеся в нарушении требований части 4 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), в части установления требования об обеспечении заявки на участие в закупке путем предоставления независимой гарантии, сроком действия не предусмотренным Федеральным законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения заявления, представленных материалов, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки (Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, представлений N 2024001А8500000065) Комиссия установила следующее.
Заявитель полагает, что документация указанного электронного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона "О контрактной системе".
Из заявления следует, что "В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
Частью 4 ст. 44 Закона N 44-ФЗ установлено, что обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Вместе с тем, Заказчиком в разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии" структурированного извещения установлено:
"1.Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется в порядке, указанном в ст.44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ, с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 г. N579, который может предоставляться одним из следующих способов: а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством РФ (далее-специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных ст.44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ, на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством РФ; б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Федерального "закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии должен составлять не 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок".
Также, пунктом 12 "Общие сведения" Заказчиком установлено:
"1.Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется в порядке, указанном в ст. 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ, с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 г. N579, который может предоставляться одним из следующих способов:
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок.".
По смыслу документации, Заказчик устанавливает требование об обеспечении заявки на участие в закупке путем предоставления независимой гарантии, срок действия независимой гарантии которой должен составлять не менее 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок, что противоречит требованиям части 4 статьи 44 Закона N 44-ФЗ.".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Однако, в документации, Заказчиком установлено требование об обеспечении заявки на участие в закупке путем предоставления независимой гарантии, срок действия независимой гарантии которой должен составлять не менее 2 месяцев с даты окончания срока подачи заявок, что противоречит требованиям части 4 статьи 44 Закона N 44-ФЗ.
Изучив представленную информацию, Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать заявление Общества с ограниченной ответственностью "Дева-62" - обоснованным.
2. Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения "Шалинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения, на начальную (максимальную) цену контракта 4 467 111,20 рублей (номер извещения 0194200000524003261) нарушение части 4 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Государственному бюджетному учреждению "Шалинская центральная районная больница" обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
З.Р. Салаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 13 июня 2024 г. N 13-24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024