На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Дудиной Е.В. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ Упрдор "Кавказ" (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-217 "Кавказ", автомобильной дороги М-4 "Дон"- Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 879+000 - км 889+000, Республика Дагестан (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0321100019423000043) (далее соответственно - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, ООО "Дорожно-эксплуатационное предприятие N 45" (далее - Победитель) представлены недостоверные сведения для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 17 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021
N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), а также в целях оценки заявки на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), предусмотренного порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Извещения (далее - Порядок оценки).
В ходе проведения внеплановой проверки 28.05.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.06.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 05.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 427 004 423 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 03.07.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 04.07.2023;
8) по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии 3 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 04.07.2023;
10) между Заказчиком и Победителем заключен государственный контракт от 19.07.2023 N 133 на сумму 1 426 950 000 руб.
1. По мнению Заявителя, Победителем представлены недостоверные сведения о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта.
1.1. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 1 позиции 17 Приложения, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В силу пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571.
Так, согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 04.07.2023 N ПРОII1 заявка Победителя признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки в адрес Заказчика направлены документы Победителя из реестра участников закупок, аккредитованных на сайте Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 позиции 17 приложения к Постановлению N 2571, а именно:
- договор, заключенный с ООО "ДСК "Карьер" на выполнение работ на объекте: "Строительство автомобильной дороги: подъезд к карьеру ООО "ДСК Карьер" от а/д Р176 в Сысольском районе, Республика Коми. II - этап" от 11.01.2021 N К-2-21/ДЭП по цене 502 410 875,90 руб. (далее - Договор);
- акты о приемке выполненных работ по Договору;
- справки о стоимости выполненных работ и затрат;
- акт приемки законченного строительством объекта.
ФАС России в адрес ООО "ДСК Карьер" направлен запрос информации от 14.05.2024 N 28/40723/24 о наличии договорных отношений с Победителем.
Письмом ООО "ДСК "Карьер" от 14.05.2024 N 108 в ответ на запрос
ФАС России подтвержден факт заключения Договора.
Вместе с тем ФАС России направлен запрос информации от 14.05.2024
N ПИ/41087/24 в ФНС России о наличии договорных отношений между Победителем и ООО "ДСК "Карьер". По результатам рассмотрения вышеуказанного запроса в адрес ФАС России поступило письмо от 17.05.2024 N 31-1-04/0031ДСП@, согласно которому договорные отношения и взаиморасчеты по Договору отсутствуют.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что представленные Победителем документы в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 носят мнимый характер.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено,что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
1.2. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021
N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подпункту "в" пункта 31 Положения при осуществлении закупки,по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из объектов, соответствующих объекту закупки:
- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
- автомобильная дорога;
- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно Порядку оценки по Детализирующему показателю Критерия к оценке принимаются договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу автомобильной дороги.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки по Конкурсу является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.
Комиссией установлено, что Победителем в целях присвоения баллов по Детализирующему показателю Критерия представлен Договор и документы, подтверждающие его исполнение, а также государственный контракт от 14.12.2021 N 316 на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (Республика Дагестан), заключенный между Победителем и ФКУ Упрдор "Кавказ" с ценой 268 424 272 руб.
(далее - Контракт), с документами, подтверждающими его исполнение.
Согласно направленным Заказчиком материалам Комиссией по осуществлению закупок приняты к оценке документы Победителя по Детализирующему показателю Критерия на сумму 770 835 147,9 руб., что соответствует сумме цен Договора и Контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Комиссией по осуществлению закупок принят к оценке Договор, который носит мнимый характер.
Таким образом, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 12 статьи 48
Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Комиссия обращает внимание, что на основании пункта 33 Правил, а также в целях недопущения предоставления Победителем недостоверной информации о наличии необходимого опыта выполнения работ для обеспечения победы в закупках ФАС России передает материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о принятии мер реагирования в рамках компетенции.
1.3. В соответствии в подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
На заседании Комиссии установлено, что Комиссией по осуществлению закупок к оценке по Детализирующему показателю Критерия принят Контракт.
Вместе с тем предметом Контракта является выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (Республика Дагестан), что не соответствует положениям подпункта "г" пункта 31 Положения.
Таким образом, Комиссией по осуществлению закупок неправомерно учтен опыт по Детализирующему показателю Критерия, представленный Победителем, поскольку Порядком оценки ограничена предметная область предоставления договоров, подтверждающих опыт работы.
Кроме того, Комиссией по осуществлению закупок принят опыт ООО "ДСК "Карьер" по Детализирующему показателю Критерия в размере 688 608 290 руб.,что соответствует стоимости исполненных обязательств по 1 представленному государственному контракту, вместе с тем в составе заявки на участие в Конкурсе ООО "ДСК "Карьер" приложено 7 государственных контрактов, суммарная стоимость исполненных обязательств по которым составляет 2 468 484 263,84 руб., предметы, которых соответствуют объекту Конкурса и акты, подписанные не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок, представленные в заявке в полном объеме.
Учитывая изложенное, Комиссией по осуществлению закупок неправомерно не учтен опыт выполнения работ по государственным контрактам для оценки по Детализирующему показателю Критерия, представленным ООО "ДСК "Карьер".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, ненадлежащим образом применившей порядок оценки в отношении заявки Победителя и ООО "ДСК "Карьер", нарушают подпункт "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
В силу части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
При этом Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ внесены изменения в часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ, в соответствии с которыми положения об обязанности саморегулируемой организации представлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации по состоянию на 01.09.2022 утратили силу.
Комиссией установлено, что Извещение размещено в ЕИС 05.06.2023.
Вместе с тем пунктом 2 раздела I требований к содержанию, составу заявки на участие в Конкурсе Извещения установлено, что вторая часть заявки участника Конкурса содержит документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: документ, содержащий сведения о членстве в саморегулируемой организации, выданный в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушения подпункта "б" пункта 1 части 11, пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 03.06.2024 по делу N П-141/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
5. Передать в правоохранительные органы материалы от 03.06.2024 по делу
N П-141/24 для рассмотрения вопроса о принятии мер реагирования в рамках компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 июня 2024 г. N П-141/24 (ключевые темы: участники закупок - комиссия по осуществлению закупок - саморегулируемые организации - капитальный ремонт - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024