На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления Судебного департамента в Свердловской области (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта от 27.12.2023 N 112 на оказание услуг по публикации объявлений квалификационной коллегии судей Свердловской области об открытии вакантных должностей руководителей судов и судей Свердловской области Заказчика в официальном издании органов государственной власти Свердловской области "Областная газета" (номер реестровой записи контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 1665808957723000199) (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением ФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 05.06.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.06.2024.
Положениями статьи 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены статьей 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок,или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с пунктами, предусмотренными частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракта с обоснованием его заключения.
В ФАС России в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе поступило уведомление (вх. от 28.12.2023 N 209112-ЭП/23) о заключении
Заказчиком с ГБУ СО "Редакция газеты "Областная газета" (далее - Единственный исполнитель) Контракта с обоснованием его заключения (далее - Обоснование).
Согласно ЕИС, а также поступившим в адрес ФАС России документам и сведениям, Заказчиком с Единственным исполнителем на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен Контракт, цена которого составила 200 000 руб.
Так, в Обосновании указано, что заключение Контракта на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществляется в целях обеспечения государственных нужд услугами публикации объявлений об открытии вакантной должности председателя, заместителя председателя районного суда,а также судьи в периодическом издании субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем в Обосновании и в представленных Заказчиком на заседании Комиссии материалах содержится информация об актах и их положениях,в соответствии с которыми Заказчиком осуществлена закупка у Единственного исполнителя на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно:
- часть 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26.06.1992
N 3132-1 "О статусе судей в РФ" (далее - Закон РФ N 3132-1);
- часть 3 статьи 14 Федерального закона от 14.03.2002
N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ" (далее - Закон N 30-ФЗ);
- часть 2 статьи 21 главы 4 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденное 22.03.2007 Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации на основании статьи 14 Закона N 30-ФЗ (далее - Положение);
- пункт 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- методические рекомендации по оформлению документов, представляемых в квалификационную коллегию судей претендентами на вакантные должности судей, утвержденные решением Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации от 06.03.2014 (далее - Рекомендации);
- свидетельство о регистрации Единственного исполнителя в статусе средства массовой информации от 30.01.1996 N Е-0966 (далее - Свидетельство о регистрации).
Комиссией установлено, что в силу части 2 статьи 5 Закона РФ
N 3132-1 квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
В силу части 3 статьи 14 Закона N 30-ФЗ квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением.
Комиссия обращает внимание, что часть 3 статьи 14 Закона N 30-ФЗ
и часть 2 статьи 5 Закона РФ N 3132-1 с точки зрения своего юридико-технического оформления не предполагают нормативное регулирование вопросов наделения Единственного исполнителя исключительными полномочиями по Контракту.
При этом частью 2 статьи 21 главы 4 Положения предусмотрено,что квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации объявляет об открытии вакантной должности председателя, заместителя председателя районного суда, а также судьи, не указанного в пункте 1 статьи 21 Положения,в периодическом печатном издании субъекта Российской Федерации, радио-, теле-, видеопрограмме, кинохроникальной программе либо с использованием иной формы периодического распространения массовой информации, а также может дать объявление в "Российской газете".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что Заказчиком заключен Контракт на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку частью 2 статьи 21 главы 4 Положения и Рекомендациями предусмотрена обязанность по опубликованию квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации объявлений в периодическом издании субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в соответствии с абзацем вторым Рекомендаций квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации публикуют объявления в периодическом издании субъекта Российской Федерации или "Российской газете".
Учитывая изложенное, часть 2 статьи 21 главы 4 Положения закрепляет диспозитивный порядок выбора способа размещения объявлений и не ограничивает уровень распространения объявлений по территориальному принципу, следовательно, не определяет императивное условие по выбору средств массовой информации на уровне субъекта Российской Федерации.
Таким образом, специфика и особенности оказания Единственным исполнителем рекламно-информационных услуг по предмету Контракта предопределены экономическим и конкурентным характером соответствующих услуг.
При этом Комиссия обращает внимание, что пунктом 6 части 1 статьи 93 презюмируется требование об исключительности полномочий единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на выполнение закупаемых работ, оказание закупаемых услуг, устанавливаемые федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что Положение не входит в исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, установленных пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии дополнительно сообщил, а также представил сведения, согласно которым Единственный исполнитель является официальным печатным органом на территории Свердловской области в соответствии со Свидетельством о регистрации.
В силу абзаца первого статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991
N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон РФ N 2124-1) редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных Законом РФ N 2124-1.
Комиссия отмечает, что процедура регистрации, предусмотренная Законом РФ N 2124-1, обладает правоустанавливающим характером и порождает возникновение права на распространение информации в силу внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации и противоречит порядку наделения исключительными полномочиями лиц на выполнение закупаемых работ, оказание закупаемых услуг в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93
Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание о недопустимости применения пункта 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по аналогии в соответствии со статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основания для заключения Контракта.
При этом пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является императивной нормой по своей правовой природе, а потому произвольное толкование Заказчиком ее положений при заключении Контракта является необоснованным.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что нормативные правовые акты, представленные Заказчиком, не содержат информацию об исключительных полномочиях Единственного исполнителя на оказание услуг в соответствии с предметом Контракта и не являются основанием для осуществления Заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 24
Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 06.06.2024 по делу
N П-143/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июня 2024 г. N П-143/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024