Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.06.2024 года. Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, Зам. председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, Член Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, при участии посредством видеоконференцсвязи представителей муниципального казенного учреждения "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Добринского муниципального района": Максимовой И.Н. (по доверенности), Сиреневой А.А. (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "Стройтехконтроль" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора) на выполнение работ по строительству жилого дома для малоимущей многодетной семьи по адресу: Липецкая область, Добринский район, с.Нижняя Матренка, ул.Молодежная (реестровый номер 0846600000924000083) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России, посредством ЕИС, поступила жалоба ООО "Стройтехконтроль" (далее- заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (уполномоченное учреждение - МКУ "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Добринского муниципального района", заказчик - администрация сельского поселения Нижнематренский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также- Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте рассмотрения жалобы размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы". Рассмотрение жалобы осуществлялось в отсутствие представителей заявителя и заказчика. Как следует из доводов жалобы заявителя, заказчиком при проведении закупки допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
- в извещении не установлено требование о членстве участника в СРО, - в извещении неправомерно установлены требования к участникам закупки в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе. Присутствующие на рассмотрении жалобы представители уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласны, представили письменные возражения. Заказчиком также направлены письменные возражения по доводам жалобы. Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора) на выполнение работ по строительству жилого дома для малоимущей многодетной семьи по адресу: Липецкая область, Добринский район, с.Нижняя Матренка, ул.Молодежная (реестровый номер 0846600000924000083) с приложениями размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (да лее- ЕИС).
Дата и время начала срока подачи заявок - 23.05.2024 16:08, Дата и время окончания срока подачи заявок - 31.05.2024 09:00, Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 31.05.2024, Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 04.06.2024.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком в извещении не установлено требование о членстве участника в СРО, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Частью 1 ст. 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. В извещении об осуществлении рассматриваемой закупки, опубликованном в единой информационной системе, заказчиком не установлены требования о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, согласно указанного извещения, объектом закупки является выполнение функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора) на выполнение работ по строительству жилого дома для малоимущей многодетной семьи по адресу: Липецкая область, Добринский район, с.Нижняя Матренка, ул.Молодежная. Вместе с тем, как следует из пояснений представителей уполномоченного учреждения и положений технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении закупки, результатом выполненных работ по данной закупке будет являться построенный жилой дом "под ключ". Исходя из этого, можно сделать вывод, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству жилого дома для малоимущей многодетной семьи по адресу: Липецкая область, Добринский район, с.Нижняя Матренка, ул.Молодежная, а также оказание услуг по исполнению функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора). Вместе с тем, согласно ч.2.1 ст.52 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Таким образом, заказчики обязаны устанавливать требование о наличии у участника закупки членства в СРО, если начальная максимальная цена контракта превышает 10 миллионов рублей. Как установлено, начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 010 000,00 рублей. Исходя из вышеизложенного, действия заказчика, не установившего к участникам закупки требование о членстве в саморегулируемой организации, не нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного заявителем не представлено. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком в извещении неправомерно установлены требования к участникам закупки в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего. Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования); Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) установлены к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования в соответствии с приложением.
Согласно извещению, заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению N2571: Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции,, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей. Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, Предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. При этом, в соответствии с позицией 7 раздела III Приложения к Постановлению N2571 дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются в случае, если объектом закупки выступают работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта. Как было вышеизложено и установлено, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству жилого дома для малоимущей многодетной семьи по адресу: Липецкая область, Добринский район, с.Нижняя Матренка, ул.Молодежная, а также оказание услуг по исполнению функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора). Начальная (максимальная) цена контракта - 8 010 000,00 руб. Между тем, согласно пункту 3 Постановления N2571, положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, заказчик, установив в извещении о проведении аукциона дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 7 раздела III Приложения к Постановлению N2571, учел положения п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного заявителем не представлено. Более того, заявитель на рассмотрение жалобы не обеспечил явку своих представителей, не предоставил доказательств, подтверждающих обоснованность доводов своей жалобы. В связи с чем, доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения. Комиссией Липецкого УФАС России при проведении проверки в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика были установлены нарушения требований ст.33, ст.42 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. При этом, в силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении рассматриваемой закупки, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству жилого дома для малоимущей многодетной семьи по адресу: Липецкая область, Добринский район, с.Нижняя Матренка, ул.Молодежная, а также оказание услуг по исполнению функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора). При этом, как установлено, извещение о проведении электронного аукциона содержит техническое задание. Из анализа положений технического задания Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в рассматриваемом электронном аукционе выполнению подлежат работы по строительству жилого дома для малоимущей многодетной семьи по адресу: Липецкая область, Добринский район, с.Нижняя Матренка, ул.Молодежная, кадастровый номер участка 48:04:1500304:186: При этом, п.5.1 технического задания установлена стадийность выполнения работ:
- разработка эскизного проекта;
- разработка проектной и сметной документации;
- строительство объекта;
- подготовка технической документации для ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки, для подрядчика предусмотрено выполнение полного комплекса работ по строительству жилого дома "под ключ", а также оказание услуг по исполнению функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе, строительного контроля (технического надзора). Вместе с тем, пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ установлен перечень функций технического заказчика, к которым выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, подготовке технической документации для ввода объекта в эксплуатацию, ГрК РФ не отнесены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В случае, если технический заказчик и подрядчик являются одним и тем же лицом, договор строительного подряда от имени застройщика таким заказчиком не может быть заключен. В случае, если договор на выполнение функций технического заказчика и договор строительного подряда будут заключены застройщиком с одним и тем же лицом, то в дальнейшем не могут быть исполнены существенные условия и обязанности сторон, предусмотренные главой 37 ГК РФ.
Исходя из норм статей 748 и 749 ГК РФ, части 2 статьи 53 ГрК РФ и пункта 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N468, которыми установлены функции технического заказчика по контролю и надзору за ходом и качеством выполняемых подрядчиком работ, следует, что лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика, и подрядчик также не могут быть одним и тем же лицом. Осуществление одной организацией подрядных работ и строительного контроля является фактически контролем "над самим собой", что противоречит целям и задачам строительного контроля.
Таким образом, подрядчику (генеральному подрядчику) по договору строительного подряда не могут быть переданы функции заказчика по контролю за строительством. Заказчик (застройщик) обязан обеспечить строительный контроль либо путем личного его осуществления, либо путем возложения данной обязанности на лицо, не выполняющее работы по договору строительного подряда. Данная позиция содержится в разъяснениях ФАС России "О правомерности выполнения строительно-монтажных работ и проведения строительного контроля одной организацией" и в письме Минстроя России от 17.12.2018 N50234-ТБ/02 "О функциях технического заказчика". Следовательно, исполнение функций технического заказчика, а также выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта относятся к разным рынкам, выполнение которых осуществляется лицами, обладающими соответствующей специальной правоспособностью (членством в СРО) по каждому из видов работ. Учитывая изложенное, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком принято неправомерное решение об объединении в один объект закупки выполнение подрядных работ по строительству объекта и оказания услуг по исполнению функций технического заказчика, что не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что указанные действия заказчика противоречат п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и нарушают требования п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Стройтехконтроль" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора) на выполнение работ по строительству жилого дома для малоимущей многодетной семьи по адресу: Липецкая область, Добринский район, с.Нижняя Матренка, ул.Молодежная (реестровый номер 0846600000924000083 ) необоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. Председатель Комиссии: И.В. Поткина Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии: Член Комиссии: Т.С. Рябкова
2024-4734
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 5 июня 2024 г. N 048/06/106-451/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024