Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 июня 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя общества с ограниченной ответственностью "ФинПромМаркет-XXI" - (на основании доверенности),
представителя Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области - (на основании доверенности);
представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФинПромМаркет-XXI" на действия Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000324004793),
УСТАНОВИЛА:
03.06.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ФинПромМаркет-XXI" (далее - ООО "ФинПромМаркет-XXI", Заявитель) на действия Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000324004793) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводу заявителя, в действиях Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области и ООО "Интегрированные компьютерные системы" имеются признаки ограничения конкуренции вследствие умышленных действий, делающих невозможным оказание соответствующих услуг без получения разрешения от ООО "Интегрированные компьютерные системы" при том что созданная за счет средств государственного бюджета ГИС должна находиться в собственности Оренбургской области, в том числе подсистема "Навигатор дополнительного образования". Присутствующий на рассмотрении дела представитель ООО "ФинПромМаркет-XXI" просил признать жалобу обоснованной, внести изменения в извещение о проведении закупки.
Присутствующий на рассмотрении дела представитель Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области просил признать жалобу необоснованной, более подробно изложив позицию в письменных пояснениях.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 07.06.2024 15:00 местного времени с целью предоставления сторонами дополнительных материалов для разрешения дела.
После перерыва Заказчиком были представлены реестр контрактов, подтверждающий выполнение работ по созданию и внедрению автоматизированной системы "Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Оренбургской области" в рамках дальнейшего развития существующей системы "Мониторинг качества образования Оренбургской области" и выполнение по доработке указанной системы, а также лицензионные договоры от 28.10.2019 и от 18.12.2012, подтверждающие передачу прав на пользование системой и предоставление неисключительных прав. Присутствующий на рассмотрении дела после перерыва представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной.
Присутствующий после перерыва представитель Заявителя отметил, что у Заказчика права на доработку системы отсутствуют, как и обязанность у Министерства образования Оренбургской области заключить сублицензионный договор с победителем обжалуемой закупки. Информация об этом умышленно скрыта Министерством цифрового развития и связи Оренбургской области, что является нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе. В тоже время, умышленное невключение Министерством цифрового развития и связи Оренбургской области в описание обязанности заказчика о предоставлении Исполнителю имеющихся прав на выполнение работ по техническому заданию, исходных кодов ПО, описания баз данных ПО с целью доработки ПО, свидетельствуют о нарушении статьи 8 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
29.05.2024 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000324004793).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 675 000,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна быть указана в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 "Характеристика объекта автоматизации" технического задания на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" установлено следующее:
"4. Характеристика объекта автоматизации
Исключительные права на автоматизированную информационную систему "Цифровое образование Оренбургской области" принадлежат обществу с ограниченной ответственностью "Интегрированные компьютерные системы".
Исключительные права на доработки автоматизированной информационную систему "Цифровое образование Оренбургской области" принадлежат министерству цифрового развития и связи Оренбургской области.
Неисключительные права на автоматизированную информационную систему "Цифровое образование Оренбургской области" принадлежат министерству цифрового развития и связи Оренбургской области на следующих условиях.
Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области может использовать Систему самостоятельно, в органах исполнительной власти Оренбургской области, а также в подведомственных им организациях (учреждениях), в органах местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области и в подведомственных им организациях (учреждениях) на неограниченном числе компьютеров, любым, не противоречащим действующему законодательству Российской федерации способом, в том числе модернизировать исходных код, по своему усмотрению для целей указанного выше использования самостоятельно и получения согласия.
В соответствии требованиями действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего передачу прав на результат интеллектуальной деятельности, Исполнитель должен обладать правами на оказание Услуг, что должно быть подтверждено одним из перечисленных документов:
- документ, подтверждающий наличие у Исполнителя исключительных прав на Систему;
- лицензионный договор с правообладателем Системы, предоставляющий Исполнителю полномочия, необходимые и достаточные для оказания Услуг;
- сублицензионный договор с лицом, с которым правообладатель системы заключил лицензионный договор и предоставил этому лицу права на оказание услуг по настоящему техническому заданию и которое, в свою очередь, предоставило соответствующие права Исполнителю в объеме, необходимом и достаточном для оказания Услуг".
Согласно доводу жалобы Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области, имея право модернизировать исходный код самостоятельно, установило указанные выше ограничения на допуск к торгам на доработку системы.
Присутствующий на рассмотрении дела представитель Заказчика отметил, что Министерством цифрового развития и связи Оренбургской области предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения прав потенциальных участников закупки и размещено техническое задание, представляющее собой документ, в котором содержится описывающее все необходимые для заказчика функциональные, технические и программные требования к разрабатываемому программному обеспечению.
Согласно представленным письменным пояснениям Заказчика закупка проводится с целью обеспечения автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" (далее - Система) функционалом по формированию социального сертификата на получение Услуги "Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)" в соответствии с требуемым профилем обучения.
Система создана ООО "Интегрикс" при исполнении государственного контракта N0153200000212006715-0163127-04 от 18.12.2012 года на выполнение работ по созданию и внедрению автоматизированной системы "Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Оренбургской области" (далее - АИС ГМУСО) в рамках дальнейшего развития существующей системы "Мониторинг качества образования Оренбургской области" (далее - ГК1). В рамках ГК1 между ООО "Интегрикс" и министерством образования Оренбургской области (далее - функциональный заказчик) заключено лицензионное соглашение на право использования автоматизированной информационной системы "Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Оренбургской области" в рамках дальнейшего развития существующей системы "Мониторинг качества образования Оренбургской области", согласно которому министерству образования Оренбургской области бессрочно переданы права на использование АИС ГМУСО с правом модернизации исходного кода с привлечением третьих лиц.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 14.01.2014 N 5-п "О запуске в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы "Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Оренбургской области" АИС ГМУСО размещено на вычислительных мощностях центра обработки данных Правительства Оренбургской области (Государственным бюджетным учреждением Оренбургской области "Центр информационных технологий Оренбургской области") и введено в эксплуатацию.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2019 N 1049-пп "Об утверждении положения об автоматизированной информационной системе "Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Оренбургской области" утверждено "Положение об автоматизированной информационной системе "Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Оренбургской области".
В соответствии с полномочиями Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области реализует функции цифрового государственного управления в Оренбургской области, в том числе путем обеспечения внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг; обеспечивает создание и развитие информационных систем, обеспечивающих автоматизацию деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в том числе предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
В рамках исполнения государственного контракта N 0853500000319010877 от 28 октября 2019 г. на выполнение работ по доработке автоматизированной информационной системы "Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Оренбургской области" (далее - ГК2), в том числе выполнена разработка подсистемы "Навигатор дополнительного образования". По окончанию выполнения работ по ГК2 Исполнитель передал Министерству цифрового развития и связи Оренбургской области (далее - Заказчик) неисключительные права на использование АИС ГМУСО.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 16.11.2021 N 1063-пп "О внесении изменений в постановления Правительства Оренбургской области от 14 января 2014 года N 5-п и от 30 декабря 2019 года N 1049-пп" АИС ГМУСО переименовано в автоматизированную информационную систему "Цифровое образование Оренбургской области".
После утверждения Приказа Минцифры России от 17.12.2020 N 715 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем", которым предусмотрено, что исключительные права на разработанные в ходе выполнения работ по Контракту результаты в полном объеме передаются заказчику, Исполнителями государственных контрактов (заключенных после утверждения Минцифры России от 17.12.2020 N 715 и указанных в 4.1 технического задания), переданы исключительные права на все доработки Системы заказчику и функциональному заказчику.
В соответствии со статьей 1226 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
Согласно пункту 3 статьи 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (статья 1233).
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
Согласно пояснениям представителя Заказчика Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области обладает правами на Систему, позволяющими привлекать третьих лиц к доработке Системы. В соответствии с письменными пояснениями Заказчика в случае, если участник, который будет признан победителем аукциона, не будет обладать исключительными правами на Систему или с им не заключен лицензионный договор с правообладателем, то победитель аукциона должен будет заключить сублицензионный договор с лицом, с которым правообладатель системы заключил лицензионный договор и предоставил этому лицу права на оказание услуг в объеме, необходимом и достаточном для оказания Услуг по контракту, т.е. либо с Министерством цифрового развития и связи Оренбургской области (заказчиком), либо с Министерством образования Оренбургской области (функциональным заказчиком), либо с любым другим лицом, обладающим правом передачи прав в объеме, необходимом и достаточном для оказания Услуг по контракту.
Комиссия Оренбургского УФАС России принимает во внимание, что пунктом 5.4.2 проекта контракта установлена обязанность Заказчика "Передавать Исполнителю иную необходимую для выполнения обязательств информацию".
Следовательно, указанная выше позиция Заказчика согласуется с требованиями проекта контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России также отмечается, что п. 1.7 проекта контракта установлены следующие условия о принадлежности исключительных прав и права собственности на результаты услуг:
"1.7.1. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, но не исключая: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также исключительные права на результаты оказания услуг, включая объекты авторских прав и потенциально патентоспособные технические решения, секреты производства (ноу-хау), созданные в рамках Контракта, принадлежат в лице Заказчика: субъекту Российской Федерации - Оренбургской области;
1.7.2. Право собственности на результаты оказания услуг, отчетные документы и материалы, полученные в ходе оказания услуг по Контракту, принадлежат: субъекту Российской Федерации - Оренбургской области; и считаются переданными с момента подписания Сторонами документа о приемке.
1.7.3. В случае если при оказании услуг по Контракту осуществляется доработка программ для электронных вычислительных машин заказчика, осуществлять ее в соответствии с предоставляемыми в обязательном порядке Заказчиком правами на их использование на период оказания услуг по Контракту".
Указанные пункты проекта контракта наглядно свидетельствуют о соблюдении заказчиком при подготовке документации положений Типовых условий Приказа Минцифры России от 17.12.2020 N 715.
Кроме того, пунктом 5.2.14. проекта государственного контракта обязанностью Исполнителя является:
"5.2.14. Обеспечить отсутствие нарушений исключительных, авторских и смежных прав третьих лиц при реализации технических, программных, организационных и иных решений, предусмотренных техническим заданием на оказание услуг".
Указанный пункт проекта государственного контракта является прямой цитатой пункта 3.6. Типовых условий, согласно которым "Исполнитель обязан обеспечить отсутствие нарушений исключительных, авторских и смежных прав третьих лиц при реализации технических, программных, организационных и иных решений, предусмотренных техническим заданием на выполнение работ".
Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что действующее законодательство, в том числе в сфере информационных технологий, а именно Типовые условия, направлены на защиту исключительных, в том числе авторских прав правообладателя.
Пунктом 5.2.4 проекта контракта установлена обязанность Исполнителя "Незамедлительно в письменной форме информировать Заказчика в случае невозможности исполнения обязательств по настоящему Контракту".
Таким образом, по мнению Комиссии Оренбургского УФАС России, проектом контракта предусмотрено условие об информировании Заказчика о невозможности исполнения обязательств в случае, если Заказчиком не будет обеспечена передача прав в объеме, необходимом и достаточном для оказания Услуг по контракту.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что обязанность доказывания нарушения Заказчиком прав и законных интересов заявителя лежит на подателе обращения. Вместе с тем, доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Также Комиссия Оренбургского УФАС России обращает внимание сторон, что рассмотрение действий (бездействий) Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000324004793) на предмет наличия нарушений положений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" будет проводиться отдельной комиссией Оренбургского УФАС России, уполномоченной на рассмотрение дел указанной категории.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФинПромМаркет-XXI" на действия Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по доработке подсистемы "Навигатор дополнительного образования" автоматизированной информационной системы "Цифровое образование Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000324004793) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 7 июня 2024 г. N 056/06/106-662/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024