Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Фарм-СТ" на действия Заказчика ГУЗ СО "Марксовская РБ" при проведении электронного аукциона N 0360300080624000215
"Поставка реагентов для гематологического анализатора МЕК-6510К",
УСТАНОВИЛА:
03.06.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Фарм-СТ" (далее - Заявитель) на действия ГУЗ СО "Марксовская РБ" при проведении электронного аукциона N 0360300080624000215 "Поставка реагентов для гематологического анализатора МЕК-6510К" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, направил ходатайство (исх. N 39-21/14-28 от 07.06.2024) о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.05.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ СО "Марксовская РБ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 87 808,24 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о закупках заказчик электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению, объектом закупки является Реагент для лизиса клеток крови ИВД, Код КТРУ - 21.20.23.110-00004861, Модель анализатора - МЕК-6510К компании NIHON KOHDEN CORPORATION, в лаборатории заказчика используется гематологический анализатор МЕК-6510К компании NIHON KOHDEN CORPORATION. в соответствии с письмом производителя от 30.08.2016 г. на данный прибор закрытого типа необходим оригинальный расходный материал.
По мнению Заявителя, аукционная документация сформирована с нарушением ст.33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки нарушены требования действующего законодательства, что создает условия к ограничению участия в закупке, в частности: Согласно описанию объекта закупки, поставке подлежат Поставка реагентов для гематологического анализатора МЕК-6510К. При этом извещение о закупке сформировано таким образом, что поставить можно только оригинальные реагенты к гематологическому анализатору МЕК-6510К компании NIHON KOHDEN CORPORATION. в соответствии с письмом производителя от 30.08.2016 на данный прибор закрытого типа необходим оригинальный расходный материал.
Как следует из письма Заказчика исх. N 39-21/14-29 от 07.06.2024 из руководства оператора, размещенного в открытом доступе на сайте Росздравнадзора (копия стр. 2.11 Руководства оператора прилагается), автоматический гематологический анализатор серии МЕК (МЕК 6510K), имеет ограничения в использовании реагентов сторонних производителей. В разделе "Необходимые материалы" на странице 2.11 Руководства оператора на автоматический гематологический анализатор МЕК-6510(МЕК 6510J, МЕК-6510K) указан перечень расходных материалов и установлено требование: "используйте только рекомендуемые компанией NIHON KOHDEN реагенты и расходные материалы. В противном случае точность результатов измерений не гарантируется, а неподходящая концентрация реагентов может привести к повреждению оборудования."
Потребность в указанных реагентах обоснована, прежде всего, оказанием качественной медицинской помощи пациентам.
Руководство оператора на автоматический гематологический анализатор МЕК6510(MEK 6510J, MEK-6510K) обязывает Заказчика использовать только оригинальные реагенты, в противном случае, как указано в инструкции, точность результатов измерений не гарантируется, а неподходящая концентрация реагентов может привести к повреждению оборудования.
Также, Заказчик направил в адрес Саратовского УФАС России Свидетельство и предупреждение от 30.08.2016 производителя анализаторов МЕК компании Нихон Коден, в котором указано следующее(Цитата): "Наши реагенты специально разработаны для использования с нашими гематологических и анализатор МЕК, а также одобрены NIHON KOHDEN CORPORATION в Японии.
Предупреждение: "Анализаторы NIHON KOHDEN представляют собой закрытую систему и могут функционировать только при условии применения оригинальных реагентов, производимых NIHON KOHDEN. Никакие реагенты других компаний не были испытаны или утверждены для использования с гематологическими анализаторами NIHON KOHDEN. NIHON KOHDEN не несет ответственность и не принимает на себя никаких обязательств относительно производительности, точности и достоверности результатов анализов пациентов, проведенных на гематологических анализаторах NIHON KOHDEN с использованием других реагентов, произведенных не компанией NIHON KOHDEN, и/или других ненадлежащих альтернативных реагентов.
Производительность каждого гематологического анализатора NIHON KOHDEN была проверена в соответствии со строгими стандартами производства NIHON KOHDEN с использованием только оригинальных реагентов NIHON KOHDEN. Использование каких-либо других реагентов, произведенных не NIHON KOHDEN, может нанести серьезный вред качеству результатов анализов и нарушить работу механизмов прибора и сам процесс анализа, Пользователь несет личную ответственность за использование таких реагентов на свой страх и риск."
Таким образом, объект закупки сформирован исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика.
При таких обстоятельствах доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Фарм-СТ" на действия Заказчика ГУЗ СО "Марксовская РБ" при проведении электронного аукциона N 0360300080624000215 "Поставка реагентов для гематологического анализатора МЕК-6510К" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 10 июня 2024 г. N 064/06/33-766/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024