Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
страхования Российской Федерации по Саратовской области, рассмотрев жалобу ООО "Медпроф" на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области при проведении запроса котировок в электронной форме N
0360100024424000184 "Поставка сигнализаторов звука цифровых",
УСТАНОВИЛА:
04.06.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Медпроф" на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области при проведении запроса котировок в электронной форме N 0360100024424000184 "Поставка сигнализаторов звука цифровых" (далее - Запрос котировок).
Заявитель в своей жалобе указывает на нарушения Заказчиком требований Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части правил описания объекта закупки.
Также в жалобе указано, что по совокупности установленных характеристик объекта закупки требованиям Заказчика соответствует только одна модель сигнализатора одного производителя, а именно - ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Представитель Заявителя, присутствующая при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
29.05.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчиком по данному Запросу котировок является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 536 665,35 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка сигнализаторов звука цифровых.
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки), а именно:
п/п |
N |
Наименование ТСР в соответствии с Классификацией N 86н от 13.02. 2018 г./ наименование по коду КТРУ, код КТРУ/ ОКПД2 |
Функциональные и технические характеристики |
Колво (шт.) |
|
1 |
16-01-01 Сигнализатор звука цифровой со световой индикацией 27.90.20.120 Приборы световой и звуковой сигнализации электрические 27.90.20.120- 00000001 - Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией |
Сигнализатор звука цифровой со световой индикацией для людей с нарушением слуха предназначен для информирования пользователей о наличии звуковых сигналов домофона, дверного звонка и телефонного звонка. Требования к функциональным и техническим характеристикам: - сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции; - радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м; - рабочая частота: 433,92 МГц + 0,2%; - конструкция сигнализатора должна обеспечивать пользователю удобство и простоту обращения, самостоятельную установку при подготовке и во время эксплуатации. Настольный приемник со световой индикацией. Настольный приемник со световой индикацией должен служить для оповещения пользователя о наличии бытовых сигналов: - дверного звонка; - домашнего стационарного телефона;- сотового телефона (смартфона); - домофона. Настольный световой приемник должен иметь возможность устанавливаться в удобном для наблюдения месте (прикроватная тумба, стол, стена и т.д.). Настольный приемник должен иметь дисплей. Приемник должен иметь возможность установки на вертикальную и горизонтальную поверхность. Настольный приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: - световой индикации;- звуковой индикации; - в текстовом виде (за счет текста на русском языке). Настольный приемник должен иметь: - кнопку включения и выключения; - меню; - будильник; - возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке; - возможность одновременно в световом, звуковом и текстовом виде (за счет текста на |
150 |
|
|
русском языке) информировать пользователя о происходящем событии; - регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов; - регулировку цвета звуковых сигналов, вцелях подбора оптимальной конфигурации под каждый вид события; - возможность ситуационного включения и отключения видов индикации (световой и звуковой); - возможность проводного подключения специального внешнего вибрационного устройства, предназначенного для использования его в качестве выносного будильника или сигнализатора во время сна, отдыха и пр. Питание приемника должно быть от аккумулятора. На приемнике должна быть индикация уровня заряда аккумулятора. Время автономной работы на настольном приемнике должно быть не менее 3-х суток. Универсальный передатчик. Универсальный передатчик должен служить для передачи информации о входящем сигнале домофона и телефона на настольный световой приемник. Передатчик универсальный должен иметь возможность подключаться к линии домофона и телефона. Передатчик должен подключаться проводным способом к источнику сигнала с помощью модульных разъемов и клемм. Передатчик должен иметь возможность фиксировать бытовые события, происходящие в доме с помощью встроенного микрофона. Передатчик универсальный должен иметь: - световую индикацию для подтверждения активации устройства и передачи данных на приемник; - микрофон с регулятором уровня чувствительности; - кнопку включения и выключения микрофона; - текстовую кнопку. Питание передатчика должно осуществляться от встроенной батареи. Передатчик дверного звонка. Передатчик дверного звонка должен служить для передачи информации о входящем сигнале дверного звонка на настольный световой приемник. Передатчик дверного звонка должен быть беспроводным и иметь возможность подключения к линии дверного звонка проводным способом, заменяя стандартный дверной звонок. Должен иметь встроенную кнопку активации дверного звонка. Передатчик должен иметь светодиодный индикатор активации дверного звонка. Питание передатчика должно осуществляться от встроенной батареи. |
|
|
|
Датчик сотового телефона. Датчик сотового телефона (смартфона) должен служить для передачи информации о входящем сигнале (входящий звонок, сообщение и т.д.) сотового телефона (смартфона) на настольный световой приемник. Комплект поставки сигнализатора должен включать: - настольный приемник со световой индикацией - 1 шт.; - передатчик универсальный - 1 шт.; - передатчик дверного звонка - 1 шт.; - датчик сотового телефона (смартфона) - 1 шт.; - клеммы для подключения к линии домофона; - переходник для подключения к линии стационарного домашнего телефона; - держатели, элементы питания, зарядные устройства, необходимые для работы сигнализатора; - руководство пользователя на русском языке. Требования к маркировке и упаковке: - товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя; - номер стандарта и (или) ТУ;- порядковый номер сигнализатора; - отметку и приемке. Сигнализаторы должны быть упакованы в индивидуальную (потребительскую) тару по ГОСТ 28594-90. Требования к транспортной таре, упаковке и ее маркировке - по ГОСТ 28594-90, Документы: - декларация о соответствии. Сигнализатор должен соответствовать требованиям следующих стандартов: - ГОСТ Р 51632-2021 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" (Раздел 4); - ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия"; - ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия"; - ГОСТ Р ИСО 9999-2019 "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология"; - ГОСТ Р 52084-2003 "Приборы электрические бытовые. Общие технические условия"; - ГОСТ 30804.6.2-2013 "Совместимостьтехнических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в |
|
|
|
промышленных зонах. Требования и методы испытаний"; - ГОСТ 30804.6.4-2013 "Совместимостьтехнических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в промышленных зонах. Нормы и методы испытаний"; - ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы идругие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды". |
|
2 |
16-01-02 Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией 27.90.20.120 Приборы световой и звуковой сигнализации электрические 27.90.20.120- 00000002 - Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией |
Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией для людей с нарушением слуха должен быть предназначен для информирования пользователей о наличии звуковых сигналов домофона, дверного звонка и телефонного звонка. Требования к функциональным и техническим характеристикам: - сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции; - радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м; - рабочая частота: 433,92 МГц + 0,2%; - конструкция сигнализатора должна обеспечивать пользователю удобство и простоту обращения, самостоятельную установку при подготовке и во время эксплуатации. Карманный приемник с вибрационной индикацией. Карманный приемник с вибрационной индикацией должен служить для оповещения пользователя о наличии бытовых сигналов: - дверного звонка; - домашнего стационарного телефона;- сотового телефона (смартфона); - домофона. Карманный приемник должен иметь компактные габаритные размеры. Карманный приемник должен иметь клипсу для крепления на поясе. Приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: - вибрационной индикации; - световой индикации;- звуковой индикации; - в текстовом виде (за счет текста на русском языке). Приемник должен иметь: - кнопку включения и выключения; - меню; - будильник; - возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке; - возможность одновременно в световом, |
150 |
|
|
звуковом и текстовом виде (за счет текста на русском языке), а также в вибрационном виде (за счет вибраций корпуса приемника) информировать пользователя о происходящем событии; - регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов; - регулировку цвета звуковых сигналов, вцелях подбора оптимальной конфигурации под каждый вид события; - возможность ситуационного включения и отключения видов индикации (световой, звуковой и вибрационной). Питание приемника должно быть от аккумулятора. На приемнике должна быть индикация уровня заряда аккумулятора. Время автономной работы на настольном приемнике должно быть не менее 3-х суток. Универсальный передатчик. Универсальный передатчик должен служить для передачи информации о входящем сигнале домофона и телефона на карманный приемник с вибрационной индикацией. Передатчик универсальный должен иметь возможность подключаться к линии домофона и телефона. Передатчик должен подключаться проводным способом к источнику сигнала с помощью модульных разъемов и клемм. Передатчик должен иметь возможность фиксировать бытовые события, происходящие в доме с помощью встроенного микрофона. Передатчик универсальный должен иметь: - световую индикацию для подтверждения активации устройства и передачи данных на приемник; - микрофон с регулятором уровня чувствительности; - кнопку включения и выключения микрофона; - текстовую кнопку. Питание передатчика должно осуществляться от встроенной батареи. Передатчик дверного звонка. Передатчик дверного звонка должен служить для передачи информации о входящем сигнале дверного звонка на карманный приемник с вибрационной индикацией. Передатчик дверного звонка должен быть беспроводным и иметь возможность подключения к линии дверного звонка проводным способом, заменяя стандартный дверной звонок. Должен иметь встроенную кнопку активации дверного звонка. Передатчик должен иметь светодиодный индикатор активации дверного звонка. Питание передатчика должно осуществляться от встроенной батареи. Датчик сотового телефона. |
|
|
|
Датчик сотового телефона (смартфона) должен служить для передачи информации о входящем сигнале (входящий звонок, сообщение и т.д.) сотового телефона (смартфона) на карманный приемник с вибрационной индикацией. Комплект поставки сигнализатора должен включать: - карманный приемник с вибрационной индикацией - 1 шт.; - передатчик универсальный - 1 шт.; - передатчик дверного звонка - 1 шт.; - датчик сотового телефона (смартфона) - 1 шт.; - клеммы для подключения к линии домофона; - переходник для подключения к линии стационарного домашнего телефона; - держатели, элементы питания, зарядные устройства, необходимые для работы сигнализатора; - руководство пользователя на русском языке. Требования к маркировке и упаковке: - товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя; - номер стандарта и (или) ТУ;- порядковый номер сигнализатора; - отметку и приемке. Сигнализаторы должны быть упакованы в индивидуальную (потребительскую) тару по ГОСТ 28594-90. Требования к транспортной таре, упаковке и ее маркировке - по ГОСТ 28594-90, Документы: - декларация о соответствии. Сигнализатор должен соответствовать требованиям следующих стандартов: - ГОСТ Р 51632-2021 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" (Раздел 4); - ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия"; - ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия"; - ГОСТ Р ИСО 9999-2019 "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология"; - ГОСТ Р 52084-2003 "Приборы электрические бытовые. Общие технические условия"; - ГОСТ 30804.6.2-2013 "Совместимостьтехнических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в |
|
|
|
промышленных зонах. Требования и методы испытаний"; - ГОСТ 30804.6.4-2013 "Совместимостьтехнических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в промышленных зонах. Нормы и методы испытаний"; - ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды". |
|
3 |
16-01-03 Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией 27.90.20.120 Приборы световой и звуковой сигнализации электрические 27.90.20.120- 00000003 - Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией |
Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для людей с нарушением слуха должен быть предназначен для информирования пользователей о наличии звуковых сигналов домофона, дверного звонка и телефонного звонка. Требования к функциональным и техническим характеристикам: - сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции; - радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м; - рабочая частота: 433,92 МГц + 0,2%; - конструкция сигнализатора должна обеспечивать пользователю удобство и простоту обращения, самостоятельную установку при подготовке и во время эксплуатации. Карманный приемник с вибрационной и световой индикацией. Карманный приемник с вибрационной и световой индикацией должен служить для оповещения пользователя о наличии бытовых сигналов: - дверного звонка; - домашнего стационарного телефона;- сотового телефона (смартфона); - домофона. Карманный приемник должен иметь компактные габаритные размеры. Карманный приемник должен иметь клипсу для крепления на поясе. Приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: - световой индикации;- звуковой индикации; - вибрационной индикации; - в текстовом виде (за счет текста на русском языке). Приемник должен иметь: - кнопку включения и выключения; - меню; - будильник; - возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке; |
80 |
|
|
- возможность одновременно в световом, звуковом и текстовом виде (за счет текста на русском языке), а также в вибрационном виде (за счет вибраций корпуса приемника) информировать пользователя о происходящем событии; - регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов; - регулировку цвета звуковых сигналов, вцелях подбора оптимальной конфигурации под каждый вид события; - возможность ситуационного включения и отключения видов индикации (световой, звуковой и вибрационной). Питание приемника должно быть от аккумулятора. На приемнике должна быть индикация уровня заряда аккумулятора. Время автономной работы на настольном приемнике должно быть не менее 3-х суток. Универсальный передатчик. Универсальный передатчик должен служить для передачи информации о входящем сигнале домофона и телефона на карманный приемник с вибрационной и световой индикацией. Передатчик универсальный должен иметь возможность подключаться к линии домофона и телефона. Передатчик должен подключаться проводным способом к источнику сигнала с помощью модульных разъемов и клемм. Передатчик должен иметь возможность фиксировать бытовые события, происходящие в доме с помощью встроенного микрофона. Передатчик универсальный должен иметь: - световую индикацию для подтверждения активации устройства и передачи данных на приемник; - микрофон с регулятором уровня чувствительности; - кнопку включения и выключения микрофона; - текстовую кнопку. Питание передатчика должно осуществляться от встроенной батареи. Передатчик дверного звонка. Передатчик дверного звонка должен служить для передачи информации о входящем сигнале дверного звонка на карманный приемник с вибрационной и световой индикацией. Передатчик дверного звонка должен быть беспроводным и иметь возможность подключения к линии дверного звонка проводным способом, заменяя стандартный дверной звонок. Должен иметь встроенную кнопку активации дверного звонка. Передатчик должен иметь светодиодный индикатор активации дверного звонка. Питание передатчика должно осуществляться от встроенной батареи. |
|
|
|
Датчик сотового телефона. Датчик сотового телефона (смартфона) должен служить для передачи информации о входящем сигнале (входящий звонок, сообщение и т.д.) сотового телефона (смартфона) на карманный приемник с вибрационной и световой индикацией. Комплект поставки сигнализатора должен включать: - карманный приемник с вибрационной и световой индикацией - 1 шт.; - передатчик универсальный - 1 шт.; - передатчик дверного звонка - 1 шт.; - датчик сотового телефона (смартфона) - 1 шт.; - клеммы для подключения к линии домофона; - переходник для подключения к линии стационарного домашнего телефона; - держатели, элементы питания, зарядные устройства, необходимые для работы сигнализатора; - руководство пользователя на русском языке. Требования к маркировке и упаковке: - товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя; - номер стандарта и (или) ТУ;- порядковый номер сигнализатора; - отметку и приемке. Сигнализаторы должны быть упакованы в индивидуальную (потребительскую) тару по ГОСТ 28594-90. Требования к транспортной таре, упаковке и ее маркировке - по ГОСТ 28594-90, Документы: - декларация о соответствии. Сигнализатор должен соответствовать требованиям следующих стандартов: - ГОСТ Р 51632-2021 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" (Раздел 4); - ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия"; - ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия"; - ГОСТ Р ИСО 9999-2019 "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология"; - ГОСТ Р 52084-2003 "Приборы электрические бытовые. Общие технические условия"; - ГОСТ 30804.6.2-2013 "Совместимостьтехнических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам |
|
|
|
технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний"; - ГОСТ 30804.6.4-2013 "Совместимостьтехнических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в промышленных зонах. Нормы и методы испытаний"; - ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды". |
|
Итого: |
380 |
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно требует к поставке только сигнализаторы звука с наличием дисплея.
Согласно пояснения представителей Заказчика, Дисплей приемника не только обеспечивает пользователей исчерпывающей информацией о бытовом событии в виде текста и визуального изображения, но также показывает время и дату. Учитывая данный фактор, это устройство может быть использовано в качестве будильника, а данная функция применяется пользователями ежедневно и является одной из основных для людей с нарушениями слуха. Исходя из данных факторов, дисплей приемника является оптимальным решением для обеспечения реабилитационного эффекта.
Из жалобы Заявителя следует, что описание объекта закупки содержит требование, которое не предусмотрено ГОСТ Р 70185-2022, но при этом необоснованно установлено Заказчиком:
- это требование о наличии универсального передатчика.
Заявитель так же указывает, что Заказчиком установлены необоснованные и избыточные требования, а именно: питание передатчика дверного звонка должно осуществляться от встроенной батареи, сигнализатор звука является беспроводным по конструкции, питание карманного и настольного приемников должно быть от аккумулятора, приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов.
Из пояснений представителей Заказчика, следует, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.2005 г. N 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
В статье 11.1 Закона N 181-ФЗ установлено, что решение об обеспечении инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду ТСР, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5.2.107 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" Минтруд России самостоятельно принимает перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР.
В соответствии с приказом Минтруда России от 27.04.2023 N 342н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР" Сигнализаторы звука световые и вибрационные подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: способность к общению, ориентации, обучению, трудовой деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 2 Правил обеспечения ТСР обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ИПР инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Форма ИПР инвалида утверждена приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.06.2023 N 545н "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм".
Форма ИПР инвалида содержит раздел "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)", согласно которому указывается перечень ТСР.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона N44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Описание объекта закупки составлено Отделением с учетом собственных потребностей исходя из специфики деятельности организации и в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N44-ФЗ, а также приказа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации N2178 от 01.11.2023 года "О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР".
Рекомендации СФР по составлению описания объекта закупки на обеспечение сигнализаторами звука прошли процедуру согласования с Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих" (указанное подтверждается письмом Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих" от 24.10.2023 г.), следовательно, вышеуказанные рекомендации в полном объеме отвечают потребностям пользователей с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде.
Согласно пояснению представителя Заказчика, питание карманного приемника должно быть от аккумулятора, так как данный выбор сделан в пользу оптимального и более удобного в использовании источника питания. За счет питания от аккумулятора пользователю нет необходимости менять элементы питания, что экономит денежные средства пользователей с нарушением слуха и обеспечивает непрерывность использования устройства.
Должно быть наличие передатчика дверного звонка и датчика сотового телефона, так как на данный момент практически все пользователи с нарушениями слуха используют не домашний телефонный аппарат, а сотовый телефон (смартфон). Поэтому для максимального эффекта реабилитации целесообразно взаимодействие сигнализаторов звука именно с такими видами телефонов. Наличие же передатчика дверного звонка в описание объекта закупки обусловлено объективностью в использовании сигнализатора, т.к. основными бытовыми сигналами в повседневной жизни пользователя с нарушениями слуха, являются сигналы: дверного звонка, домофона и телефона. Также данная характеристика (как всё техническое описание) согласована и одобрена ОООИ ВОГ и предусмотрена ГОСТ Р 70185-2022.
Питание передатчика дверного звонка должно осуществляться от встроенной батареи. Данная функция обусловлена тем фактором, что у пользователя нет необходимости демонтажа передатчика с места установки для подзарядки аккумулятора, тем самым обеспечивается непрерывность работы передатчика и быстрая замена элементов питания. Использование аккумуляторов в данном информационном блоке не рационально.
Приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, а также приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: вибрационной, световой и звуковой индикации. Сигнализаторами звука пользуются люди не только с полной потерей слуха, но также и частичной. Принимая во внимание данную особенность, характеристика звуковая индикация приемника также важна, как световая и вибрационная.
Наличие у карманного приемника функций: меню; будильника; возможности записи и просмотра событий с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке. Данная характеристика помогает пользователям с нарушениями слуха просматривать пропущенные вызовы бытовых событий и вовремя на них реагировать. Также, при наличии у пользователя видеонаблюдения упрощает работу с системой, т.к. пользователь может просмотреть указанное время пропущенного сигнала на дисплее приемника и по видеоизображению определить посетителя, а не просматривать видео за целый день.
Световая пиктограмма при этом более наглядная и быстрее воспринимается пользователем. При загорании какой-либо пиктограммы, пользователь может мгновенно среагировать на сигнал. А чтобы среагировать на текстовое оповещение, его еще нужно прочитать. При этом текст на экране, достаточно мелкий, особенно на карманном приемнике, и прочитать такую информацию сложно для любого человека.
Экран приемника достаточен для визуального восприятия информационных сигналов. К тому же дисплей приемника не только обеспечивает пользователей исчерпывающей информацией о бытовом событии в виде текста и визуального изображения, но также показывает время и дату. Учитывая данный фактор, это устройство может быть использовано в качестве будильника, а данная функция применяется пользователями ежедневно и является одной из основных для людей с нарушениями слуха.
Сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции. Данная функция описывает передачу сигнала между передатчиками/датчиками бытовых сигналов и приемниками сигнализатора. Более того, в техническом задании указаны способы подключения передатчиков к источникам бытовых сигналов, как проводным, так и беспроводным способом. Заявителю необходимо более внимательно ознакомиться с описанием объекта закупки.
Наличие дисплея. Подпункт 5.1.1 ГОСТа Р 70185-2022 допускает наличие приемников сигнала в разных исполнениях, в том числе и приемник без дисплея, содержащий пиктограммы сигналов и/или стробоскоп и/или вибромотор. Таким образом, требование о наличии дисплея, скорее выглядит как излишество, а не как необходимость. Дисплей приемника не только обеспечивает пользователей исчерпывающей информацией о бытовом событии в виде текста и визуального изображения, но также показывает время и дату. Учитывая данный фактор, это устройство может быть использовано в качестве будильника, а данная функция применяется пользователями ежедневно и является одной из основных для людей с нарушениями слуха. Исходя из данных факторов, дисплей приемника является оптимальным решением для обеспечения реабилитационного эффекта.
Согласно пояснению представителя Заказчика, описанию объекта закупки соответствует товар не менее чем двух производителей:
На рынке товаров представлены как минимум четыре производителя, чей товар подходит под описание объекта закупки:
- сигнализатор звука цифровой "Энеджи", производство ООО "Элита Групп";
- сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией"Пульсар-3", производство ОАО "Исток-Аудио Интернешеэшнл";
- цифровая свето-вибрационная система "Сигнал", производство ООО"Вирапром";
- сигнализатор звука цифровой беспроводной "Вибролайн", производствоООО КБ "Контур".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка сигнализаторов звука цифровых, а не их изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Таким образом, доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Медпроф" на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области при проведении запроса котировок в электронной форме N 0360100024424000184 "Поставка сигнализаторов звука цифровых" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 10 июня 2024 г. N 064/06/33-795/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024