Изготовлено в полном объеме 14 июня 2024 г.
г. Курск Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, в присутствии представителя заказчика - Комитета городского хозяйства города Курска (далее - Комитет городского хозяйства г. Курска) (по доверенности, личность удостоверена), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "МАКАРА" (далее - ООО "МАКАРА"), уведомленного надлежащим образом в единой информационной системе, в том числе по электронной почте (granit.kursk@mail.ru ), в том числе о технической возможности дистанционно принять участие с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.rU/c/9186024925, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NМВ/2183/24 от 04.06.2024 г., при ведении аудиозаписи, рассмотрев в порядке ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), представленное заказчиком - Комитетом городского хозяйства г. Курска обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "МАКАРА" (адрес: 305000, Курская область, г. Курск, ул. Сосновый бор, д. 56, ИНН:4632230380), проведя внеплановую проверку. I 1 I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I 2
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 03.06.2024 г. (вх. N3454-ЭП/24) поступило обращение заказчика - Комитета городского хозяйства г. Курска о включении информации в отношении ООО "МАКАРА" (адрес: 305000, Курская область, г. Курск, ул. Сосновый бор, д. 56, ИНН:4632230380) в РНП в связи с расторжением в одностороннем порядке по инициативе заказчика контракта N159.2023.ЭМ от 19.09.2023 г. по предмету: "Текущий ремонт основания постамента памятника Рокоссовскому К.К." (ИКЗ:233463226279146320100100010000000244).
В соответствии с требованиями ст. 104 ФЗ "О контрактной системе...", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя). В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Курского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее. 19.09.2023 г. между заказчиком - Комитетом городского хозяйства г. Курска и ООО "МАКАРА" заключен контракт N159.2023.ЭМ от 19.09.2023 г. (далее - Контракт) по предмету: "Текущий ремонт основания постамента памятника Рокоссовскому К.К." (Р1КЗ:233463226279146320100100010000000244) на основании п.4 ч.1 ст.93 ФЗ "О контрактной системе...". Цена контракта составила - 338 890 руб. 65 коп. Как подтверждается материалами дела, сведения о контракте N159.2023.ЭМ от 19.09.2023 г. по предмету "Текущий ремонт основания постамента памятника Рокоссовскому К.К." размещены на сайте электронного магазина муниципального образования "Город Курск".
Согласно п.1.2. Контракта "Подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту основания постамента памятника Рокоссовскому К.К. в соответствии с условиями контракта и локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к контракту), в пределах прав и обязанностей, закрепленных за ним контрактом, а Заказчик обеспечить приемку и финансирование указанных работ". В с о о т в е т с т в и и с у с л о в и я м и К о н т р а к т а , а и м е н н о п .3 .2 .
К о н т р а к т а "представителем Заказчика является муниципальное казенное учреждение "Городская инспекция по жилищно- коммунальному хозяйству и благоустройству" (далее - Инспекция), осуществляющая в том числе контроль за сроками выполнения работ; контроль за ходом выполнения работ на объекте; контроль за выполнением работ, которые в соответствии с технологией производства работ не могут бьпъ проконтролированы после выполнения последующих работ (скрытые работы); приемку выполненных работ в установленные сроки, а также проверку (оценку) соответствия результатов выполненных работ и используемых Подрядчиком материалов условиям контракта, включая проведение экспертизы (оценки) результатов выполненных работ; содействие Подрядчик в выполнении работ в объемах и в порядке, предусмотренных настоящим контрактом; урегулирование разногласий, возникающих при выполнении работ; предъявление требований Подрядчику за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту не позднее 2-х рабочих дней с момента выявления указанных обстоятельств, представление Заказчик указанного требования в течение одного рабочего дня со дня направления его Подрядчику; информирование Заказчика о всех нарушениях в ходе выполнения работ со стороны Подрядчика, а также о возникновении угрозы нарушения срока выполнения работ по контракту, в течении 1 рабочего дня с момента выявления данных обстоятельств".
Согласно п.4.1 заключенного сторонами Контракта: "Срок выполнения работ - со дня, следующего за днем заключения контракта, в течении 15 (пятнадцати) календарных дней", то есть до 04.10.2023 г.. 3 13.10.2023 г. инспекцией МКУ "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" был произведен контроль за ходом выполнения работ на объекте, по результатам которого было установлено, что работы выполняются не в соответствии с условиями контракта (локальным сметным расчетом), а именно: "вместо бетонной смеси основания используется металлокаркас, не закрепленный к постаменту, который имеет дефекты в виде незачишенных и неокрашенных сварочных швов с элементами коррозии, данная конструкция не имеет устойчивого основания, что в дальнейшем может привести к разрушению постамента и его последующему падению" (письмо МКУ "Городская инспекция по жилищно- коммунальному хозяйству и благоустройству" от 16.10.2024 N4334/Инс 01-07, представлено в материалы дела). 16.10.2023 г. комиссией Комитета городского хозяйства г. Курска составлен акт осмотра от 16.10.2023 Nб/н, согласно которому работы выполняются не в соответствии с локальным сметным расчетом. 17.10.2023 г. Комитетом городского хозяйства г. Курска в адрес ООО "МАКАРА" направлено письмо МКУ "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" от 16.10.2024 N4334/Инс 01-07 с замечаниями по исполнению контракта в целях их устранения подрядчиком - ООО "МАКАРА".
Ответ ООО "МАКАРА" на направленное Комитетом городского хозяйства г. Курска письмо от 17.10.2024 в адрес ООО "МАКАРА", в материалы дела не представлен. 17.12.2023 комиссией Комитета городского хозяйства г. Курска составлен акт о невыполненных работах на объекте, согласно которому: "на объекте " Текущий ремонт основания постамента пятника Рокоссовскому К.К.", по адресу г. Курск парк имени Рокоссовского, муниципальный контракт N 159.2023.
ЭМ от 19.09.2023 г. работы выполнены не в соответствии с локальным сметным расчетом, а именно: вместо бетонной смеси основания использован металлокаркас". 26.12.2023 ООО "МАКАРА" направил в адрес Комитета городского хозяйства г. Курска письмо с предложением заключить дополнительное соглашение к Контракту N159.2023.ЭМ от 19.09.2023 г. 15.01.2023 Комитет городского хозяйства г. Курска отказал ООО "МАКАРА" в заключении дополнительного соглашения к Контракту N159.2023.ЭМ от 19.09.2023 г. Представитель Комитета городского хозяйства г. Курска на заседании Комиссии Курского УФАС России указал, что в ходе визуального осмотра 28.03.2024, 07.05.2024 с участием представителей Заказчика, Инспекции - МКУ "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству". Подрядчика установлено, что ООО "МАКАРА" ремонт объекта по Контракту N 159.2023.
ЭМ от 19.09.2023 г., выполнило, но не в соответствии с условиями контракта, при этом не настаивала на включении ООО "МАКАРА" в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "МАКАРА" явку представителей в Курское УФАС России и подключение по ВКС не обеспечил, документы и иные сведения в дело, не представило. 20.05.2024 Комитетом городского хозяйства г. Курска принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 19.09.2023 N 159.2023.ЭМ по предмету: "Текущий ремонт основания постамента памятника Рокоссовскому К.К.". 20.05.2024 ООО "МАКАРА" получено решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 19.09.2023 N 159.2023.ЭМ, что подтверждается распиской о получении от 20.05.2024 г., подписанной директором ООО "МАКАРА".
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный 4 характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.п. 11.5-11.8 Контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях: нарушения Подрядчиком сроков начала производства работ более чем на 3 дня или в случае если Подрядчик выполняет работу; таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным; несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 10 дней; нарушение Подрядчиком условий контракта, которое влечет для Заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта; существенное нарушение Подрядчиком требований к качеству товара (материалов) используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ); отступление Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ). 11.6.
Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае нарушение сроков оплаты Заказчиком более чем на 60 дней. 11.7.
Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления Стороны контракта об одностороннем отказе от исполнения контракта другой Стороны. 11.8.
Односторонний отказ Сторон от исполнения контракта оформляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ." В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе.", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от 5 имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу ч. 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...", 20.05.2024 г. признается датой надлежащего уведомления заказчиком ООО "МАКАРА" о расторжении контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе.", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой расторжения контракта является 31.05.2024 г. Материалами дела подтверждается, что в действиях заказчика при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения действующего законодательства РФ о контрактной системе не выявлены.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание Исполнителя недобросовестным, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе." в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения 6 контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Пунктом 15 Правил установлено, что Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Ни ФЗ "О контрактной системе.", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае. Из документов, пояснений и сведений, представленных в материалы дела следует, что ООО "МАКАРА", принимались меры, направленные на надлежащее исполнение обязательств по Контракту.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "МАКАРА" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - "Микропредприятие". Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения 7 (выполнения) условий контракта. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом). Принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения пп. "а" п. 15 Правил, информация в отношении ООО "МАКАРА" не подлежит включению в РНП. С учетом изложенного, оценив в совокупности, и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
Р Е Ш И Л А
: Отказать заказчику - Комитету городского хозяйства города Курска во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МАКАРА" (адрес: 305000, Курская область, г. Курск, ул. Сосновый бор, д. 56, ИНН:4632230380) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 10 июня 2024 г. N РНГ1-46-848
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024