Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Мамонтов А.Д. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей подателя жалобы - ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов": - (по доверенности), - (по доверенности),
в отсутствие представителей заказчика - МКУ "ДЭУ Советского района" и уполномоченного органа - администрации Советского района г. Новосибирска, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов" на действия уполномоченного органа - администрации Советского района г. Новосибирска и заказчика - МКУ "ДЭУ Советского района" при проведении электронного аукциона N 0151300031924000012 на поставку противогололёдного реагента, начальная (максимальная) цена контракта 17 997 910,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов" с жалобой на действия уполномоченного органа - администрации Советского района г. Новосибирска и заказчика - МКУ "ДЭУ Советского района" при проведении электронного аукциона N 0151300031924000012 на поставку противогололёдного реагента
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 17.05.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.05.2024;
3) на участие в закупке подана 1 заявка;
4) дата рассмотрения заявки на участие в аукционе - 30.05.2024 г.;
5) результате рассмотрения заявки единственного участника аукциона она была признана несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного форме, в связи с чем на основании п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион был признан несостоявшимся.
Суть жалобы ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов" заключается в следующем.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.05.2024 г. заявка подателя жалобы была отклонена аукционной комиссией заказчика на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе. В обоснование принятого решения аукционная комиссия заказчика указала, что в структурированной форме заявки по рассматриваемой закупке участник закупки по показателям, предусматривающим указание конкретных значений, указал диапазонные. Не указаны конкретные значения: класс опасности по ГОСТ 12.1.007, температура начала кристаллизации, номинальное количество ПГРт в единице тары, рабочая температура.
Вместе с тем, при заполнении заявки на участие в закупке ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов" выразило согласие поставить товар с товарным знаком "Бионорд" в соответствии с условиями извещения и функционалом площадки. Техническая возможность единовременно выразить согласие на поставку товар с товарным знаком указанным заказчиком и указать конкретные показатели характеристик эквивалентности на электронной торговой площадке отсутствуют, что подтверждается скриншотом.
После проставления "отметки" в поле "согласие на поставку товара в соответствии со значениями из извещения" в карточке заявки на электронной торговой площадке файл заявки с техническими характеристиками поставляемого товара был сформирован автоматически с помощью программно-аппаратных средств площадки, а не вручную участником (автоматически было скопировано то техническое задание, которое опубликовал заказчик).
На основании изложенного, податель жалобы считает, что аукционная комиссия заказчика необоснованно отклонила заявку участника с идентификационным номером 116596356, поскольку участником закупки была указана вся информация, предусмотренная извещением об осуществлении закупки N 0151300031924000012, а именно, выражено согласие поставить товар с товарным знаком "Бионорд" в соответствии с условиям извещения и форме "согласия", которые установил заказчик.
Администрация Советского района г. Новосибирска в возражениях на жалобу ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов" в полном объеме поддержала основание отклонения заявки ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов", указанное в протоколе подведения итогов закупки.
Изучив представленные материалы и доводы представителя ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "а" и пп. "б" п. 2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка участника закупки должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 данной статьи.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" п. 2 ч 1 данной статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" п. 2 ч. 1 данной статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно п. 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 656 "О требованиях к операторам электронных площадок_" при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе, соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описание объекта закупки, сформированное заказчиком в структурированном виде, содержит требования к значению характеристик, которые выражены в диапазонах значений, при этом, инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, что участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики. Кроме того, в описании объекта закупки заказчиком указан товарный знак - "Бионорд".
В п. 2 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке заказчиком установлено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Из материалов дела следует, что ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов" выразило согласие поставить товар с товарным знаком "Бионорд" в соответствии с условиями извещения и функционалом площадки, что, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России является соблюдением положений п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе, а также п. 2 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
Таким образом, довод жалобы нашёл своё подтверждение.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.42 Закон о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в Письме от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в описании объекта закупки заказчиком, в том числе, установлены требования к химическому составу и к характеристикам, значения которых могут стать известными при испытании определенной партии товара после его производства (например: показатель активности ионов водорода - 5 и
9 pH, массовая доля основных действующих веществ -
85, вязкость -
4 сП, плавящая способность -
5 г/г и др.).
При этом, инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, что участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики, что является нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку точные значения показателей по химическому составу реагентов становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Между тем, Комиссия Новосибирского УФАС России, полагает возможным не выдавать заказчику предписание об устранении нарушений положений ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку единственным участником закупки был предложен к поставке товар с товарным знаком "Бионорд", при этом, в соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке требуются реагенты "Бионорд" или эквивалент, следовательно, нарушение законодательства о контрактной системе, допущенное заказчиком при описании объекта закупки, не повлияло на результаты закупки.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТД "Уральский завод противогололедных материалов" на действия уполномоченного органа - администрации Советского района г. Новосибирска и заказчика - МКУ "ДЭУ Советского района" при проведении электронного аукциона N 0151300031924000012 на поставку противогололёдного реагента обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей требования п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
А.Д. Мамонтов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 10 июня 2024 г. N 054/06/48-1472/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024