Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом от 03.11.2022 N 157 (далее - Коми УФАС России) в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста-эксперта управления, члена Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста- эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России) рассмотрев обращение Ассоциации содействия общественному контролю за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "Общественный контроль" (далее - АСО "Общественный контроль", заявитель) от 06.05.2024 N 050291 (вх. от 14.05.2024 N 4794-ЭП/24), содержащее информацию о признаках нарушений государственным учреждением Республики Коми "Клинический кардиологический диспансер" (далее - ГУ РК "ККД", заказчик) статей 8, 28, 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2 государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона "Поставка жидких пробиотиков высокой концентрации для отделения новорожденных и реанимации новорожденных ГУ РК "ККД" на 2024 год (ЭА-39/24)", извещение N0307200015923000627 (далее - закупка, электронный аукцион, обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило обращение АСО "Общественный контроль" от 06.05.2024 N 050291, содержащее указание на признаки нарушений заказчиком - ГУ РК "ККД" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона по извещению N 0307200015923000627.
Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В связи с наличием в обращении признаков возможных нарушений Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения ГУ РК "ККД" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона согласно извещению N 0307200015923000627.
Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом на коллегиальной основе, в том числе в отсутствие сторон. ГУ РК "ККД" в материалы внеплановой проверки представлены запрашиваемая дополнительная письменная информация. В обосновании своей позиции заявитель указал, что заказчиком в нарушение статей 8, 28, 29 Закона о контрактной системе, распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N 3500-р (ред. от 12.05.2023) "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно- исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в извещении о проведении электронного аукциона не установлены преимущества участникам закупки, являющимся учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы и организациями инвалидов (далее - Распоряжение N 3500-р). 3 Комиссией Коми УФАС России, в ходе рассмотрения материалов внеплановой проверки, установлено следующее. 16.11.2023 ГУ РК "ККД" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона по извещению N 0307200015923000627, с содержащимися при нем электронными документами:1. Описание объекта закупки;
2. Обоснование начальной (максимальной) цены, 3. Требования к содержанию составу заявки на участие;
4. Проект контракта. Заказчиком закупки явилось ГУ РК "ККД".
Объект закупки - Поставка жидких пробиотиков высокой концентрации для отделения новорожденных и реанимации новорожденных ГУ РК "ККД" на 2024 год (ЭА- 39/24).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 48 000.00 руб.
Источник финансирования закупки - за счет собственных средств ГУ РК "ККД".
Дата и время окончания срока подачи заявок - 24.11.2023 11:19.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 28.11.2023.
Закупка осуществлялась не в рамках исполнения национальных (федеральных проектов).
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно частям 1,2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у 4 единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок). Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о контрактной системе, в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
В силу части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе, перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации. Частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе установлено, что в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, 5 услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
В силу части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе, перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации. Во исполнение ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Распоряжение N 3500-р, которым утверждены соответствующие перечни товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимся организациями инвалидов, в соответствии со ст. 29 Закона о контрактной системе и участникам закупки, являющимся учреждениями или предприятиями уголовно-исполнительной системы, в соответствии со ст.28 Закона о контрактной системе. Комиссией Коми УФАС России установлено, что ГУ РК "ККД" закупаются товары: жидкие пробиотики высокой концентрации согласно установленному в извещении коду ОКПД2 10.89.19 "Продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки" и включенные в перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, в соответствии со статьей 28 Закона о контрактной системе (позиция 68). Помимо прочего установлено, что определенный заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона код ОКПД2 10.89.19 "Продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки" в перечне товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, в соответствии со статьей 29, не содержится.
Таким образом, заказчику следовало в извещении о проведении электронного аукциона установить преимущество участникам закупки, являющимся учреждениями или предприятиями уголовно-исполнительной системы, в соответствии со статьей 28 Закона о контрактной системе. Однако ГУ РК "ККД" преимущество в соответствии со статьей 28 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки не установило. Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что преимущество не установлено в извещении ошибочно и не носит умышленный характер (письмо от 06.06.2024 N01-06/1/944).
На основании вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что, в рассматриваемом случае ГУ РК "ККД" нарушены требования части 2 статьи 8, 6 пункта 13 части 1 статьи 42, части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе, пункта 1 распоряжения N 3500-р. Бездействие заказчика, в виде неустановления в извещении о проведении закупки соответствующего преимущества, могло затронуть конкурентную составляющую закупки, а также ограничить права потенциальных участников закупки, являющихся учреждениями или предприятиями уголовно-исполнительной системы на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно сведениям ЕИС электронный аукцион "Поставка жидких пробиотиков высокой концентрации для отделения новорожденных и реанимации новорожденных ГУ РК "ККД" на 2024 год (ЭА-39/24)", извещение N0307200015923000627 на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушения Закона о контрактной системе, поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся. Исполненное предписание не будет являться результатом восстановления чьих-либо прав на участие в закупке.
Таким образом, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки довод заявителя о наличии в деятельности ГУ РК "ККД" признаков нарушений ст. 8, 28 Закона о контрактной системе подтвержден. Бездействие заказчика - ГУ РК "ККД" в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона "Поставка жидких пробиотиков высокой концентрации для отделения новорожденных и реанимации новорожденных ГУ РК "ККД" на 2024 год (ЭА-39/24)", извещение N0307200015923000627 преимущества в соответствии со ст. 28 Закона о контрактной системе, противоречит ч. 2 ст. 8, п. 13 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, п. 1 Распоряжения N 3500-р.
2. В связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении установленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать. 7 3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностных лиц ГУ РК "ККД" по факту нарушения Закона о контрактной системе. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: А.Д. Растегаева Н.В. Сандул
2024-3917
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 7 июня 2024 г. N 011/06/522/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024