Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ЛТВ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14287-ЭП/24 от 31.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку мягкого инвентаря (извещение N 0372200080824000023),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.01.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря (извещение N 0372200080824000023) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 940 702,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.02.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЛТВ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЛТВ" заключен государственный контракт N 93-02/2024 от 13.02.2024 на сумму 411 822,97 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.4.6 и 8.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЛТВ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку мягкого инвентаря (далее - Товар).
В соответствии с п. 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику одной партией по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 130, в течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта. Таким образом, срок поставки товара истёк 28.02.2024.
15.03.2024 в приемке Товара Заказчиком было отказано по причине несоответствия Товара условиям Контракта.
19.03.2024 Мотивированный отказ от подписания документа о приемке N 8 от 15.03.2024 направлен Заказчиком посредством ЕИС Поставщику.
27.04.2024 Поставщиком повторно осуществлена доставка Товара, который так же не был принят Заказчиком, что подтверждается соответствующим актом, направленным Поставщику посредством ЕИС.
По состоянию на 15.05.2024 замена Товара на товар, отвечающий условиям Контракта, не произведена. Товар не поставлен.
Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.4.6, 8.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 4.4.6, 8.3 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.05.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
15.03.2024 была произведена приёмка продукции.
Результат экспертизы товара был представлен в Акте от 15.03.2024 а именно:
1. Одеяло - наполнитель неравномерно распределён, состав наполнителя определялся методом сжигания, в результате которого наполнитель горел, при этом выделялся запах горения.
2. Полотенца не соответствовали установленным размерам, а также поджигались нитки, которые использовались для подгибки швов в крае полотенец.
3. Не устроила расцветка поставленных пелёнок.
26.03.2024 ООО "ЛТВ" направило в адрес Заказчика свою обоснованную позицию в части качества поставленной продукцией.
Представитель Участника отмечает, что вата подразделяется на несколько видов и условиями контракта не оговорено какая именно вата должна быть использована, неравномерность наполнителя субъективное восприятие, дополнительно он не может быть неравномерным, поскольку там присутствуют прошитые ячейки 15х15 см, в каждой из которых абсолютно идентичное количество наполнителя.
В части полотенец Поставщик объяснил, что тест на горение производился комиссией на нитки, которые являлись нитками ЛХ (лавсан-хлопок), данные нитки позволяют достичь необходимой прочности на разрыв и данные нитки считаются хлопковыми, дополнительно какими нитками должны быть прошиты полотенца не установлено условиями Контракта, а само полотно полотенца 100% хлопок.
Касательно расцветки пелёнок ООО "ЛТВ" пошло на встречу Заказчику и согласилось заменить на ту, которую они согласуют и выберут.
27.03.2024 Поставщиком было получено претензионное письмо, ответ со стороны Участник был дан 28.03.2024, в котором были повторно и подробно разобраны все претензии Заказчика по качеству продукции, "Край обработан лентой, что предает неудобство при использовании, шириной 1 см по периметру, жесткой вместо того, чтобы подшить той же тканью, что и полотенце. Лента-полимер". При этом, прямого запрета на использование полимерной ленты в махровом полотенце нет в техническом задании к Контракту, полотенце должно соответствовать следующим характеристикам:
Вид материала - Хлопок
Фактура ткани - махровая
Длина, см - 140,1
Назначение - Для ванной комнаты
Ширина, см - 70
Цвет - белый
Наличие этикетки с указанием производителя, даты производства, состава изделия. Год выпуска - 2024 г.
Год выпуска - 2024 г.
Однако, на представленной Заказчиком фотографии четко прослеживается отсутствие каких-либо полимерных лент. Край полотенца обработан швом в подгибку и имеет заработанную заводскую кромку.
09.04.2024 ООО "ЛТВ" направило в адрес Заказчика письмо, в котором просило дать ответ, о согласии, либо несогласии с доводами по качеству продукции, дополнительно было указано, что новые пеленки готовы, однако две другие товарные позиции приедут прежние, поскольку они соответствуют требованиям Контракта.
11.04.2024 было получено письмо в котором было указано, что Товар можно поставлять согласно условиям п. 3.1. Контракта, а также было добавлено, что Товар должен соответствовать требованиям заключенного Контракта.
19.04.2024 Участник письменно о планируемой дате поставки на 24.04.2024.
27.04.2024 Заказчиком был опубликован в системе ЕИС акт с указанием недостатков товара по качеству.
03.05.2024 Поставщиком был предоставлен ответ на полученный акт, поскольку Участник не согласен с позицией, указанной в обоих актах. При повторной поставке, Заказчику были поставлены те же одеяла, что и в первый раз, однако при повторной приёмке Заказчик указал отсутствие стежки в краях одеял, пустоты в ячейках, при этом края одеял наполнены большим количеством наполнителя.
При этом, представитель Участник отмечает, что Заказчик проводит экспертизу не правомочным составом, поскольку при проведении экспертизы силами Заказчика присутствует только 3 человека, а именно зам. директора Кузьминов К.И., бухгалтер Пузырева Е.А., кладовщик Жукова Л.П.
В соответствии с ч. 6 ст. 94 Закона о Контрактной системе предусматривает возможность создания приемочной комиссии для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта.
Приемочная комиссия создается по решению заказчика и не может состоять не менее чем из пяти человек, т.е. распорядительным актом заказчик для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этана исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек (штатных, либо привлечение экспертов специализированных экспертных учреждений).
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЛТВ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что предпринял все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ЛТВ" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ЛТВ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЛТВ" (ИНН: 3702205244), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2024 г. N РНП-78-815/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024