Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ "ДГКБ N 5 им. Н.Ф. Филатова" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Беркана" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14406/24 от 03.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для диагностики инфекций-13 (извещение N 0372200038324000131),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для диагностики инфекций-13 (извещение N 0372200038324000131) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 479 457,45 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Беркана".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Беркана" заключен государственный контракт N 0372200038324000131_2024 от 18.04.2024 на сумму 867 701,66 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 12.3 и 12.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Беркана".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для диагностики инфекций-13 (далее - Товар).
22.04.2024 Заказчиком была направлена заявка на поставку наконечников для дозатора в количестве 4800 шт. Согласно заявке Заказчика, срок поставки Товара: 3 рабочих дня, со дня следующего после получения заявки от Заказчика. Заявка была направлена 22.04.2024. Таким образом, Товар должен был быть поставлен не позднее 25.04.2024.
08.05.2024 Заказчиком был получен Товар по заявке не в полном объеме - в количестве 3840 шт. Таким образом, ООО "Беркана" был нарушен срок поставки товара.
Согласно п. 3.3.3 Контракта - Заказчик обязан для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, провести экспертизу.
В ходе проведения экспертизы было установлено, что поставленный Товар не соответствует требованиям Контракта.
13.05.2024 в ЕИС при рассмотрении направленных ООО "Беркана" документов, Заказчиком было отказано в приемке Товара с указанием срока замены Товара в соответствии с п. 3.1.5. Контракта - Поставщик обязан заменить поставленный товар на товар надлежащего качества, ассортимента и/или количества в течение 5 календарных дней с момента поступления письма (претензии) от Заказчика.
15.05.2024 Заказчиком была направлена одна заявка на поставку Товара по Контракту.
По состоянию на 21.05.2024 Товар не поставлен, обязательства по Контракту Поставщиком не исполнены.
На основании вышеизложенного, Заказчик принял решение об одностороннем расторжении Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.05.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Для исполнения обязательств, Поставщиком был заключен Договор с ООО "БИОМЕДИКА" на поставку соответствующих Товаров, являющихся предметом Контракта.
22.04.2024 получена заявка N1 на поставку товара (позиция 4 Спецификации).
Заказчику было сообщено, что в связи с задержкой поставок импортных товаров, отгрузка была произведена 27.04.2024.
07.05.2024 в ЕИС был размещен Документ о приемке N 8 от 07.05.2024 в связи с поставкой Товара по заявке N1.
Однако, Заказчиком Товар не был принят ввиду несоответствия размеров поставленных наконечников требованиям Контракта.
По данному факту необходимо отметить, что Заказчиком описан товар 791211F Наконечники 1200 мкл для дозаторов Sartorius BIOHIT с фильтром SafetySpace, 90 мм, стерильные, в штативе 10x96 шт. Данный Товар в Россию в настоящее время не поставляется ввиду действующей санкционной политики недружественных стран (производитель товара Sartorius BIOHIT ушёл с рынка РФ).
Участник обратился к Заказчику с целью уточнения Компаний, предлагавших Коммерческие предложения при формировании НМЦК После получения данных выяснилось, что у данных компаний (ООО "Андромед", ОСО "Биомедикал Системе"), данного Товара в наличии нет, четких сроков поставок данные компании не называют.
В связи с этим Поставщиком были заказаны наконечники в Китае, которые будут максимально полно соответствовать требованиям Контракта, со сроком поставки таких наконечников 2-3 месяца.
Поставщик сообщал, что при появлении Товара, соответствующего условиям Контракта купит его и поставит, с целью максимально быстрого исполнения заявки Заказчика.
15.05.2024 Поставщиком была получена заявка N2 на поставку Товара.
Поставщик сообщал, что 17.05.2024 Товар отправлен по товарной накладной N 12.
У Участника имелось коммерческое предложение на поставку данного товара CN0025A Газ пакеты CampyGen для микроаэрофильных микроорганизмов, на 2,5 л, 10 шт/упак" но после выигрыша Аукциона был получен отказ поставщика в связи с уходом подразделения Oxoid компании ThrmoFisher с рынка.
Аналоги данной продукции производятся компаниями, которые тоже ушли с рынка России (AN0025A Газ-пакеты AnaeroGen для анаэростата на 2,5 л для роста анаэробных микроорганизмов, 10 шт/упак.) или не соответствуют уловиям Контракта, а Российский аналог (пакеты Анаэрогаз) не имеет регистрационного удостоверения.
Данные обстоятельства делают поставку товара, заказанного по позиции 14, затруднительной, в связи с чем Поставщик просил рассмотреть возможность поставки аналога по позиции N 14, а также рассмотреть возможность продления сроков поставки по позиции N 4.
В связи с задержкой субпоставщиков, 22.05.2024 часть Товара по Заявке N2 была поставлена, в ЕИС загружен Документ о приемке N 12 от 22.05.2024, 31.05.2024 Заказчиком была осуществлена частичная приемка.
31.05.2024 планировалась поставка оставшихся товаров как по заявке N2 так и по заявке N1, в связи с чем в ЕИС был загружен Документ о приемке N 14 от 30.05.2024, однако Товар прибыл 03.06.2024 и Заказчик уже не имел возможности его принять, в связи с чем в приемке было отказано.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Беркана" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что предпринял все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Вместе с тем, Заказчик не настаивал о включении ООО "Беркана" в реестр недобросовестных поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Беркана" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Беркана" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Беркана" (ИНН: 2225227780), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июня 2024 г. N РНП-78-821/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024