Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Гойгова М.Б., руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Осиповой А.О., начальника отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Оносовой О.С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, рассмотрев поступившую 29.05.2024 жалобу индивидуального предпринимателя Молодцовой Татьяны Александровны на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок", заказчиком - МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 9 Г.
НЕРЧИНСКА при проведении электронного аукциона "Поставка интерактивного оборудования (00005616-ЭА)" (реестровый N 0891200000624005255), при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - директора МБОУ СОШ N 9 Г.
НЕРЧИНСКА Кудрявцевой Т.И. (приказ N 3-К от 04.01.2022), при участии посредством видеоконференцсвязи представителя уполномоченного учреждения - Шайдуровой А.А. (доверенность от 09.01.2024) при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя -Гусаровой О.Е. (доверенность N 03062024 от 03.06.2024),
УСТАНОВИЛА:
29.05.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ИП МОЛОДЦОВОЙ Т.А. на нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком - МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 9 Г.
НЕРЧИНСКА" при проведении электронного аукциона на поставку интерактивного оборудования (00005616-ЭА) (реестровый N 0891200000624005255).
Заявитель считает, что заказчик в описании объекта закупки по позиции N 4 - "Интерактивный сенсорный развивающий комплекс" должен был указать "интерактивный стол" (код КТРУ 26.20.13.000-00000016) без требований к программному обеспечению, так как программное обеспечение, указанное в описании объекта закупки, приобретается отдельно и устанавливается на любое интерактивное устройство. Заявитель считает, что на рынке отсутствует товар в виде комплекса. Уполномоченным учреждением представлены письменные пояснения, согласно которым в соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2. Постановления Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 г. N 544 (ред. от 12.04.2023) "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" не наделено полномочиями на определение поставщиков в части обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта, установления требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В ходе заседания комиссии даны пояснения, что в КТРУ отсутствует требуемый заказчику комплекс, в связи с чем при описании объект а закупки применен код ОКПД2.
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым заказчиком применен код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом спецификации закупки и области применения товаров. Указано, что согласно потребности школы требуется комплекс оборудования, а не отдельно интерактивный стол, поскольку при закупке товара и программного обеспечения отдельно имеется риск, что оборудование не будет функционировать с приобретенным отдельно ПО (опыт такой ситуации имеется у заказчика с приобретением оборудования для кабинета географии). Представители уполномоченного учреждения и заказчика не согласились с доводами жалобы, считают жалобу необоснованной. В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее. 22.05.2024 уполномоченным учреждением в интересах заказчика на официальном сайте ЕИС размещены извещение и документы о проведении электронного аукциона "Поставка интерактивного оборудования (00005616-ЭА)" (реестровый N 0891200000624005255 ), Начальная (максимальная) цена контракта 5374547,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 30.05.2024 07:00 (МСК+6) Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.06.2024 NИЗК1 на участие в закупке подана 1 заявка, признана соответствующей требованиям. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен. Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом , должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе). В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 145).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2 названных Правил каталог используется заказчиками в целях: обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение); документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке); описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В пункте 4 Правил N 145 разъяснено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"г" и "е"-"з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил N 145).
Однако в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 7 Правил N 145 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1906) Согласно извещению, объектом закупки является "Поставка интерактивного оборудования (00005616-ЭА)".
В позиции N 4 Описания объекта закупки (Технического задания) заказчику требуется "Интерактивный сенсорный развивающий комплекс" с характеристиками, том числе с наличием программного обеспечения данного комплекса. В связи с отсутствием в КТРУ позиций, отвечающим потребностям заказчика, по обжалуемой позиции N 4 - "Интерактивный сенсорный развивающий комплекс", при формировании извещения применен код ОКПД2: 26.20.16.190 Рассматриваемый электронный аукцион на поставку интерактивного оборудования размещен в интересах муниципального заказчика -МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 9 Г.
НЕРЧИНСКА".
Объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанного лица в обеспечении комплексного образовательного процесса. На заседании комиссии представитель заказчика пояснила, что заказчику необходим именно интерактивный сенсорный развивающий комплекс с программным обеспечением в комплекте, а не интерактивный стол без программного обеспечения (программное обеспечение к которому в последующем необходимо приобретать отдельно). Данная закупка размещена в рамках федерального проекта "Современная школа".
Таким образом, Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев информацию по коду КТРУ 26.20.13.000-00000016 для позиции N 4 Описания объекта закупки (Технического задания), установила, что на момент осуществления закупки и рассмотрения жалобы применить предлагаемый код позиции КТРУ невозможно ввиду того, что указанная позиция каталога не содержит характеристик и описания в полной мере удовлетворяющих потребности заказчика. Комиссия Забайкальского УФАС приходит к выводу, что использование позиции КТРУ, не удовлетворяющей потребности заказчика, не будет соответствовать принципу эффективности осуществления закупок и целесообразности расходования бюджетных средств. В таком случае заказчик, являющийся учреждением образования, вправе сформировать в аукционной документации требования к характеристикам товара с учетом своих потребностей, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, без применения позиций КТРУ, что прямо предусмотрено в пункте 7 Правил N 145 и пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, нарушения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 и Закона о контрактной системе Комиссией Забайкальского УФАС России не установлено. Правила описания объекта закупки устанавливается статьей 33 Закона о контрактной системе. В частности, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как указано в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 11017/10).
Таким образом, Комиссия разделяет позицию заказчика об обоснованности установления требований по спорной позиции объекта закупки - интерактивный сенсорный развивающий комплекс с программным обеспечением в комплекте. Довод заявителя о том, что на рынке отсутствует товар в виде "комплекса" признан Комиссией необоснованным ввиду следующего. Забайкальским УФАС России в рамках рассмотрения дела направлен запрос победителю электронного аукциона (реестровый N 0891200000624005255) ООО "Современное образование" о подтверждении информации о комплексе, который победитель планирует поставить, с подтверждением документов (паспорт, инструкция по эксплуатации и др.). ООО "Современное образование" в ответ на запрос направило паспорт руководства по эксплуатации "интерактивный сенсорный развивающий комплекс", а также сведения (ссылку) на сайт поставщика оборудования "интерактивный сенсорный развивающий комплекс".
Таким образом, победителем закупки представлены сведения о наличии на рынке комплекса, соответствующего совокупности технических характеристик, приведенных в описании объекта закупки, а заказчиком фактически подтверждена потребность в данном комплексе. В тоже время доводы заявителя о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе в части ограничения количества участников закупки установленными требованиями к товару признаны Комиссией необоснованными ввиду того, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Комиссия отмечает, что участником закупки на поставку может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у участника закупки товаров с необходимыми Заказчику характеристиками не говорит о том, что заказчик ограничивает конкуренцию в сфере закупок и нарушает требования Закона о контрактной системе. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования к поставляемому товару, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, в том числе и для ИП Молодцовой Татьяны Александровны. Следовательно, довод заявителя о нарушении со стороны заказчика требований Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения. При этом, с учетом того, что заказчиком в рамках рассмотрения дела не предоставлена информация о наличии на рынке комплекса, соответствующего требованиям извещения, Комиссия считает необходимым указать следующее.
В соответствии с частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1(п ри наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а"н астоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в случае поставки ненадлежащего товара, победитель несет риск наступления негативных для него последствий, заказчик обязан расторгнуть такой контракт. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия,
РЕШИЛА:
Жалобу индивидуального предпринимателя Молодцовой Татьяны Александровны признать необоснованной.
Решение по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.Б. Гойгов Члены комиссии: А.О. Осипова О.С. Оносова
2024-2854
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 5 июня 2024 г. N 075/06/105-354/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - участники закупок - ктру - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024