Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - врио заместителя руководителя, М.А. Грицай, члены Комиссии - заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина, специалист-эксперт, А.Р. Мулагалеев (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ВИВАТ 3" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 17 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка швейных машинок" (далее - аукцион), извещение N 0319100012324000131 на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона. Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушение порядка представления разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали представители заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия. Явку своего представителя на указанное заседание Комиссии надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы податель жалобы не обеспечил, в связи с чем рассмотрение жалобы было проведено в его отсутствие. При этом ходатайство об участии в рассмотрении жалобы по существу с использованием систем видео-конференц-связи поступило в адрес Красноярского УФАС России от подателя жалобы уже после окончания рассмотрения жалобы, в связи с чем оснований в удовлетворении ходатайства не имелось, о чем подателю жалобы сообщено посредством электронной почты. Из доводов жалобы следует, что заказчик опубликовал извещение об электронном аукционе на поставку промышленных швейных машин, в техническом задании заказчик указал характеристики оборудования по одной из запрашиваемых позиций, которое не представлено на рынке РФ. Подателем жалобы был направлен запрос на разъяснение положений извещения о закупке, однако в нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик не разместил в ЕИС такое разъяснение.
Также податель жалобы сослался на то, что заказчиком проводилась аналогичная закупка с тождественным описанием объекта закупки (извещение N 0319100012324000121), которая признана несостоявшейся, при этом заказчиком изменений в техническое задание внесено не было. Представители заказчика в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу пояснили, что разъяснение положений извещения о закупке по запросу подателя жалобы действительно размещены в ЕИС не были, при этом закупаемым товарам с установленными в описании объекта закупки характеристиками соответствуют несколько швейных машин торговой марки AURORA, при этом они есть в наличии у различных продавцов (поставщиков). В письменном виде пояснения заказчика в адрес Красноярского УФАС России не поступали. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения электронного аукциона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2024-9402 2 г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) 2024-9402 3 устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пунктам 5, 6 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании анализа положений извещения о проведении аукциона, сформированных с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также путем прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка товаров, соответствующих позициям КТРУ: Машина швейная промышленная, позиция КТРУ 28.94.24.000-00000003; Машина швейная промышленная, позиция КТРУ 28.94.24.000-00000004; Машина швейная промышленная, позиция КТРУ 28.94.24.000- 00000004; Машина швейная промышленная, позиция КТРУ 28.94.24.000-00000004.
Проанализировав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что оно составлено заказчиком на основании собственных потребностей, характеристики, использованные в техническом задании, в полном объеме содержатся в позициях КТРУ 28.94.24.000-00000003; КТРУ 28.94.24.000-00000004.
Также заказчиком к объекту закупки были применены дополнительные характеристики, не содержащиеся в соответствующих позициях КТРУ, а именно: *Прямострочная швейная машина с игольным продвижением и ножом обрезки края материала в количестве 1 (одной) штуки (ОКПД 2: 28.94.24.000, 28.94.24.000-00000004): пп. 28-31 Автоматическая обрезка ткани: да; Наличие LCD дисплея с сенсорным управлением: да; Расстояние от иглы до кромки (установленное): 6,4 мм (1/4); Тип иглы: DBx1 N65-100 с указанием "Значение характеристики не может изменяться участником закупки". *Промышленная швейная машина с шагающей лапкой и ножом обрезки края материала в количестве 1 (одной) штуки (ОКПД 2: 28.94.24.000, 28.94.24.000-00000004): пп. 30-35 Автоматическая обрезка ткани: да; Ширина обрезки: 4 мм; Ход игловодителя: 35 мм; Система иглы: DPх17 N110-140; Максимальная толщина пакета: 5 мм; Двойное продвижение материала: да с указанием "Значение характеристики не может изменяться участником закупки". *Двухигольная промышленная швейная машина с прямым приводом в количестве 1 (одной) штуки (ОКПД 2: 28.94.24.000, 28.94.24.000-00000003): пп. 29-30 Межигольное расстояние: 6,4 мм; 2024-9402 4 Система иглы: DPx5 N100-140 с указанием "Значение характеристики не может изменяться участником закупки". *Прямострочная промышленная швейная машина в количестве 3 (трех) штук (ОКПД 2: 28.94.24.000, 28.94.24.000-00000004) со следующими характеристиками: пп. 30-31 Мощность: 550 Вт; Игла: DPx5 с указанием "Значение характеристики не может изменяться участником закупки". В содержании Описания объекта закупки Комиссия
установила
наличие требования: "Качество и безопасность поставляемого товара должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ГОСТ 27288-87 "Машины швейные промышленные. Общие технические требования"". Кроме того в описание объекта закупки включено обоснование установления дополнительных характеристик: "Дополнительные характеристики включены в описание товара в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с недостаточностью информации, содержащейся в Каталоге товаров, работ, услуг, в целях удовлетворения потребностей Заказчика в приобретении качественного товара". Комиссия отмечает, что заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, определять содержание объекта закупки, предъявлять к нему требования в соответствии с потребностью, но с учетом ограничений предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Проанализировав описание объекта закупки, с учетом доводов жалобы и пояснений представителей заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что под данное описание объекта закупки подходит товар конкретного бренда AURORA.
Тот факт, что под описание объекта закупки подходят различные модели данного производителя не свидетельствует о том, что правила описания объекта закупки, предусмотренные статей 33 Закона о контрактной системе, заказчиком соблюдены. Комиссия отмечает, что доказательств, подтверждающих, что всем требуемым характеристикам соответствует товар хотя бы двух производителей, заказчиком не предоставлено. Более того, Комиссия приняла тот факт, что заказчиком уже второй раз объявляется закупка с аналогичным описание объекта закупки (извещение N 0319100012324000121), при этом как в первой закупке, так и в рассматриваемой согласно протоколам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не подано ни одной заявки, что является косвенным подтверждением наличия факта ограничения конкуренции.
Таким образом, изучив описание объекта закупки, Комиссия не может прийти к однозначному выводу о том, что описанию объекта закупки соответствует товар нескольких производителей. Комиссия также отмечает, что ФАС России в письмах неоднократно поясняло, что запрещается установление заказчиком характеристик товара, если в совокупности таким характеристикам соответствует товар конкретного производителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком допущено нарушение требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанные действия заказчика содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о защите конкуренции любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, 2024-9402 5 подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. Комиссией установлено, что заказчиком не размещено в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки на основании поступившего от подателя жалобы запроса. Указанные действия заказчика нарушают требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "ВИВАТ 3" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В целях устранения нарушения законодательства о контрактной системе и восстановления нарушения прав участников закупки выдать обязательное для исполнения предписание, в этой связи:
- комиссии по осуществлению закупок, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;
- заказчику внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона;
- продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения измененного извещения о проведении электронного аукциона.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.А. Шмыгина А.Р. Мулагалеев Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-9402 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июня 2024 г. N 024/06/106-1601/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024