Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя управления; члены Комиссии - Е.А. Шмыгина, заместитель начальника отдела; С.Д. Купцова, ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная клиническая больница N 20 имени И.С. Берзона" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ИСИДА" (ИНН 3900003673) (далее - ООО "ИСИДА", общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 03192000610220002720001 от 18.01.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой шприцев туберкулиновых для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона"", извещение N 0319200061022000272, ИКЗ 222246201142724620100108660013250244,
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения поставщиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона. Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и поставщика, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в ЕИС.
Таким образом, заказчик и поставщик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу. Из пункта 13 Правил следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. В назначенное время заказчик, общество явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению обращения по существу не обеспечили, каких-либо ходатайств в адрес Красноярского УФАС России не направили.
Также к моменту проведения указанного заседания Комиссии обществом в адрес Красноярского УФАС России не были представлены документы и информация в соответствии с уведомлением о проведении проверки, при том обстоятельстве, что лица, привлеченные к рассмотрению обращения по существу, заблаговременно были уведомлены о необходимости представления документов и информации в соответствии с уведомлением о проведении проверки. В свою очередь заказчик своевременно представил в адрес Красноярского УФАС России документы и информацию в соответствии с уведомлением о проведении проверки. Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и обществом был заключен контракт, по условиям которого поставщик обязался на условиях, предусмотренных Контрактом, осуществить поставку с доставкой шприцев туберкулиновых (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и Графиком поставки (Приложение N 2 к Контракту), а заказчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар. Поскольку поставщиком было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: в обусловленные контрактом сроки поставщиком не была осуществлена последняя поставка товара в соответствии с графиком поставки, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления общества нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, поставщик не устранил, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе. Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой шприцев туберкулиновых для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона"".
На основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, 2024-9523 2 исполнителя) от 26.12.2022 NИЭА1 с обществом был заключен контракт N 03192000610220002720001 от 18.01.2023.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязался на условиях, предусмотренных Контрактом, осуществить поставку с доставкой шприцев туберкулиновых (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и Графиком поставки (Приложение N 2 к Контракту). Номенклатура Товара и его количество, цена за единицу и стоимость определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) (пункт 1.2 контракта). Поставка и разгрузка Товара осуществляются Поставщиком в течение 10 (десяти) календарных дней с момента заключения контракта и до 15.10.2023 г. согласно графику поставки (Приложение N 2 к Контракту) в рабочие дни с 9-00 до 15-00 по местному времени. по адресу: 660123, г. Красноярск, ул. Инструментальная, д. 12, (на указанный Заказчиком склад), телефон 8 (391)-264-01-13 (далее - Место доставки) (пункт 1.3 контракта).
Согласно Графику поставки (Приложение N 2 к Контракту) предполагалось 10 поставок: в течение 10 календарных дней с момента заключения контракта; с 05.02.2023 до 15.02.2023; с 05.03.2023 до 15.03.2023; с 05.04.2023 до 15.04.2023; с 05.05.2023 до 15.05.2023; с 05.06.2023 до 15.06.2023; с 05.07.2023 до 15.07.2023; с 05.08.2023 до 15.08.2023; с 05.09.2023 до 15.09.2023; с 05.10.2023 до 15.10.2023.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрены обязанности поставщика, в том числе, следующие: 3.1.1. поставить и разгрузить Товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; 3.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3.1.4. незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта; 3.1.5. своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Товара; 3.1.6. выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Контракта; Согласно пункту 5.1 контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки (пункт 1.3 Контракта). Поставщик за 5 календарных дней до осуществления поставки Товара уведомляет Заказчика о времени поставки Товара в Место доставки. При поставке Поставщик обязан:
- осуществлять контроль за поставкой Товара;
- осуществить разгрузку Товара;
- занести Товар в помещение, указанное Заказчиком. По согласованию с Заказчиком, допускается досрочная поставка товара.
В соответствии с пунктом 12.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта (полностью или частично) допускается в соответствии с гражданским законодательством (пункт 12.6.1 контракта). По состоянию на 20.05.2024 поставщик не произвел поставку 600 шт. Шприцев туберкулиновых (РУ: Шприцы одноразовые трехдетальные стерильные объёмом 1 мл, страна происхождения товара - Китай). При этом согласно раздела 3 Контракта Поставщик обязан поставить и разгрузить Товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки. Информации об обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта, каких-либо подтверждающих данную информацию документов, Заказчиком не было получено.
Согласно пункту 10.1 Контракта стороны несут ответственность за неисполнение или 2024-9523 3 ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту в соответствии с действующим законодательством. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, начисляются штрафы (пункт 10.4 Контракта). Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. За выявленный факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчиком была выставлена претензия N 541 от 27.03.2024, которая размещена в ЕИС.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 463 ГК РФ если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли- продажи.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 523 ГК РФ определено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае, в том числе, неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, поскольку по состоянию на 20.05.2024 поставщиком так и не осуществлена поставка товара со сроком по графику поставки с 05.10.2023 до 15.10.2023, тем самым обязательства по Контракту в полном объеме не исполнены Поставщиком и соответственно допущены существенные нарушения условия контракта, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, руководствуясь частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 1 статьи 523 ГК РФ, пунктом 12.6 контракта, принял 20.05.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 20.05.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 20.05.2024 поставщик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. В случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым. Поскольку поставщик в срок до 30.05.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 31.05.2024.
Анализ совокупности документов и сведений, представленных заказчиком в материалы 2024-9523 4 проверки к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу, показал Комиссии, что однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что обществом надлежащим образом исполнены обязательства, предусмотренные контрактом, Комиссии не представлено, а именно: общество своевременно и надлежащим образом не исполнило последнюю поставку по графику поставок. Доказательства обратного Комиссии не представлены.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки. Комиссия, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о виновности поставщика в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов поставщика, отсутствие на рынке требуемых для исполнения контракта товаров, отсутствие у поставщика необходимых денежных средств. Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено. Кроме того общество добровольно принимало участие в аукционе в электронной форме, выразило согласие на поставку товара для нужд заказчика на условиях, предусмотренных извещением о проведении аукциона в электронной форме.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, поставщик, подав заявку на участие в аукционе в электронной форме, в полном объеме осознавал в какие именно сроки (партиями по заявкам заказчика), в каком именно объеме и на каких именно условиях ему будет необходимо поставить товар, являющийся предметом контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от 2024-9523 5 исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем. Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что поставщик при исполнении условий контракта проявил недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предпринял всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий. При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что общество своевременно не поставило заказчику Шприц туберкулиновый РУ: Шприцы одноразовые трехдетальные стерильные объёмом 1 мл, что привело к неудовлетворению потребности заказчика, являющегося крупным учреждением здравоохранения, в своевременном получении медицинских расходных материалов, подлежащих использованию при оказании гражданам своевременной, качественной и высокотехнологичной медицинской помощи.
Согласно пояснениям заказчика у него сохраняется существенная потребность в товаре, предполагаемом к поставке по контракту, так как он используется в работе заказчика как медицинского учреждения. Характер допущенного поставщиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении общества. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния. Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство. Пунктом 15 Правил определены случаи, при наступлении которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, исследовав совокупность документов и сведений, имеющихся в материалах проверки, Комиссия
установила
отсутствие оснований для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "ИСИДА", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к ненадлежащему исполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неудовлетворению потребности заказчика, у Комиссии имеются все основания для включения сведений об ООО "ИСИДА" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, 2024-9523 6 Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ИСИДА" (ИНН 6679168276), лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа - Лузиной Надежде Михайловне (ИНН 380894576701), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общая события* регистра итогов Регламен Фактич Ито ции Регламе Фактиче Итог Регламентиров Фактичес Итог ая тированн еская го контроль нтирова ская о анный срок кая дата о проср ая дата дата про ным нная дата прос изготовления изготовле прос очка в направле направл сро органом дата приняти рочк решения и ния рочк днях (I ния ения чка обращен приняти я а в размещения решения а в + II + заказчик заказчик в ия я решения днях сведений в и днях III ом ом дня заказчик решения по II ЕИС размещен по раздел сведений сведени х а разде ия III ы) в й по I лу сведений разд контроль раз в ЕИС елу ный дел орган у 31.05.24 04.06.24 31.05.24 31.05.24 07.06.24 06.06.24 11.06.24 11.06.24 * дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке. Дополнительно информируем о необходимости уведомления Красноярского УФАС России о факте подачи искового заявления в Арбитражный суд Красноярского края о признании одностороннего отказа заказчика недействительным, поскольку обстоятельство удовлетворения указанного требования является самостоятельным основанием для исключения информации об участнике закупки из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.А. Шмыгина С.Д. Купцова Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-9523 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 июня 2024 г. N 024/10/104-1650/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024