Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - врио заместителя руководителя, М.А. Грицай, члены Комиссии - заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина, старший государственный инспектор, М.А. Косенко (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Администрации Солгонского сельсовета Красноярского края (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на приобретение светового оборудования в Солгонский СДК (далее - аукцион), извещение N 0119300015124000008 на электронной торговой площадке ООО "РТС- тендер" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении аукциона. Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы заказчик и податель жалобы не обеспечили, в связи с чем рассмотрении жалобы было проведено в их отсутствие. Из доводов жалобы следует, что положения извещения о закупке не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Из доводов жалобы следует, что заказчик в момент подготовки извещения составил описание объекта закупки таким образом, чтобы потенциальные поставщики не смогли подобрать оборудование, находящиеся в свободной продаже на рынке товаров и полностью и в соответствии с паспортом изделия подходящее под требования описания объекта закупки, а именно: при описании товара "Проектор" (Позиция
1) заказчиком использованы характеристики "Яркость
25000 Люмен"; "Поддерживаемое разрешение 4К Ultra HD (3840x2160)", которые по мнению подателя жалобы не отвечают потребности заказчика, а также влекут за собой последствия в виде приобретения товара по цене в 20 раз выше заявленной НМЦК. По мнению подателя жалобы, указанными действиями заказчик ограничил число участников закупки, выполнив заточку описания объекта закупки под определённый товар одного производителя, и лишил возможности других производителей предложить свои товары, при этом не обосновал свою потребность товаре, который описывался в момент составления описания объекта закупки, кроме того заказчик указал требования к характеристикам товара, которые отсутствуют в паспорте изделия, чем затруднил участие в аукционе по причине возможных разногласий и приемке товара, что влечёт за собой риск наступления неблагоприятных последствий в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на формирование положений извещения о проведении аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, соответствующими позициями КТРУ и фактической потребностью заказчика. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения электронного аукциона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пунктам 5, 6 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании анализа положений извещения о проведении аукциона, сформированных с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также путем прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка товаров, соответствующих позициям КТРУ: прожектор сценического освещения, позиция КТРУ 27.40.33.190-00000002; прожектор сценического освещения, позиция КТРУ 27.40.33.190-00000002, проектор, позиция КТРУ 26.20.17.120-00000001, прожектор сценического освещения, позиция КТРУ 27.40.33.190-00000002, проектор, позиция КТРУ 26.20.17.120-00000001.
В описании объекта закупки заказчиком помимо прочих установлены следующие характеристики, в том числе обжалуемые подателем жалобы:"Яркость 25000 Люмен"; "Поддерживаемое разрешение 4К Ultra HD (3840x2160)".
Проанализировав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что оно составлено заказчиком на основании собственных потребностей, характеристики, использованные в техническом задании, в полном объеме содержатся в позициях КТРУ 27.40.33.190-00000002; КТРУ 26.20.17.120-00000001.
Дополнительных характеристик, не содержащихся в соответствующих позициях КТРУ к объекту закупки заказчиком не применялось.
Также Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного аукциона требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В данном случае установление в извещении о проведении аукциона иных требований к характеристикам закупаемых товаров не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Также подателем жалобы не представлено доказательств заявленного довода о "заточке" описания объекта закупки под определённый товар от одного производителя. При этом требований об обязательном наличии запрашиваемых характеристик закупаемых товаров в паспорте изделия Закон о контрактной системе не содержит.
Согласно письменным пояснениям заказчика при описании характеристик закупаемого товара он руководствовался своей объективной потребностью и учитывал специфику использования оборудования, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам заказчика. В то же время в рассматриваемом случае заказчик выполнил описание объекта закупки, не выходя за пределы описания товара в соответствующей позиции КТРУ, что априори исключает факт нарушения заказчиком действующего законодательства о контрактной системе.
Таким образом, доводы подателя жалобы о включении в описание объекта закупки оспариваемых технических параметров, которые, по мнению подателя жалобы, являются избыточными и сужают круг возможных участников, не подтвердились в ходе рассмотрения жалобы по существу. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае в описании объекта закупки извещения о проведении аукциона установлены четкие и конкретные требования к закупаемым товарам с учетом потребности заказчика, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, характеристики, включенные заказчиком в описание объекта закупки, сформированные с учетом нужд заказчика, не подлежат признанию избыточными, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном. Предъявляемые заказчиком требования к товару требований, подлежащих обязательному соблюдению, норм действующего законодательства не нарушают, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют. Кроме того, податель жалобы не приводит доказательств того, что включение спорных характеристик не позволило ему определить потребность заказчика, сформировать свое предложение при проведении аукциона.
Таким образом, рассмотренные выше доводы подателя жалобы о неправомерном формировании заказчиком описания объекта закупки не находят своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу. Комиссия так же сообщает, что положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В настоящем решении Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки заказчик исходил из требований КТРУ, а также фактической потребности заказчика. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о надлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки требований к закупаемому товару. Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика в части установления характеристик закупаемого товара не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Дополнительно Комиссия сообщает о том, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, Закон о защите конкуренции не входит в систему законодательства о контрактной системе, поэтому Комиссия не может давать оценку действий заказчика при проведении закупки на предмет наличия признаков нарушения Закона о защите конкуренции. При этом жалоба не содержит доказательств нарушения субъектами контроля антимонопольных требований к торгам, что могло бы быть основанием для передачи материалов жалобы соответствующему структурному подразделению Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении антимонопольного дела в связи с нарушением запретов, установленных Законом о защите конкуренции. В случае, если хозяйствующий субъект обладает доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции, обращения (заявления) о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении закупочных процедур подлежат направлению и рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными статьей 44 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решениепПризнать жалобу ИП Пономарева М.Д. необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.А. Шмыгина М.А. Косенко Исп.Косенко М.А. тел.(391)2110144
2024-9542
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 июня 2024 г. N 024/06/106-1651/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024