Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - Врио заместителя руководителя М.А. Грицай, члены Комиссии - главный специалист-эксперт Е.М. Хоменко, старший государственный инспектор М.А. Косенко (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Мосмедсклад" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "КМКБ N20 имени И.С. Берзона" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку с доставкой и вводом в эксплуатацию системы микроволновой диатермической терапии для КГБЦЗ "КМКБ N20 им. И.С. Берзона" с извещением N0119200000124008525, размещенного на электронной площадке ООО "Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС поступила жалоба ООО "Мосмедсклад" на действия заказчика, уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона с извещением N 0119200000124008525.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. До начала рассмотрения жалобы по существу подателем жалобы было направлено ходатайство о рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС).
Ходатайство было удовлетворено Комиссией. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 07 июн я 2024 года в 10 часов 00 минут заказчик и уполномоченный орган обеспечили явку своих представителей, надлежащим образом подтвердивших свои полномочия и личность. В рассмотрении жалобы по существу подателю жалобы была предоставлена возможность участия посредством ВКС, однако в назначенное время податель жалобы явку своего представителя не обеспечил. В содержании жалобы изложены следующие доводы:
1. Заказчиком, в нарушение требований действующего законодательства о контрактной системе неправомерно не применена позиция КТРУ. 2.
Заказчиком нарушены требования статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку характеристикам, установленным заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона отвечает товар единственного производителя - "BTL-6000 Microwave", "БТЛ Индастриз Лимитед, Великобритания". Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили мотивированные возражения. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчика, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку с доставкой и вводом в эксплуатацию системы микроволновой диатермической терапии для КГБЦЗ "КМКБ N20 им. И.С. Берзона". Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Комиссия, изучив информацию об объекте закупки, установила, что заказчиком применен код ОКПД2 26.60.13.120 "Аппараты микроволновой терапии".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 (далее - Правила использования КТРУ), каталог используется заказчиком в целях писания объекта закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке. Пунктом 4 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, если осуществление закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Из доводов подателя жалобы следует, что заказчику надлежало применить код КТРУ 26.60.13.120-00000004 "Система микроволновой диатермической терапии", поскольку данная позиция в полной мере отвечает потребности заказчика. Из пояснений заказчика следует, что в предлагаемой подателем жалобы позиции КТРУ отсутствует ряд технических характеристик товара, необходимых заказчику для удовлетворения потребности в оборудовании. Представитель заказчика обратил внимание Комиссии на тот факт, что потребность заказчика заключается в товаре, отличном тому, который описан в позиции КТРУ. Комиссия отмечает, что заказчик предоставил на обозрение комиссии обоснование применения каждой из примененных характеристик. Анализируя извещение о проведении электронного аукциона, Комиссией также установлено, что заказчиком в соблюдение требований статьи 14 Закона о контрактной системе установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 NО мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
В соответствии с пунктом 5 Постановления N145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 NОб установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 NО мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Комиссия отмечает, что примененный заказчиком код ОКПД2 26.60.13.120 "Аппараты микроволновой терапии включен в перечень товаров, установленный Постановлением N878.
Таким образом, при применении кода КТРУ 26.60.13.120-00000004 "Система микроволновой диатермической терапии" заказчик ограничен в указании дополнительных необходимых характеристик. Из дополнительных пояснений заказчика следует, что необходимость применения кода ОКПД2 и установления уточненных характеристик обусловлена спецификой применения оборудования в учреждении заказчика. Представитель заказчика также пояснил, что поставка медицинского оборудования с характеристиками, отличными от требуемых приведет к невозможности использования приобретаемого медицинского изделия, и как следствие к нерациональному расходованию бюджетных средств учреждения. Данная позиция коррелируется с позицией Арбитражного суда Красноярского края по делу NА33-10567/2022.
Проанализировав позицию КТРУ 26.60.13.120-00000004 "Система микроволновой диатермической терапии" Комиссия установила, что одной из основных характеристик является максимальная мощность излучения (Ватт) > 20 и 250.
Из пояснений заказчика следует, что от мощности излучения напрямую зависят возможности аппарата и типы процедур, глубина проникновения излучения в ткани, области воздействия аппарата. Оборудование, имеющее характеристику максимального излучения менее, чем 250 Ватт, предназначено в основном для частных медицинских учреждений, численность пациетов которых в значительной степени меньше, чем в государственных медицинских учреждениях. Представитель заказчика пояснил, что медицинское оборудование требуется в отделение реабилитации, численность обратившихся за помощью которого составляет свыше 300 пациентов в день. Ввиду повышенной нагрузки на медицинское оборудование, такое оборудование должно иметь более высокий класс мощности и отвечать характеристике не менее 250 Ватт. Комиссия изучив все материалы и сведения, представленные заказчиком и уполномоченным органом, пришла к выводу о том, что заказчику к поставке требуется принципиально иной товар, отличающийся от включенного в позицию КТРУ, поскольку характеристики приобретаемого заказчиком оборудования обеспечат максимально широкий спектр оказываемых услуг, а также позволит оказать медицинскую помощь большему кругу пациентов. Комиссия также отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств того факта, что товар, указанный в позиции КТРУ отвечает потребности заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком правомерно сформированы требования извещения, в том числе описание объекта закупки.
На основании изложенного Комиссия признает первый довод подателя жалобы необоснованным. Относительно второго довода подателя жалобы, из которого следует, что примененным заказчиком характеристикам отвечает лишь товар единственного производителя, Комиссия отмечает следующее. Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и результативности и эффективности осуществления закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок. Комиссия также отмечает, что, обеспечивая соблюдение принципа конкуренции в закупках, заказчик не может и не должен совершать указанное в ущерб принципу достижения заданных результатов и эффективности осуществления закупок, поскольку это приведет, во-первых, к нерациональному расходованию заказчиком бюджетных средств, во-вторых, может отрицательно сказаться на качестве оказания медицинских услуги, отвечающих требованиям безопасности. Из довода подателя жалобы следует, что совокупность характеристик соответствует товару единственного производителя - "BTL-6000 Microwave", "БТЛ Индастриз Лимитед, Великобритания". Комиссия, изучив коммерческие предложения, а также заявки участников электронного аукциона, установила, что товаром с аналогичными характеристиками является "Аппарат для микроволновой терапии Redarmed 950+, производитель Энраф-Нониус Б.В., страна происхождения Нидерланды.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что на рынке аппаратов микроволновой терапии присутствуют как минимум два производителя, медицинское оборудование которых отвечает требованиям и потребности заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было. Комиссия отмечает, что в аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и потребности заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара, требующегося заказчику, заявителем не представлены. Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям извещения о проведении закупки. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Комиссия также отмечает, что заказчику при формировании описания объекта закупки надлежит соблюсти не только принцип обеспечения конкуренции, но и принцип эффективности закупки. При этом принцип эффективности закупки может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности заказчика и его пациентов, а фактов ограничения конкуренции Комиссией установлено не было (что следует из возможности неограниченного числа поставщиков принять участие в закупке). При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Ввиду изложенного, Комиссия не может прийти к выводу, что требования, установленные в извещении, привели к нарушению требований Закона о контрактной системе, в том числе установленные в статье 8 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "Мосмедсклад" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.М. Хоменко М.А. Косенко Исп.Косенко М.А. тел.(391)2110144
2024-9578
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 июня 2023 г. N 024/06/106-1647/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024