Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя, члены Комиссии: Е.А. Шмыгина, заместитель начальника отдела, А.Р. Мулагалеев, специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ИЛАН-НОРИЛЬСК" (далее - податель жалобы) на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части (в том числе съездов, площадок) автомобильной дороги к плавательному бассейну от ул. 50 лет Октября и автомобильной дороги к плавательному бассейну от ул. Советской" (далее - конкурс), извещение N 0319300010124000263 на электронной торговой площадке ЭТП "Фабрикант" (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. Существо жалобы: нарушение конкурсной комиссией порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению. В адрес заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление автомобильных дорог города Норильска" (далее - заказчик), уполномоченного органа, конкурсной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. На рассмотрении жалобы по существу, состоявшемся 07.06.2024 в 15 часов 00 минут (по местному времени), а также после окончания объявленного перерыва 10.06.2024 на 14 часов 40 минут (по местному времени) лично присутствовал представитель подателя жалобы, надлежащим образом подтвердивший свои личность и полномочия.
Также в указанных заседаниях Комиссии с использованием системы видео-конференц-связи приняли участие представители уполномоченного органа, заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия. В заседании Комиссии 10.06.2024 с использованием системы видео-конференц-связи также принял участие представитель победителя закупки - ООО "ДТК Ямал", надлежащим образом подтвердивший свои личность и полномочия. Перерыв в рассмотрении жалобы был объявлен Комиссией в связи с необходимостью получения дополнительных пояснений от победителя закупки - ООО "ДТК Ямал". Из доводов жалобы с учетом поступивших дополнений следует, что установленный заказчиком порядок оценки фактически нарушил принцип обеспечения конкуренции, установленный в статьей 8 Закона о контрактной системе и антимонопольные требования к торгам, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в том, что для участников закупки были созданы неравные условия, в результате чего была ограничена конкуренция и была выбрана заявка участника, не содержащая лучшие условия выполнения работ. Податель жалобы также отметил, что заказчиком необоснованно использован способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс вместо электронного аукциона. Кроме того податель жалобы полагает, что победитель конкурса не обладает необходимым опытом, представил в заявке на участие в конкурсе договор, предметом которого не является выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу уполномоченным органом, заказчиком, победителем закупки были представлены письменные возражения в отношении вышеуказанных доводов подателя жалобы, из которых следует, что закупка проедена в соответствии с требовании законодательства о контрактной системе, в заявке победителя закупки представлены документы об опыте, соответствующие порядку оценки заявок на участие в конкурсе.
В результате рассмотрения существа жалобы, документов и сведений, представленных сторонами и размещенных на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по проведению электронного конкурса на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, путем проведения аукционов. Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "42", к которому относится предмет рассматриваемой закупки, исключен с 1 сентября 2020 года из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
Таким образом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчиком не допущено нарушений требований Закона о контрактной системе. Частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Из совокупности правового содержания части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению, а также критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Так, вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. В свою очередь, согласно подпункту "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. По пункту 4 части 1, частям 4, 8 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерии, в том числе, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 2604).
По пункту 3 Положения N 2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки, в том числе, показатель "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктами "а", "в", "г", "д" пункта 28 Положения N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
-устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
-может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе. Объектом рассматриваемой закупки являются работы по ремонту обычных дорог. Пунктом 32 Положения N 2604 установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Комиссия отмечает, что учитывая характер конструкции нормы, зафиксированной пунктом 32 Положения N 2604, которая по своему содержанию является императивной, законодатель
предписывает
в отношении показателя оценки о наличии у участника закупки соответствующей квалификации устанавливать буквально положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, без предоставления заказчику возможности внесения в указанное требование каких-либо уточнений, которые по своему содержанию сужают установленную законодателем императивную норму. Иное из Положения N 2604 и иных норм позитивного права не следует. Указанный вывод Комиссии об императивном характере нормы, зафиксированной пунктом 32 Положения N 2604, согласуется с выводами арбитражных судов по делам NN А33-15832/2022, А33-19714/2022, А33-19715/2022, А33-19716/2022.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещен в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа (далее - Порядок). В извещении о проведении конкурса заказчиком был определен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, анализ которого показал Комиссии, что при проведении конкурса были выделены следующие критерии оценки, их показатели, детализирующие показатели и значимость каждого из них:
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги, 60,00 %. 2.
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, 40,00 %. 2.1.
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, 100,00 %.
Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение характеристики объекта закупки, 100,00 %.
Согласно разделу II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" Порядка для оценки заявок на участие в закупке установлено два критерия: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; квалификация участников закупки. Разделом III Порядка определены отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II Порядка. В пункте 2.1.1 таблицы раздела III Порядка определен детализирующий показатель оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки", а также описано положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки: В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 Положения. Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта. Оцениваются и учитываются исключительно исполненные договора, предусматривающие выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- Контракты/договора, содержащие номер контракта/договора, предмет, цену, сроки, наименование сторон и реквизиты контракта;
- Акты выполненных работ/оказанных услуг и/или иные документы, подтверждающие исполнение контрактов/договоров.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 28 Положения. Последний акт выполненных работ/оказанных услуг и/или иной документ, подтверждающий исполнение контракта/договора, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 28 Положения. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
К оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. В случае отсутствия у участника открытого конкурса в электронной форме документов, подтверждающих данный показатель или представления документов не в полном объеме, участнику открытого конкурса в электронной форме по данному показателю присваивается 0 баллов. (сведения о предоставляемых документах по показателю могут быть представлены в таблице рекомендуемой формы "Сведения об исполненных участником закупки контрактов/договоров" - Приложение 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе). Исходя из системного толкования пункта 32 Положения N 2604 (в совокупности с абзацем 4 подпункта "а" пункта 28 Положения N 2604) следует, что порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен заказчиком в полном соответствии с требованиями Положения N 2604.
Указанные требования позволяют заказчику при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги применить детализирующий показатель оценки "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки". Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать его потребностям в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки (решение Арбитражного суда Кировской области от 09.08.2022, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.01.2023 по делу N А28-4980/2022, Определение Верховного суда Российской Федерации от 12.04.2023 N 301-ЭС23-3442).
Также Комиссия принимает во внимание позицию, изложенную в Решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.04.2024 N АКПИ24-176: Полномочия по проведению оценки заявок участников закупки в силу прямого указания закона возложены на комиссию по осуществлению закупок. Право выбора одного или нескольких установленных Положением дополнительных критериев оценки принадлежит заказчику закупок, а не их участникам. Оценка критерия "опыт поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" связана законодателем с предъявлением к участникам закупок такого дополнительного требования (детализирующего критерия оценки), как наибольшая цена исполненного договора, характеризующего участника закупок с точки зрения способности выполнять большой объем работ, услуг, поставки товаров, уметь организовывать исполнение таких объемов работ, услуг, поставки товаров, то есть надлежаще исполнять обязательства по контракту для государственных и муниципальных нужд. С учетом данного критерия оценки такое лицо может быть охарактеризовано заказчиком как добросовестный исполнитель. Наличие указанного критерия оценки участников закупок позволяет обеспечить участие в закупках максимально широкого круга лиц, включая имеющих опыт исполнения контрактов с наибольшей ценой, что само по себе обеспечивает равный доступ к закупкам всех категорий участников закупок и, вопреки мнению административного истца, не создает условий для ограничения конкуренции. Установленный заказчиком в извещении о конкурсе порядок рассмотрения и оценки заявок не противоречит законодательству о контрактной системе. Бесспорных доказательств того, что оспариваемые положения извещения о закупке влекут за собой ограничение количества участников закупки либо создают неравные условия для участников закупки в материалах жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемой части действия заказчика не вступают в противоречие с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, отвечают совокупности принципов контрактной системы в сфере закупок.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно сведениям протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе, протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурсной комиссией была осуществлена оценка вторых частей заявок на участие в закупке по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, и принято решение о присуждении заявке подателя жалобы по указанному критерию оценки 0 баллов, второму участнику закупки, признанному победителем - 100 баллов. При этом, Комиссией установлено, что согласно пояснениям конкурсной комиссии при оценке вторых частей заявок на участие в закупке по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, по детализирующему показателю - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, участниками закупок были представлены следующие контракты (договоры):
- ООО "ДТК Ямал": договор строительного подряда N ЧГРК-01563-Дог от 28.04.2022 на выполнение комплекса работ по: материально-техническому обеспечению (приобретению, поставке, хранению и монтажу), строительству (с последующим устранением замечаний), пусконаладочным работам для реализации проекта: "Подъездная автомобильная дорога"; с учетом дополнительного соглашения о расторжении N1 от 11.08.2023 и итогового акта выполненных работ, стоимость исполненных обязательств составила - 1 640 331 665,83 руб.
- ООО "ИЛАН-НОРИЛЬСК": муниципальный контракт N 210938 (3245704934422000003) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Норильск (объекты улично-дорожной сети Центрального района, Юго-западная объездная с подъездом к Норильску и искусственные сооружения на ней, ул. Энергетическая); с учетом дополнительного соглашения о расторжении от 08.02.2024 и актов выполненных работ, стоимость исполненных обязательств составила - 733 653 673,89 руб.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Объектом представленного ООО "ДТК Ямал" в составе заявки на участие в конкурсе договора является подъездная автомобильная дорога, расположенная по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Муниципальное образование "Город Норильск" (п. 1.25 договора).
В соответствии с заданием на проектирование автодорога является межплощадочной промышленной автодорогой категории III-в по СП 37.13330.2012 "Промышленный транспорт". Проектная документация для объекта: Подъездная автомобильная дорога разрабатывалась на основании следующей нормативной документации: СП 37.13330.2012 "Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*"; СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*"; СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*"; СП 313.1325800.2017 "Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты. Правила проектирования и строительства"; "Руководство по проектированию, строительству и эксплуатации искусственных сооружений автомобильных дорог на водотоках с наледями"; ВСН 84-89 "Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты"; СП 32.13330.2018 "Канализация. Наружные сети и сооружения"; СП 399.1325800.2018 "Система водоснабжения и канализации наружные из полимерных материалов". Указанная нормативная документация применяется при проектировании автомобильных дорог. Проанализировав перечень работ, выполненных ООО "ДТК Ямал" в рамках исполнения представленного договора, Комиссия также не пришла к выводу о том, что указанные работы осуществлены не в отношении автомобильной дороги, поскольку из объема выполненных работ следовало указание на дорогу, которая в свою очередь отвечала признакам автомобильной. Указание подателем жалобы на необходимость установления в порядке оценки вида автомобильной дороги недопустимо, поскольку Положение N 2604 такой детализации не допускает.
Также вопреки доводу подателя жалобы Положение N 2604 не предусматривает предоставление в качестве опыта исключительно контрактов, заключенных в рамках Закона о контратакой системе. Между Сторонами 15.02.2023 заключено Соглашение о расторжении договора строительного подряда N ЧГРК-01563-Дог от 28.04.2022.
В п. 2 указанного соглашения Стороны
определили
датой расторжения Договора 01.06.2023, с которой Договор будет считаться расторгнутым. Кроме того, Стороны пришли к соглашению, что любое упоминание по тексту Договора Акта, поименованного как "Акт приемки законченного строительством объекта (КС-11)/Акт приемки законченного строительством объекта" указывает на Акт поименованный как "итоговый Акт приемки выполненных работ". Между Сторонами 11.08.2023 заключено Дополнительное соглашение N 1 к Соглашению от 15.02.2023.
В п. 4 Дополнительного соглашения установлено, что Стороны одновременно с настоящим Дополнительным соглашением подписывают итоговый Акт приемки выполненных работ по форме Приложения N 6 к Соглашению о расторжении. Итоговый акт приемки выполненных работ N 1 подписан Сторонами 11.08.2023 на сумму 1 640 331 665,83 руб.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что у конкурсной комиссии отсутствовали основания не принимать к оценке представленный ООО "ДТК Ямал" в составе заявки на участие в конкурсе договор, поскольку оснований полагать, что предметом договора не является автомобильная дорога у конкурсной комиссии не имелось. При этом конкурсной комиссии Законом о контрактной системе не вменена обязанность по проверке на достоверность, подлинность представленных в заявке документов, конкурсная комиссия лишь вправе сделать это, также конкурсная комиссия не должна априори ставить под сомнение документы и сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, поскольку предполагается добросовестность участника закупки в отношении представленных документов в заявке.
Таким образом, Комиссией не установлено в рассмотренных действиях конкурсной комиссии нарушений требований законодательства о контрактной системе. Относительно присвоения конкурсной комиссией заявкам баллов, Комиссия считает необходимым отметить следующее. Часть 12 статьи 99 Закона о контактной системе устанавливает, что при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений. Указанные нормы ограничивают право контрольного органа в сфере закупок на рассмотрение доводов жалобы в части результатов оценки заявок, то есть в части проверки результатов начисления конкурсной комиссией баллов и самостоятельной оценке квалификации участников закупки. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе осуществлять проверку документов и информации, представленных в составе заявок участников конкурса, для решения вопроса о правомерности принятия членами конкурсной комиссии тех или иных документов и сведений к последующей оценке, то есть на проверку соблюдения конкурсной комиссией установленного порядка оценки заявок без перехода к самой оценке результатов конкурса и без проверки количества и правомерности присвоения баллов участникам конкурса по итогам рассмотрения представленных ими заявок и документов. Кроме того глава 6 Закона о контактной системе не содержит основания для непринятия жалобы к рассмотрению по существу в случае, если заинтересованное лицо направляет жалобу на результаты оценки заявок на участие в конкурсе. Вышеуказанная позиция коррелирует практике контрольных органов, например: Решение ФАС России от 11.07.2023 по делу N 28/06/105-176/2023; Решение ФАС России от 26.06.2023 по делу N 28/06/105-1496/2023; Решение ФАС России от 10.07.2023 по делу N 23/44/99/76.
Таким образом, Комиссия не дает правовую оценку действиям конкурсной комиссии по присвоению заявкам именно в части количества баллов.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 12, 15 статьи 99, частями 6, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "ИЛАН-НОРИЛЬСК" необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.А. Шмыгина А.Р. Мулагалеев Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44
2024-9666
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 июня 2024 г. N 024/06/106-1657/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024