Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: председателя Комиссии: Боровкова А.В. - руководителя управления; членов Комиссии: Дмитриевой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
- ООО "Вира" (далее - Общество, Заявитель) - Анашкиной Алины Эдуардовны (дов. б/н от 09.01.2024), - Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик) - Слабинской Татьяны Владимировны (дов. N01/2-08-6139 от 07.06.2024), Стрекаловской Натальи Евгеньевны (дов. N01/2-08-6137 от 07.06.2024), в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (лицо надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы), рассмотрев жалобу ООО "Вира" на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку каши молочной для детского питания (извещение 0133200001724001270), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
03.06.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Вира" на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку каши молочной для детского питания (извещение 0133200001724001270).
В своей жалобе Общество указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки извещения о проведении закупки установлены излишние и ограничивающие характеристики молочных каш - "Пребиотики - Обогащение", "Мальтодекстрин - Отсутствие", которые не позволяют предложить к поставке продукцию ООО "ТД Беллакт" (Беларусь). В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было. Рассмотрев представленные ООО "Вира", Департаментом здравоохранения Ивановской области документы, заслушав представителей лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
установила
следующее. 30.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение N0133200001724001270 о проведении электронного аукциона на поставку каши молочной для детского питания.
В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, протоколом, составленным в ходе проведения закупки:
- начальная (максимальная) цена контракта - 10 234 287,50 \x{20bd};
- дата и время окончания подачи заявок - 07.06.2024 08:00;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.06.2024;
- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.06.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана одна заявка; единственный участник закупки и его заявка были признаны соответствующими извещению о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Комиссией по осуществлению закупок Заказчика принято решение о заключении контракта с единственным участником закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Из буквального толкования положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе. Указанная позиция также подтверждена Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного суда РФ от 28.06.2017, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30089/2019 от 15.07.2019 по делу NА40-40590/19.
В силу письма ФАС России NПИ/79421/21 от 20.09.2021 объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало как минимум два производителя.
Согласно описания объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком закупаются пять разных молочных каш, которые, в том числе должны обладать следующими характеристиками - "Пребиотики - Обогащение", "Мальтодекстрин - Отсутствие". В пояснениях Заказчика, направленных в адрес Ивановского УФАС России письмом N213 от 02.02.2024, а также представителями Заказчика, участвующими при рассмотрении жалобы Общества, указано, что характеристикам, установленным в описании объекта закупки, соответствуют несколько производителей молочных каш: АО "Инфаприм" (Виини), МАМАКО, Heinz, АО "Прогресс", Droga Kolinska.
Пребиотики - неперевариваемые ингредиенты пищи, стимулирующие рост и метаболическую активность одной или нескольких групп собственных бактерий (лакто-, бифидобактерий) в толстой кишке. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в российской федерации рекомендует пребиотики для нормализации кишечной микрофлоры, как в детских молочных смесях, так и в кашах: "в последнее время большое внимание уделяется обогащению детского питания пребиотиками - нутриентами, которые используются полезными микроорганизмами кишечника в процессе их роста и оказывают положительные влияние на микробиоценоз". Пребиотики стимулируют жизнедеятельность всех видов нормофлоры кишечника, рост и жизнедеятельность собственной (эндогенной) полезной микрофлоры человека, адгезированной на эпителии кишечника, которые благоприятно влияют на здоровье человека, нормализуя его кишечную микрофлору". Мальтодекстрин относится по своему составу к углеводам, как и другие сахара - глюкоза, лактоза и т.д. Это полимер глюкозы, то есть, по сути, представляет собой блоки простого моносахарида глюкозы. При этом сблокированная глюкоза может иметь цепочки разной длины (так называемые мальтодекстрины с различным декстрозным эквивалентом). Производят его из риса или кукурузы, картофеля или пшеницы. Мальтодекстрин технологически удобен для пищевой индустрии, его добавляют во многие продукты для хорошей растворимости, улучшения консистенции продукта, его быстрого загустевания. В качестве наполнителя, загустителя, текстуризатора и т. п. в составе продуктов питания мальтодекстрин используют с середины 1950-х гг. В настоящее время он является широко распространенной и часто потребляемой полисахаридной добавкой.
Также в настоящее время активно обсуждаются данные по влиянию мальтодекстрина на состояние слизистой кишки, микробиоту толстой кишки и о возможной роли этого ингредиента в патогенезе хронических воспалительных заболеваний кишечника. Эксперты, активно изучающие влияние полисахаридов на здоровье человека, считают, что нарушение целостности слизистого барьера может быть важнейшим триггером начала воспалительного заболевания кишечника. Для детей раннего возраста употребление в питании мальтодекстрина нежелательно по ряду причин: Риск ожирения и диабета; Нарушения микрофлоры и воспалительные изменения со стороны кишечника; Риск аллергии или пищевой непереносимости. Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Указанные Заказчиком производители молочных каш соответствуют описанию объекта закупки извещения о проведении закупки. Заказчиком доказана потребность в молочных кашах именно с такими характеристиками. Предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товаров с определенными характеристиками, а не его производство. В свою очередь обладать молочными кашами, необходимыми Заказчику, может любое юридическое или физическое лицо, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность (проживающие) на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Вира" на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку каши молочной для детского питания (извещение 0133200001724001270) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии: А.В. Боровков Члены комиссии: Н.А. Дмитриева Г.П. Долакидзе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 14 июня 2024 г. N 037/06/33-428/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024