Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии:
- представителя МКУ УКС, по доверенности;
- представителей ООО Строительная компания "Монолит", по доверенности;
рассмотрев материалы МКУ УКС о включении сведений об ООО Строительная компания "Монолит" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
31.05.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы МКУ УКС о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО Строительная компания "Монолит" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в Ленинском районе города Кирова на земельном участке с адресом: г.Киров, ул. Анжелия Михеева, земельный участок 13" (извещение N 0340200003322011812).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 06.06.2024 г., откладывалось на 07.06.2024 г., стороны извещены надлежащим образом.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно п. 9 Правил при проведении электронной процедуры:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что в первый этап по контракту входит выполнение инженерных изысканий, проектные работы и государственная экспертиза. Подрядчик не предоставил рабочую документацию и документы о прохождении государственной экспертизы сметной части проектной документации. Указывает, что в рамках проведения контрольных мероприятий у Подрядчика неоднократно были выявлены факты нарушения требований действующего законодательства в градостроительной сфере, для устранения которых выданы предписания. Данные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Подрядчиком своих обязанностей по контракту. Считает, что работы не будут выполнены в установленный срок.
Представители Общества подтвердили письменные пояснения, сообщили, что не согласны с расторжением контракта, обратились в Арбитражный суд Кировской области с иском о признании решения Заказчика незаконным. Считают, что выполнили работы по первому этапу контракта и предприняли все зависящие действия для надлежащего исполнения контракта. Работы по строительству идут согласно графику, выполнено - 29 %. Считают, что экспертиза сметной части проектной документации не входит в первый этап. Указывают, что начали предварительное согласование проектно-сметной документации с государственной экспертизой. Действия Заказчика влекут невозможность исполнения контракта и нарушение прав детей сирот и переселенцев. Просят не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
29.09.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в Ленинском районе города Кирова на земельном участке с адресом: г. Киров, ул. Анжелия Михеева, земельный участок 13".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.10.2022 N 0340200003322011812 на участие в закупке подано 2 заявки победителем признано ООО СК "Монолит", заявка которого соответствует требованиям Закона о контрактной системе и извещения о закупке.
07.11.2022 г. между Заказчиком и ООО СК "Монолит" был заключен Контракт на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в Ленинском районе города Кирова на земельном участке с адресом: г. Киров, ул. Анжелия Михеева, земельный участок 13" на общую сумму 446 153 499,17 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству "под ключ" объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в Ленинском районе города Кирова на земельном участке с адресом: г. Киров, ул. Анжелия Михеева, земельный участок 13", включая сбор исходных данных, выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации (далее - проектная документация), получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, выполнение строительно-монтажных работ, поставку необходимых материалов, изделий, оборудования, иных действий Подрядчика, необходимых для выполнения работ по Контракту (далее - работы) и передать результат работ Заказчику, получить заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного Объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, ввести Объект в эксплуатацию, представить исполнительную документацию, технические планы на каждую квартиру, здание и наружные сети, документы, оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для постановки Объекта на кадастровый учет, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
Согласно п. 1.2. Контракта Работы, предусмотренные контрактом, выполняются Подрядчиком согласно Графику выполнения работ, являющемуся неотъемлемой частью контракта (Приложение N 1). По согласованию с Заказчиком допускается досрочное выполнение работ. Предусмотрены два этапа выполнения Контракта:
- 1 этап выполнения включает в себя "Инженерные изыскания, проектные работы, в том числе проектная и рабочая документация (комплект), государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключение государственной экспертизы. Оформление прав на земельные участки. Подготовительные работы. Разбивка осей объекта. Монтаж системы видеонаблюдения на строительной площадке. Обеспечение дистанционного наблюдения за ходом строительства в режиме онлайн в сети Интернет". Срок выполнения первого этапа работ - с момента заключения контракта по 31.05.2023;
- 2 этап выполнения работ включает в себя "Получение разрешения на строительство. Общестроительные работы заключение договоров на технологическое подключение с ресурсоснабжающими организациями, строительно-монтажные работы, поставка оборудования, исполнительная съемка, технические планы на Объект, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства". Срок выполнения второго этапа работ - с 01.06.2023 по 30.11.2023.
В соответствии п. 1.4. Контракта предусмотрены требования к результатам работ: завершение строительства Объекта в установленные сроки; построенный Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; работа считается завершенной после подписания сторонами акта приемки выполненных работ за последний этап (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ за последний этап (по форме КС-3), акт приемки объекта капитального строительства("СП 68.13330.2017. Свод правил. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87" (утв. Приказом Минстроя России от 27.07.2017 N 1033/пр) (ред. от 10.12.2019)), передачи Заказчику технических планов на каждую квартиру, здание и наружные сети, комплектов исполнительной документации, на бумажном и электронном носителях, информационной модели объекта капитального строительства в электронном виде и экспортируемый из нее комплект чертежей проектной и рабочей документации в форматах dwg, pdf, сметную документацию в программе "А0" и в формате Excel, проектной и рабочей документации на бумажном носителе, положительного заключения государственной экспертизы по проекту, результатам инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; площади всех квартир (комнат) в построенном Объекте, подтвержденные техническими планами на квартиры, должны быть не менее площадей соответствующих квартир (комнат), указанных в утвержденном реестре жилых помещений (Приложение N4).
Согласно п. 1.6. Контракта проектная документация, подготовленная Подрядчиком по Контракту в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 3 к Контракту), документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и изыскательских работ при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и заключения по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта.
В случае получения по вине Подрядчика отрицательного заключения в ходе проведения любой из вышеуказанных экспертиз соответствующий результат по Контракту считается не достигнутым и не подлежит оплате, в том числе по фактически понесенным расходам Подрядчика.
В силу п. 3.3. Контракта оплата выполненных проектно-изыскательских работ производится после получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту, результатам инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости на основании подписанного Сторонами акта выполненных работ.
В соответствии с п. 3.4 Контракта оплата выполненных строительно-монтажных и прочих работ производится на основании акта выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3) составленных на основании сметы контракта. Смета контракта составляется Подрядчиком после получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту, результатам инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости и согласовывается Заказчиком.
В силу п. 12.3 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Ранее, 09.08.2023 г. в Кировское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО Строительная компания "Монолит" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
По результатам рассмотрения обращения Управлением было вынесено решение от 15.08.2023 N 043/10/104-849/2023 о не включении в реестр недобросовестных поставщиков информации в отношении ООО Строительная компания "Монолит".
Вместе с тем, не согласившись с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчик обратился в Арбитражный суд Кировской области с иском о признании его незаконным.
Определением от 21.09.2023 г. дело N A28-10238/2023 прекращено, в связи с заключением сторонами мирового соглашения.
Комиссия УФАС отмечает, документы и действия сторон с момента заключения Контракта до сентября 2023 г. были предметом рассмотрения Комиссией антимонопольного органа в рамках дела от 15.08.2023 N 043/10/104-849/2023, в связи с чем не могут быть предметом оценки в рамках рассмотрения настоящего дела.
В подтверждение принятия мер по исполнению Контракта Подрядчикам представлены журналы выполнения работ, коммерческие предложения на замену материалов, оборудования.
20.09.2023 г. Подрядчиком получено разрешение на строительство.
12.04.2024 г. письмом N 276 Подрядчик просит Заказчика продлить срок доверенности на предоставление интересов МКУ "УКС" в КОГАУ "Управление госэкспертизы".
В своем ответе от 17.04.2024 N 4-913 Заказчик отказывает, поскольку в настоящее время производится корректировка технической части проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Подрядчик обязан получить разрешение Заказчика на внесение изменений, но не представлены документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений. Сметная документация и конъюнктурный анализ цен не предоставлялись после выдачи замечаний Заказчика. Для продления доверенности на предоставление интересов требует предоставить обоснование изменений, откорректированную сметную документацию и конъюнктурный анализ цен на объекты.
14.05.2024 г. в письме N 377 Подрядчик указывает, что действия Заказчика целенаправленно ведут к срыву строительства социальных объектов. Требует выдать актуальную доверенность на представление интересов МКУ "УКС" в КОГАУ "Управление госэкспертизы".
В ответе N10-1163 от 17.05.2024 Заказчик сообщает, что требования о предоставлении обоснования изменений, откорректированной сметной документации и конъюнктурного анализа цен на объекты, Подрядчиком не исполнены.
Заказчиком представлено письмо от 11.04.2024 г. КОГАУ "Управление госэкспертизы", в котором сообщается, что заключенный договор на государственную экспертизу в части проверки достоверности определения сметной стоимости отсутствует. Заключение в части проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту также не выдавалось.
Кроме того, согласно представленной в материалы дела информации прокуратуры г. Кирова от 27.04.2024 г., Подрядчик не выполнил работы по 1 этапу Контракта. Отставание от графика составляет более 20 недель, строительная готовность объектов составляет 2%, согласно пояснениям Заказчика 4 %. Есть основания полагать, что объект не будут построен в срок, установленный Контрактом. Предлагается рассмотреть вопрос о расторжении Контракта.
Согласно протоколу заседания координационного совета (штаба) при Правительстве Кировской области по вопросам строительства объектов капитального строительства, создаваемых в рамках реализации национальных и региональных проектов от 08.05.2024 г.:
- министерство строительство сообщает, что отставание от графика производства работ 5 месяцев.
- Подрядчик указал, что выполняются работы по устройству несущих элементов каркаса.
- Решено администрации города Кирова провести анализ текущей деятельности Подрядчика по возведению дома по итогам рассмотрения принять решение о расторжении Контракта и меры по завершению мероприятий программы "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до конца 2024 года.
В связи с просрочкой исполнения обязательств по первому этапу Контракта, Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 20.05.2024 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 20.05.2024 16:41 ч. Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является 20.05.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта нарушения условий Контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения Исполнителем не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 31.05.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 31.05.2024 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.06.2016 по делу N 306-ЭС16-606, А55-10730/2014, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.06.2021 N Ф01-2077/2021 по делу N А82-5482/2018).
Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных Заказчиком, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки и оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе и оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение Контракта.
Согласно п.п. б) п. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Как следует из представленных материалов, работы по 1 этапу Контракта должны быть выполнены в срок не позднее 01.03.2024. По состоянию на 20.05.2024 г. обязательства по 1 этапу Контракта Обществом не выполнены. Положительное заключение государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта не получено.
Направление на предварительное согласование сметной документации не является выполнением п. 1.6. Контракта.
Недобросовестность действий ООО Строительная компания "Монолит" в рамках исполнения Контракта подтверждается, в том числе информацией прокуратуры г. Кирова от 27.04.2024 г.
Общество, подписав Контракт на определенных условиях, тем самым согласилось с его условиями, однако не исполнило в полном объеме 1 этап Контракта в установленные сроки.
При этом, Комиссия отмечает, что ранее Заказчик расторг Контракт также в связи с неисполнением 1 этапа.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что Обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта Общество Комиссии не представило.
Представленные в рассмотрение документы, в том числе письмо от 11.04.2024 г. КОГАУ "Управление госэкспертизы", информация прокуратуры г. Кирова от 27.04.2024 г., протокол заседания координационного совета (штаба) при Правительстве Кировской области по вопросам строительства объектов капитального строительства, создаваемых в рамках реализации национальных и региональных проектов от 08.05.2024 г., свидетельствуют о нарушении Подрядчиком условий Контракта по 1 этапу, затягивании строительства Объекта.
Учитывая вышеизложенное, и поскольку порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком был соблюден, решение вступило в силу, не отменено Заказчиком или судом, сведения, представленные МКУ УКС в отношении ООО Строительная компания "Монолит", подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В данном случае характер допущенного Подрядчиком нарушения условий Контракта и наличие в его действиях вины, свидетельствуют о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО Строительная компания "Монолит".
Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ООО Строительная компания "Монолит":
1) наименование: ООО Строительная компания "Монолит", (142201, Московская область, г Серпухов, ул Карла Маркса, д. 131, помещ. 20), ИНН 7715519630, КПП 504301001;
2) Директор:, ИНН: 434537978112;
3) ИКЗ: 223434532877743450100100640014120414.
Согласно п. "б" ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет в случае получения решения суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 июня 2024 г. N 043/10/104-505/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024