Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический центр фтизиопульмонологии" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (далее - ГБУЗ "РКЦФП" МЗ РСО-Алания, Заказчик) - представителя "ООО Частная охранная организация "ФИШТ" рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ЧОО "ФИШТ" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РКЦФП" МЗ РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000324000837 на оказание услуг по круглосуточной охране (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
09 апреля 2024 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЧОО "ФИШТ" на действия ГБУЗ "РКЦФП" МЗ РСО-Алания при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе одним из показателей по критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки" установлен такой показатель, как "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" к которому применен детализирующий показатель "Наличие у участников закупки деловой репутации" в описании которого указано, что к оценке принимается действующий на дату подачи заявки сертификат соответствия деловой репутации участника закупки, в случае, если он:
- соответствует ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы";
- в сертификате указан связанный с предметом контракта вид деятельности участника конкурса в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации, а именно: ОКВЭД2 80.10.
Для Заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "общее количество исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является наибольшее значение показателя "наличие у участников закупки деловой репутации".
По мнению Заявителя установление Заказчиком Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в качестве критерия оценки заявок показателя о наличии у участника закупки сертификата системы добровольной сертификации "Компетентность и экспертная оценка" и системы добровольной сертификации "Развитие, качество, актуальность", выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.03-2016 свидетельствует об ограничении Заказчиком показателя критерия "квалификация участника закупки", поскольку в преимущественном положении оказываются хозяйствующие субъекты, имеющие вышеуказанные сертификаты требуемых систем добровольной сертификации (далее - СДС), перед хозяйствующими субъектами, имеющими сертификаты иных СДС.
Не согласившись с доводами жалобы ГБУЗ "РКЦФП" МЗ РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
25 марта 2024 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000324000837 на оказание услуг по круглосуточной охране с начальной (максимальной) ценой контракта 7 404 871,80 (далее - Извещение), в том числе Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, проект государственного контракта, а также описание объекта закупки (Техническое задание).
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
При этом, пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения N2604, применяются детализирующие показатели.
Пунктом 29 Положения N2604 установлено, что показатель, предусмотренный подпунктом "г" пункта 24 Положения N2604, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:
а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 Положения N2604;
б) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604, устанавливаются:
документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
При этом, пунктом 35 Положения N2604 установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения N2604;
б) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604 в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Так, в соответствии с вышеуказанными требованиями, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса установлены такие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, показатели, а также детализирующие показатели, как:
- цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, показатели:
наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта;
деловая репутация участника закупки.
При этом, для показателя "Деловая репутация участника закупки" Заказчиком установлено, что оценивается деловая репутация участника закупки по наличию (отсутствию) соответствующего сертификата с указание на то, что показатель, предусмотренный подпунктом "г" пункта 24 Положения N2604, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:
а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 Положения N2604;
б) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604, устанавливаются:
документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации.
К оценке принимается действующий на дату подачи заявки сертификат соответствия деловой репутации участника закупки, в случае, если он:
- соответствует ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы";
- в сертификате указан связанный с предметом контракта вид деятельности участника конкурса в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации, а именно: ОКВЭД2 80.10.
Для Заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "общее количество исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является наибольшее значение показателя "наличие у участников закупки деловой репутации".
Непредставление в составе заявки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему детализирующему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки. В случае отсутствия документов по данному детализирующему показателю, участнику присваивается 0 баллов.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о соответствии Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе требованиям Закона о контрактной системе, в том числе требованиям Положения N2604, поскольку подпунктом "а" пункта 29 Положения N2604 напрямую установлено, что осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 Положения N2604.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "ЧОО "ФИШТ" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РКЦФП" МЗ РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000324000837 на оказание услуг по круглосуточной охране.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 апреля 2024 г. N А154-04/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024