Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экста" (далее - заявитель, общество, ООО "Экста") на действия казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения города Омска и Омского района" (далее - заказчик, учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан, не зарегистрированных в качестве безработных граждан, по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Современные инструменты наставничества и передачи опыта: разработка программ развития под конкретные компетенции и навыки" (Реестровый номер 2024.039925)" (извещение N 0352200001124000030) (далее - аукцион, электронный аукцион, закупка),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного;
в присутствии представителя заказчика - Павленко Оксаны Владимировны (доверенность N 27 от 03.06.2024)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 4913-ЭП/24 от 29.05.2024) на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов закупки следует, что 24.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352200001124000030 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 405833,25 руб.
03.06.2024 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 7 заявок, ценовые предложения сделаны пятью участниками закупки, наименьшее ценовое предложение (73 746,33 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 116674103, при этом снижение начальной максимальной цены контракта составило 81,83%
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов установлено следующее.
Дословно доводы жалобы содержат указание на следующее: "Избыточные требования для процедуры аукциона, уместны только в конкурсе. п.5 ТЗ Бизнес-тренер должен иметь опыт работы бизнес-тренером не менее 10 лет, иметь опыт обучения руководителей и кадрового резерва производственных предприятий, иметь практический руководящий опыт в бизнесе, быть сертифицированным коучем, иметь психологическое образование, иметь практический преподавательских опыт в высших учебных заведениях от 5 лет, иметь практический опыт супервизии, иметь практический опыт карьерного консультирования, уметь анализировать и разрабатывать профиль компетенций".
Заказчиком представлены (вх. N 5060-ЭП/24 от 04.06.2024) возражения на доводы жалобы, согласно которым заказчиком при описании объекта закупки учитывались пожелания работодателя.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно пункту 1 части 1, части 2, части 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что заказчиком закупаются образовательные услуги по дополнительному профессиональному образованию.
Согласно извещению об осуществлении закупки в описании объекта закупки установлены следующие требования:
"Обеспечение слушателей:
Для сотрудников общества с ограниченной ответственностью "НПО "Мир". Обучение должно проходить в конференц-зале не менее 70 м2 с дополнительным помещением, предназначенным для приема пищи. Конференц-зал должен быть оснащен проектором, видео- и аудиоаппаратурой, стульями со съёмным пластиковым откидным столиком/пюпитром по количеству участников, беспроводным интернетом, компьютером, презентером, не менее 2х флипчартов, магнитной доской. Бизнес-тренер должен иметь опыт работы бизнес-тренером не менее 10 лет, иметь опыт обучения руководителей и кадрового резерва производственных предприятий, иметь практический руководящий опыт в бизнесе, быть сертифицированным коучем, иметь психологическое образование, иметь практический преподавательских опыт в высших учебных заведениях от 5 лет, иметь практический опыт супервизии, иметь практический опыт карьерного консультирования, уметь анализировать и разрабатывать профиль компетенций. Исполнитель должен составить расписание проведения занятий, подготовить раздаточный материал на каждого участника, организовать учебный процесс на следующих условиях: -обеспечение каждого слушателя раздаточным учебно-методическими материалами (рабочая учебная тетрадь формата А4); -обеспечение каждого слушателя в процессе обучения канцелярией; -обеспечение доступа слушателей к глобальным сетевым ресурсам (Интернет), к профильным для реализуемой программы информационным системам и/или базам данным; -обеспечение каждого слушателя доступом к онлайн-платформе с необходимыми материалами по изучаемой теме для более глубокого усвоения знаний.
Отчетная документация:
Исполнитель должен определить график проведения занятий, подготовить учебно-материальную базу, аудиторный фонд, оснастить его средствами обучения, организовать учебный процесс. Предоставление Государственному заказчику, в течение 5 рабочих дней со дня издания, копии приказа (распоряжения) о зачислении направленных Государственным заказчиком граждан на обучение и об их отчислении в связи с окончанием обучения (либо по другим причинам) с указанием даты зачисления (отчисления). Ведение учета посещаемости, направленных на обучение граждан. Предоставление Государственному заказчику справки о посещении занятий граждан, направленных на обучение Государственным заказчиком, проходящих обучение, ежемесячно не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным. По окончании обучения сведения о посещении занятий предоставляются не позднее 5 рабочих дней с момента окончания обучения. Информирование Государственного заказчика не позднее, чем за пять дней, об окончании обучения, проведении квалификационных экзаменов и зачетов. Отчисление граждан, направленных на обучение Государственным заказчиком, до окончания обучения осуществляется Исполнителем в соответствии с установленным им порядком, с обязательным уведомлением Государственного заказчика в течение пяти дней со дня принятия решения".
По мнению Комиссии, заказчиком в форме требований к качеству, к техническим и функциональным характеристикам услуги фактически предъявлены требования к участнику закупки, к наличию у него ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом контракта, что прямо запрещено частью 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия особо отмечает, что в отношении указанных характеристик участникам закупки необходимо выразить безусловное согласие, при этом каким образом заказчик, его комиссия по осуществлению закупок на этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) будут проверять соответствие участника закупки таким требованиям, в том числе с учетом возможности предоставления участниками закупки недостоверной информации, представителем заказчика пояснения не были даны.
При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы признан обоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
4.1. В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования) (пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, а именно документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (подпункт "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, не допускается
Материалами дела установлено, что заказчиком закупаются образовательные услуги дополнительного образования. Извещением об осуществлении закупки установлено единое требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, позволяющей реализовывать программу (-ы) профессионального обучения, дополнительного профессионального образования.
Вместе с тем в нарушение статьи 7, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, сформированное программно-аппаратными средствами, не содержит исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленному единому требованию.
Согласно электронному документу "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки, участники закупки в подтверждение соответствия единому требованию по пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе должны представить: "В соответствии с пунктом 3 требований к участникам, установленных извещением об осуществлении закупки, выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий"
или копия акта лицензирующего органа о принятом решении".
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Таким образом, действующие положения Закона о лицензировании предусматривают реестровую модель лицензирования. Наличие у участника закупки лицензии подтверждается не лицензией на бумажном носителе, а записью в соответствующем реестре.
Указанное связано с принятием Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ (далее - Закон N 478-ФЗ), которым были внесены изменения в Закон о лицензировании.
В силу частей 1 и 3 статьи 13 Закона N 478-ФЗ данный закон вступил в силу с 1 января 2021 года.
Лицензии, выданные до дня вступления в силу данного закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу такого закона.
На основании изложенного, после 01.01.2021 подтверждением наличия лицензий, выданных до указанной даты, является запись в реестре лицензий. В свою очередь, бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии (такие выводы согласуются с позицией Министерства экономического развития Российской Федерации, указанной в письме от 23 апреля 2021 года N Д24и-12191).
В силу части 3 статьи 9 Закона о лицензировании лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.
Частью 1 статьи 21 Закона о лицензировании предусмотрено, что лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен).
Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен (часть 7 статьи 21 Закона о лицензировании).
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. Указанные сведения предоставляются заявителю в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии должна быть обеспечена заявителю посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, если лицензирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации). Дополнительно возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии может быть обеспечена посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных информационных систем.
Выписка из реестра лицензий содержит сведения, предусмотренные пунктами 1 - 8 части 2 настоящей статьи, а также сведения о дате формирования выписки. Выписка из реестра лицензий дополнительно может содержать иные сведения. На выписку из реестра лицензий должен быть нанесен двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре лицензий, содержащими сведения о предоставленной лицензии. В случае, если выписка из реестра лицензий содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, выписка предоставляется исключительно лицу, имеющему доступ к таким сведениям. При этом может быть реализована возможность подтверждения актуальности представленной в выписке информации путем перехода по двухмерному штриховому коду на адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без непосредственной публикации указанной информации. В выписке из реестра лицензий указываются персональные данные лицензиата в случае, если указанная выписка запрашивается непосредственно таким лицензиатом.
Таким образом, в целях исполнения требований подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).
При этом подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу части 8 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе*(1).
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение подпункта "н" пункта 1 части 1, части 3 статьи 43, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4.2. В соответствии с частями 4 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3 - 9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Согласно пункту 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
На основании пункта 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Материалами дела подтверждено, что извещением об осуществлении закупки установлены преимущества в соответствии со статьей 30 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем в нарушение в нарушение частей 4 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и Правил проект контракта, размещенный в составе извещения об осуществлении закупки, содержал условие о порядке начисления штрафов в соответствии с пунктом 3 Правил (общее правило) вместо условия, предусмотренного пунктом 4 Правил (для СМП И СОНКО).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экста" на действия казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения города Омска и Омского района" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан, не зарегистрированных в качестве безработных граждан, по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Современные инструменты наставничества и передачи опыта: разработка программ развития под конкретные компетенции и навыки" (Реестровый номер 2024.039925)" (извещение N 0352200001124000030).
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения города Омска и Омского района" нарушение статьи 7, части 3 статьи 33, частей 4 и 8 статьи 34, пункта 12, части 1, пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1, части 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Центр занятости населения города Омска и Омского района", его комиссии по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров |
Член Комиссии |
А.П. Алексина |
|
|
-------------------------------------------
*(1) См. письмо ФАС России от 09.01.2024 N МШ/211/24, судебную практику по делам N А46-10914/2022, N А46-10917/2022, А70-19556/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 июня 2024 г. N 055/06/106-539/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024