Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "Триумф": В.Н. Степаненко (по доверенности N б/н от 01.02.2022), ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ": П.В. Ханжина (по доверенности N 42 от 05.06.2024), Л.Ю. Ляпиной (по доверенности N 37 от 16.05.2024), рассмотрев жалобу ООО "Триумф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту системы кондиционирования в 2024 году на объекте ГБУЗ "ГП N2 ДЗМ" (Закупка N 0373200586424000045) (далее - запрос котировок), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-26276 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения о проведении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчик в разделе "Объект закупки" Извещения о проведении запроса котировок
установил
требования к товару "Шкаф телекоммуникационный" и инструкцию по заполнению требуемых характеристик, что, по мнению Заявителя, свидетельствует о том, что участник закупки при подаче заявки обязан представлять данные характеристики, при этом Приложение N1 к Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" не содержит требований о наличии в составе заявки характеристик требуемых товаров. Кроме того, Заявитель указывает, что, поскольку в структурированном извещении установлены требования к товарам и инструкция по заполнению требуемых характеристик, Заказчиком в составе извещения неправомерно не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, предусмотренные положениями приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ 126н), а также ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная 2024-26276 3 доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе. Абз.4 п.2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). П.1 Приказа N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N2 к Приказу N126н (далее при совместном упоминании - Приложения).
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что в составе извещения заказчиком не установлены ограничения допуска, предусмотренные положениями Постановления N878, а также условия допуска, предусмотренные положениями Приказа N126н.
В силу п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и 2024-26276 4 инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.3 или п.4, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании 2024-26276 5 закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 и 4 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе, не допускается. На заседании Комиссии Управления установлено, что в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке1", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, Заказчиком не установлены требования о том, что заявка на участие в закупке должны содержать в себе, в том числе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При 2024-26276 6 этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении 2024-26276 7 поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту системы кондиционирования в 2024 году на объекте ГБУЗ "ГП N2 ДЗМ".
Вместе с этим в составе структурированной формы описания объекта закупки, размещенной в составе извещения в соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены требования к товарам, так, например, к товару "Шкаф телекоммуникационный", в разделе "Характеристики", установлено требование "Полезная глубина: < 600 Миллиметр", при этом в разделе "Инструкция по заполнению характеристик в заявке" указано "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики". Однако Комиссией Управления также установлено, что в описании объекта закупки, размещенном в электронном документе "Техническое задание" отсутствует указание на поставку товара, поставляемые товары, характеристики поставляемого товара.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что положения ст.33 Закона о контрактной системе позволяют описывать Заказчику как требования к поставляемым товарам, так и требования к используемым при оказании услуг товарам, однако в п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе однозначно определено, что информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Кроме того, представитель Заказчика добавил, что в случае если в рамках данной закупки осуществлялась поставка товара, то в техническом задании либо же в проекте контракта были бы предусмотрены условия о приемке такого товара, сроки поставки, а так же указание на акты приемки, при этом такие условия в данной документации не установлены, поскольку поставка товара не осуществляется, ввиду чего Заказчик правомерно описал согласно ст.33 требования к используемым при оказании услуг товарам ,что не противоречит действующему законодательству. Комиссия Управления отмечает, что положения ст.33 Закона о контрактной системе вменяют Заказчику обязанность указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), однако, в электронном документе "Техническое задание", который, согласно извещению об осуществлении закупки, содержит описание объекта закупки, не содержится прямого указания на необходимость поставки товара, 2024-26276 8 а также не содержится сведений о характеристиках товара, необходимого к поставке. Кроме того в описании объекта закупки, размещенном в электронном документе "Техническое задание", указано следующее: "2.2 Исполнитель обязуется оказать услуги, указанные в Приложении 1 "Перечень объектов закупки" к настоящему Техническому заданию, согласно Приложению 3 "Перечень инженерных коммуникаций, подлежащих техническому обслуживанию" к настоящему Техническому заданию, Приложению 8 "Сметная документация" к настоящему Техническому заданию, Приложению 9 "Перечень оборудования инженерных систем объектов" к настоящему Техническому заданию и заявке Заказчика, составленной по форме, указанной в Приложении 7 "Форма заявки" к настоящему Техническому заданию", при этом все указанные в п.2.2 описания объекта закупки приложения не содержат сведений о необходимости поставки товаров при оказании услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что, исходя из описания объекта закупки, поставка товара в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой процедуры, не осуществляется. При этом Комиссия Управления также считает необходимым отметить, что указание на поставку товара в объекте закупки и проекте контракта, а также включение в структурированную форму извещения сведений о характеристиках товара не может однозначным образом свидетельствовать о необходимости поставки товара, так как исчерпывающий перечень необходимых к выполнению исполнителем контракта действий по существу закупаемых работ, услуг, содержится непосредственно в электронном документе "Техническое задание", ввиду чего отсутствие в данном документе сведений о необходимых к выполнению работах, услугах, в том числе в части поставки товара, может свидетельствовать об отсутствии обязанности исполнителя контракта осуществлять такие работы, услуги, в том числе поставку товара. Помимо этого Комиссия Управления отмечает, что положения ст.33 Закона о контрактной системе позволяют описывать Заказчику как требования к поставляемым товарам, так и требования к используемым при оказании услуг товарам, однако в п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе однозначно определено, что информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что из положений Приказа N126н и Постановления N878, следует, что соответствующие ограничения и условия допуска подлежат применению исключительно в случае поставки товара. При этом требования о необходимости предоставления в составе заявки на участие в закупки сведений, подтверждающих страну происхождения товара, также устанавливаются исключительно в случае поставки товара. Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, поставка товаров в рамках контракта, заключаемого по результатам данной закупочной процедуры, не осуществляется. 2024-26276 9 Вместе с тем в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также о невозможности формирования заявки на участие в данной закупке, а также сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к используемым товарам.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком правомерно установлены требования к используемым товарам, при этом также правомерно не установлены ограничения и условия допуска, в соответствии с положениями Приказа N126н и Постановления N878, поскольку, как указано выше, поставка в рамках обжалуемой процедуры не осуществляется.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в проекте контракта Заказчиком установлено условие о возможности досрочного исполнения контракта, которое противоречит сути оказываемых услуг.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. П.3.4 проекта контракта установлено: "Исполнитель вправе досрочно оказать услуги по согласованию с Заказчиком". Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту системы кондиционирования. Комиссией Управления установлено, что в извещении о проведении данной закупочной процедуры установлено: "Дата начала исполнения контракта: 1 календарных дней с даты заключения контракта", "Срок исполнения контракта: 401 календарных дней". Кроме того, в Приложение 1 к Техническому заданию "Перечень объектов закупки" Заказчиком установлено, что техническое обслуживание и текущий ремонт комплекса инженерных коммуникаций должно осуществляться в срок: c 1-го по 365-й календарный день c даты заключения контракта. Вместе с этим Комиссия Управления также отмечает, что согласно Техническому заданию, а также смете, размещенной в составе извещения об осуществлении закупки, Заказчиком закупаются услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту системы кондиционирования в объеме 4 2024-26276 10 единиц, ввиду чего установленное Заказчиком условие контракта о праве на досрочное оказание услуг является правомерным, поскольку участник закупки вправе досрочно оказать услуги в соответствии с требованиями технического задания.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-26276 11
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Триумф" на действия ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" частично необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова Члены комиссии: А.А. Кутейников Е.Д. Мартьянова Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-26276
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июня 2024 г. N 077/06/106-7524/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024