Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченных представителей ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН": С.В. Проходцева (доверенность N 29 от 10.06.2024), И.И. Бродская (доверенность N 27 от 26.04.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "СТРОЙЭКСПЕРТ": Р.В. Суздалев (доверенность б/н от 07.06.2024), рассмотрев обращение ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН" о включении сведений в отношении ООО "ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "СТРОЙЭКСПЕРТ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-26547 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношений ООО "ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "СТРОЙЭКСПЕРТ" (далее - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обследованию технического состояния объектов, подлежащих ремонту с целью составления дефектных ведомостей, определения плана ремонтных работ, подготовки проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также по получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости на ремонт зданий ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН" (реестровый N 0373100019922000004). 19.04.2022 между Заказчиком и ООО "ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "СТРОЙЭКСПЕРТ" заключен государственный контракт N 44-03-13-22 (реестровый N 1770700350622000034) на выполнение работ по обследованию технического состояния объектов, подлежащих ремонту с целью составления дефектных ведомостей, определения плана ремонтных работ, подготовки проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также по получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости на ремонт зданий ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 24.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "СТРОЙЭКСПЕРТ" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с 2024-26547 3 использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 24.05.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 1.3 Контракта работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N2 к Контракту). Общие сроки выполнения работ составляют: начало: с момента подписания Контракта, окончание: не позднее 05.12.2022.
На основании ст. 1.2 Контракта работы по Контракту выполняются поэтапно. Этапы выполнения работ: Этап 1 Проведение работ по обследованию технического состояния объектов, подлежащих ремонту с целью составления дефектных ведомостей, определения плана ремонтных работ; Этап 2 Подготовка проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости на ремонт зданий. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что работы по Этапу 1, в соответствии с условиями Контракта, должны были быть выполнены не позднее 21.06.2022 (включительно). Однако надлежащим образом Работы были выполнены и переданы Заказчику 22.09.2022, что подтверждается структурированным документом о приемке (СДоП) о выполнении Работ по Этапу 1 (СДоП от 22.09.2022 N 135/1), размещенным в Единой информационной системе (далее - ЕИС) с приложенными финансовыми документами и отчетными материалами подписанными сторонами. При этом в ходе исполнения работ по Этапу 1 Подрядчиком неоднократно представлялись Работы 2024-26547 4 качество и объем, которых не соответствовали требованиям установленным в Контракте, в связи с чем Заказчиком направлялись мотивированные отказы от приемки работ (от 01.07.2022 N 1858-1-22, от 18.07.2022 N 2014-1/22, от 02.08.2022 N 2129-1/22 от 15.08.2022 N 2261-1/22, от 05.09.2022 N 2511-1/22).
Работы по Этапу 2 должны были быть выполнены не позднее 05.12.2022 (включительно). Вместе с тем, в нарушение установленных Контрактом сроков, Работы по Этапу 2 до настоящего времени не сданы, при этом в ходе исполнения Контракта по Этапу 2 Подрядчиком также неоднократно представлялись Работы качество и объем, которых не соответствовали требованиям установленным в Контракте, в связи с чем Заказчиком направлялись мотивированные отказы от приемки работ (от 06.06.2023 N 1707-1/23, от 27.07.2023 N 2216-1/23, от 17.08.2023 N 2449-1/23, от 21.09.2023 N 2841-1/23, от 23.11.2023 N 3454-1/23, от 27.12.2023 N 3816-1/23), при этом просрочка исполнения обязательств по Контракту по состоянию на 24.05.2024 составляет 536 календарных дней. Письмами от 29.03.2024 N 931-1/24, от 18.04.2024 N 1169-1/24, от 21.05.2024 N 1704-1/24 Заказчик направил в адрес Общества требование устранить недостатки, и предъявить в кратчайшие сроки к сдаче надлежащим образом выполненные Работы по Этапу 2. Однако, вышеуказанное требование Обществом не исполнено. На заседании Комиссии Управления представитель Общества пояснил, что Работы по Этапу 1 на сумму 8 749 150,00 руб. были выполнены Подрядчиком в полном объеме, предусмотренном Контрактом. Заключением от 26.09.2022 по результатам экспертизы Заказчиком подтверждено соответствие выполненных Подрядчиком Работ условиям Контракта. Результаты выполненных Работ Этапу 1 этапу сданы Заказчику по акту N 1/44- 03-13-22 от 22.09.2022 сдачи-приемки выполненных работ, стоимость работ - оплачена Заказчиком в полном объеме. Работы Этапу 2 на сумму 24 598 485,31 руб. были выполнены Подрядчиком в полном объеме, предусмотренном Контрактом. Подрядчиком получены положительные заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" государственной экспертизы в отношении подготовленной проектно-сметной документации:
- заключение N 77-1-1-2-024044-2023 от 05.05.2023 в отношении объекта по адресу:
г. Москва, ш. Фрезер, д. 10 (объект 1);
- заключение N 77-1-1-2-024003-2023 от 05.05.2023 в отношении объекта по адресу:
г. Москва, Студенческая ул., д. 33, корп. 8 (объект 2);
- заключение N 77-1-1-2-020907-2023 от 21.04.2023 в отношении объекта по адресу:
г. Москва, Тихвинская ул., д. 39, стр. 25 (объект 3), Подрядчиком в адрес Заказчика направлена письмом исх.N 086/СЭ-22МСК от 26.05.2023 подготовленная проектно-сметная документация по объектам. Сторонами произведено согласование подготовленной Подрядчиком проектной документации. Подрядчиком устранены замечания Заказчика, предоставлены дополнительно запрошенные Заказчиком документы. Подрядчик отчитался об устранении замечаний к проектно-сметной документации, в том числе предоставил Заказчику сводный отчет об устранении замечаний (письма исх.N 126/СЭ-23МСК от 18.07.2023, исх.N 098/СЭ-23МСК от 08.08.2023, исх.N 109/СЭ-23МСК от 12.09.2023 и исх.N 136/СЭ-23МСК 2024-26547 5 от 14.11.2023).
Комплект проектно-сметной документации по Этапу 2 передан Заказчику по акту от 14.12.2023 приема-передачи проектной документации, подписанному Заказчиком; результаты выполненных работ по Этапу 2 сданы Заказчику по акту N 2/44-03-13-22 от 18.12.2023 сдачи-приемки выполненных работ. Однако, письмом от 27.12.2023 N 3816-1/23 Заказчик отказался от принятия выполненных Подрядчиком работ и указал, что положительные заключения государственной экспертизы получены до устранения Подрядчиком замечаний проектно- сметной документации, в связи с чем Заказчик потребовал проведения повторной экспертизы. Вместе с тем, представитель Общества отметил, что отказ Заказчика не содержал перечня недостатков (необходимых доработок) технической документации. Кроме того, представитель Общества, указал, что после получения от Подрядчика подготовленной проектно-сметной документации Заказчиком и ППК "ЕДИНЫЙ ЗАКАЗЧИК" были объявлены закупки работ по капитальному ремонту вышеуказанных объектов:
- извещение N 0373100019924000003 от 19.04.2024 на выполнение работ по капитальному ремонту здания технического факультета по адресу:
г. Москва, ш. Фрезер, д. 10;
- извещение N 0995400000224000056 от 29.05.2024 на выполнение работ по капитальному ремонту объектов имущественного комплекса (общежития на ул. Студенческая). В указанные извещения о закупках включена подготовленная Подрядчиком проектно-сметная документация, а также заключения N 77-1-1-2-024044-2023 от 05.05.2023 и N 77-1-1-2-024003-2023 от 05.05.2023 государственной экспертизы, полученные Подрядчиком, то есть Заказчиком используются полученные от Подрядчика результаты работ.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о подтверждении получения Заказчиком от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств по Контракту в полном объеме. Комиссия Управления отмечает, что согласно ст. 1.2 Контракта Этап 2 выполнения Работ предусматривает подготовку проектной документации для ремонта объектов недвижимого имущества, а также получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости на ремонт зданий. Вместе с тем в материалы дела представлены положительные заключения государственной экспертизы N 77-1-1-2-024044- 2023 от 05.05.2023 и N 77-1-1-2-024003-2023 от 05.05.2023, ввиду чего, Комиссия Управления полагает, что Подрядчик исполнил обязательства по Контракту надлежащим образом. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или 2024-26547 6 иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Обществом совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Поставщика отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу ст. 104 Закона о контрактной системе.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. 2024-26547 7 В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Общества направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Подрядчиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН" во включении сведений в отношении ООО "ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "СТРОЙЭКСПЕРТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Спирякова Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко К.В. Змиевская Исп.Давыденко Е.Ю. 2024-26547
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 июня 2024 г. N 077/10/104-7654/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024