Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок, Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; в присутствии уполномоченного представителя ГБПОУ "Колледж современных технологий им. ГСС М.Ф. Панова": А.В. Илащук (доверенность N 56 от 22.09.2023), а также в присутствии уполномоченных представителей ООО "ТОТАЛЗЕД": П.А. Пулин (доверенность N б/н от 04.06.2024), Шалимо Ю.Н. (доверенность N б/н от 04.06.2024), рассмотрев обращение ГБПОУ "Колледж современных технологий им. ГСС М.Ф. Панова" о включении сведений в отношении ООО "ТОТАЛЗЕД" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального 2024-26385 2 закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБПОУ "Колледж современных технологий им. ГСС М.Ф. Панова" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "ТОТАЛЗЕД" (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку 3D принтеров для нужд ГБПОУ КСТ в целях реализации образовательных программ среднего профессионального образования на 2023 год (реестровый N 0873500000823006900). 11.01.2024 между Заказчиком и ООО "ТОТАЛЗЕД" заключен государственный контракт N537-КСТ/2023 (реестровый N 2771623769124000002) на поставку 3D принтеров для нужд ГБПОУ КСТ в целях реализации образовательных программ среднего профессионального образования на 2023 год (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 24.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по причине неисполнения ООО "ТОТАЛЗЕД" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте; 2024-26385 3 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 24.05.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5.1. Контракта: "Поставка Товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные Контрактом, в течение 70 (Семидесяти) рабочих дней с даты заключения Контракта. Поставщик не менее чем за 3 (три) рабочих дня до даты осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки в порядке, предусмотренном статьей "Прочие положения" Контракта.". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 14.03.2024 и 16.03.2024 Заказчик направил Поставщику письма с просьбой сообщить планируемую дату поставки. Информацию Поставщик не предоставил. 19.04.2024 года Поставщик направил Заказчику письмо исх. 42024091-1 с просьбой перенести дату поставки на конец третьего квартала 2024 года в связи с тем, что появилась необходимость закупки компонентов 3D принтеров по параллельному импорту и это удлиняет срок поставки. К письму прилагалось приложение на иностранном языке. 2024-26385 4 22.04.2024 года Заказчик направил Подрядчику требование о поставке товара N 740-01, в котором сообщил, что предложение Поставщика о продлении сроков поставки остановлено без удовлетворения. 22.04.2024 года Поставщик направил Заказчику перевод приложения к письму 42024091-1. 23.04.2024 года Заказчик направил Поставщику письмо N 767-01 о том, что само по себе включение Поставщика в какие-либо списки, представленные документы не являются основанием для продления срока поставки товара, не содержат документального подтверждения невозможности поставки товара. 23.04.2024 Заказчик направил Поставщику уведомление N 768-01 о просрочке исполнения обязательств. 24.04.2024 года Заказчик направил Поставщику уведомление о проверки исполнения обязательств по контракту, которая состоится 27.04.2024. 24.04.2024 Поставщик направил Заказчику письмо исх. 24042024 о просьбе заключить дополнительное соглашение о продлении сроков по Контракту, в связи с тем, что приходится искать новых поставщиков и удлинять логистические поставки из-за санкции. 27.04.2024 года Заказчиком составлен по результатам проверки Акт промежуточной проверки исполнения обязательств по Контракту, в котором зафиксировано неисполнение взятых обязательств. 27.04.2024 Заказчик направил Поставщику требование N 797-01 о том, что представленные документы не являются основанием для продления срока поставки, не содержат документального подтверждения невозможности поставки. Из документов видно, что как минимум в течение длительного периода Поставщик не предпринимал меры по исполнению Контракта, а представленные счета не подтверждают приобретение товаров в целях исполнения Контракта. 08.05.2024 года Заказчик вновь уведомил Поставщика исходящим письмом N 847-01 о проведении 14.05.2024 года совместной проверки исполнения обязательств по Контракту. 14.05.2024 года Заказчиком проведена проверка исполнения обязательств и по результатам составлен Акт промежуточной проверки исполнения обязательств по Контракту. 20.05.2024 года Заказчик вновь уведомил Поставщика исходящим письмом N 908-01 о проведении 21 мая 2024 года совместной проверки исполнения обязательств по Контракту. 21.05.2024 года Заказчиком проведена проверка исполнения обязательств и по результатам составлен Акт промежуточной проверки исполнения обязательств по Контракту, в котором зафиксировано неисполнение взятых обязательств.
В результате проверки установлено, что по состоянию 21.05.2024 товар не 2024-26385 5 поставлен. Представитель Поставщика на проверку явился и в акте отразил, что разъяснения о не поставке товара изложены в исх. 42024042 от 24.04.2024. 24.05.2024 года Заказчик направил Поставщику и разместил в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта - исх. N 958-01. 29.05.2024 года Поставщик в ЕИС разместил гарантийное письмо от 24.05.2024 исх. 42025042 о том, что выражают готовность представить все необходимые доказательства и доводы необходимые для продления срока поставки и обязуются осуществить поставку 3D принтеров надлежащего качества. 30.05.2024 Поставщик в ЕИС разместил Возражение на Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 537-КСТ/2023 от 11.01.2024 о просьбе отменить решение и обязуется осуществить полную поставку по контракту. 31.05.2024 Заказчик направил Поставщику письмо N 1018-01 о том, что в силу ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На основании изложенного Заказчик повторно требует: в срок до 03.06.2024 года произвести поставку товара в полном объеме. 04.06.2024 года Заказчик направил уведомление N 1075-01 о вступлении в силу решения о расторжении в одностороннем порядке по инициативе Заказчика 04.06.2024.
На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что письмом от 24.04.2024 г., ООО "Тоталзед" сообщило Заказчику о том, что 26.02.2024 года, в отношении ООО "Тоталзед" были введены ограничительные меры иностранных государств. При этом, 24.04.2024 г., Поставщиком получено уведомление Министерства финансов РФ от 29.03.2024 г. N1174 о подтверждении данного факта.
Также Исполнитель пояснил, что ООО "Тоталзед" не отказывалось от своих обязанностей, однако, просило Заказчика заключить дополнительное соглашение о продлении срока поставки по Контракту. После чего, сторонами неоднократно были проведены совместные совещания, на которых Поставщик подробно описывал ход выполнения поставки, подтверждая это доказательствами, полученными и оплаченными счетами контрагентов. 24.05.2024 г., ООО "Тоталзед" направило в адрес Заказчика гарантийное письмо. В нем было указано, что, согласно акту проверки исполнения обязательств по Контракту, Комиссией Заказчика было рекомендовано отказаться от Контракта в 2024-26385 6 одностороннем порядке по инициативе Заказчика, несмотря на тот факт, что ООО "Тоталзед" в своем письме (исх.N42024042 от 24.04.2024 г.) уведомило Заказчика о том, что, несмотря на возникновение форм-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению Поставщиком своих обязательств, последний произвел закупки сырья и материалов и начал производство товара. ООО "Тоталзед" повторно просило рассмотреть возможность увеличения срока поставки путем составления дополнительного соглашения к Контракту, а также выразило готовность предоставить все необходимые доказательства и доводы необходимости продления срока поставки в органах и департаментах, принимающих такие решения. Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации N 18-01-11/28593 от 29.03.2024 ограничительные меры иностранных государств в отношении ООО "Тоталзед" введены после заключения государственного контракта с ГБПОУ "Колледж современных технологий им. ГСС М.
Ф.
Панова" и указывают на обстоятельства непреодолимой силы.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Контракта, тем самым явно выражая намерение к его исполнению. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права 2024-26385 7 и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-26385 8
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБПОУ "Колледж современных технологий им. ГСС М.Ф. Панова" во включении сведений в отношении ООО "ТОТАЛЗЕД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-26385
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июня 2024 г. N 077/10/104-7509/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024