Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц связи), при участии представителей: ФГБУ "ВГНКИ": А.Е. Данилова (доверенность от 14.05.2024 N18), Д.Б. Демьянковой (доверенность от 03.04.2024 N14), в отсутствие представителей ИП Кириллов О.В., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ИП Кириллов О.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ВГНКИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по санитарному содержанию объектов, уборке и благоустройству территории Заказчика (Закупка N 0373100072424000025) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-26539 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупок в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что в извещении об осуществлении закупки неправомерно не установлено требование о том, что Исполнителю необходимо иметь решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне, а также наличие соответствующего согласования в соответствии с требованиями Правил допуска к государственной тайне иностранных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.01.2024 N 58 "Об утверждении Правил оформления, переоформления и прекращения допуска граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, лиц без гражданства, иностранных граждан к государственной тайне, а также их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну" (далее - Правила допуска к государственной тайне иностранных граждан).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. 2024-26539 3 В соответствии с пп."н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в извещении установлено требование к участникам закупки о наличии наличие действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п.9 Описания объекта закупки Заказчиком установлено следующее: "Персонал, предоставленный Исполнителем для оказания услуг, должен иметь: Гражданство Российской Федерации. В случае привлечения Исполнителем иностранных граждан к оказанию услуг, иностранные граждане должны иметь разрешение на работу на территории Российской Федерации. Оформление в полном соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Обязательное знание русского языка для линейного персонала, для менеджера объекта - необходимые профессиональные навыки, прохождение предварительного обучения, опрятный внешний вид, форма единого образца с логотипом компании".
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В составе жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 7 Правил допуска к государственной тайне иностранных граждан решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне принимается руководителями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, организаций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, а также предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в передаче сведений, составляющих государственную тайну, другому государству или международной организации. Такое решение согласовывается с органом государственной власти Российской 2024-26539 4 Федерации или организацией, в распоряжении которых находятся указанные сведения, и с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Заявителя, с учетом установленного требовоания о наличии действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Заказчик помимо разрешения на работу на территории Российской Федерации обязан также запрашивать у Исполнителя решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне, а также наличие соответствующего согласования в соответствии с пунктом 7 Правил допуска к государственной тайне иностранных граждан.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика, не согласившись с доводами жалобы, пояснил следующее.
В соответствии со ст. 27 Закона от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Пунктом 7 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 установлены положения о лицензировании, а именно: Лицензии ФСБ России выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются - руководители предприятий), и при выполнении следующих условий: · соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; · наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны; 2024-26539 5 · наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
В соответствии с пунктом 12 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае: · предоставления лицензиатом соответствующего заявления; · обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии; · нарушения лицензиатом условий действия лицензии; · невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации; · ликвидации предприятия. Постановление Правительства РФ от 24.01.2024 N 58 "Об утверждении Правил оформления, переоформления и прекращения допуска граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, лиц без гражданства, иностранных граждан к государственной тайне, а также их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну", равно как и утвержденные им Правила, входят в состав объёма законодательных, подзаконных, и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, регулирующих правоотношения в этой области.
Таким образом, установленное Заказчиком в документации о закупке требование о наличии у Исполнителя лицензии ФСБ России подразумевает под собой соблюдение обладателем такой лицензии (Исполнителем) всех применимых требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений, в совокупности и взаимосвязи, и не требует их поимённого перечисления, равно как и документов, подтверждающих соблюдение (или не соблюдение) этих нормативно- правовых актов.
Таким образом, указание в документации о закупке всего объёма нормативно- правовых актов (в том числе подзаконных) не требуется, не является необходимым, Заказчик не обязан помимо разрешения на работу на территории Российской Федерации отдельно запрашивать у Исполнителя решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне, а также наличие соответствующего согласования 2024-26539 6 в соответствии с пунктом 7 Правил допуска к государственной тайне иностранных граждан, что по умолчанию подразумевается в наличии у лица, имеющего соответствующую лицензию ФСБ.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ИП Кириллов О.В. на действия ФГБУ "ВГНКИ" необоснованной.
2.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.И. Рахматуллаев Э.З. Гугава Исп.Гугава Э.З. тел.495-784-75-05 вн. 2024-26539
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2024 г. N 077/06/106-7567/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024