Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц- связи), при участии представителей: ГАУЗ "СП N 60 ДЗМ": А.А. Пановой (дов. N б/н от 30.05.2024), ИП Баулина Л.А.: С.А. Бейнешева (по дов. N 3 от 15.01.2024), рассмотрев жалобу ИП Баулина Л.А. (далее - Заявитель) на действия ГАУЗ "СП N 60 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских перчаток для нужд ГАУЗ "СП N 60 ДЗМ" (Закупка N 0373200563724000012) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-26313 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к товару по п.3, 6, 9 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Обработка внутренней поверхности изделия: Увлажняющее покрытие с Алое Вера", поскольку такие требования не являются функционально важными и приводят к ограничению количества участников закупки. При этом в обоснование своих доводов Заявитель ссылается на СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", в соответствии с п. 3478 которого медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья, обеззараживания рук; для снижения риска возникновения контактных дерматитов - средствами по уходу за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и другие). Наличие требования увлажнителя в перчатках не имеет практического смысла.
В соответствии с пунктом 8.5 МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" указано, что: Пункт 8.5 - Для профилактики сухости и нежелательных явлений на коже рук медицинским работникам рекомендуется всегда использовать профессиональный питательный крем для рук.
В соответствии с пунктом 6.6 Методических указаний МУ 3.5.1.3674-20 "Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи" указано, что: Пункт 6.6 - для ухода за кожей рук перед рабочей сменой, перед обеденным перерывом и после него, а также в конце рабочей смены рекомендуется использовать смягчающие и увлажняющие, питающие кожу кремы, лосьоны, бальзамы. Применение смотровых перчаток при смотровых в клинико-диагностических манипуляциях ограничено коротким промежутком времени (1-20 мин), специалисты до и после надевания перчаток обязаны произвести гигиеническую обработку кожи рук с применением специальных средств (то есть обработать и помыть руки до надевания перчаток и после их снятия), с учетом необходимости частой смены перчаток в соответствии с санитарными правилами и нормами, наличие 2024-26313 3 увлажняющих и косметических компонентов в покрытии смотровых перчаток не имеет практического смысла, поскольку они просто не смогут оказать свой эффект в связи с коротким интервалом времени нахождения перчатки на руке и частой обработки и мытья рук при смене перчаток.
Таким образом, помимо установления необоснованного требования к наличию увлажнителя, Заказчик необоснованно, без учета специфики применения, ограничивает возможные варианты перчаток, которые можно предложить к поставке, указывая только конкретный вариант компонента.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе 2024-26313 4 стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления определено, что Заказчиком установлено в том числе следующее требование к закупаемым изделиям по п.3, 6, 9 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Обработка внутренней поверхности изделия: Увлажняющее покрытие с Алое Вера".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленное требование к позициям является стандартизированным, указано в базе ЕМИАС для медицинских учреждений, осуществляющих деятельность в г. Москве, которые были утверждены - Постановлением Правительства г. Москвы от 19.07.2019 N 899 и Приказом Тендерного комитета г. Москвы, Департаментом экономической политики и развития г. Москвы и Главконтроля г. Москвы от 01.06.2018 N 70-01-74/18/81-ПР/40, при этом применение перчаток с покрытием Алое Вера зарекомендовали себя лучше всех, как менее аллергенные, в отличие от других покрытий предлагаемых на рынке. Кроме того, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Департамента здравоохранения города Москвы, осмотр пациентов должен проводиться всегда исключительно в перчатках, при этом их необходимо менять каждые 60 минут, либо после каждого контакта с пациентом. В случае, если после каждого пациента мыть руки и обрабатывать его специальным кремом это приведет к тому, что кожа рук может потрескаться, а значит, инфекция в случае оседания на рабочем месте и при контакте, попадая в рану (образованную от трещины), сможет передаться медицинскому персоналу. При этом, Заявитель не учитывает, что перчатки надеты фактически постоянно и в них тоже происходит конденсация, что, 2024-26313 5 приводит, в том числе, к фактическому стиранию кожи рук, ввиду чего именно внутреннее покрытие позволяет с этим бороться, с учетом меньших расходов бюджетных денежных средств, требований установленных СанПином и Методическими рекомендациями.
Таким образом, вышеуказанная характеристика предусмотрена типовыми положениями описания продукции, а также может быть поставлена неограниченным количеством производителей, так, например:
1. Регистрационное удостоверение от 31.12.2009 ФСЗ 2009/05620, производитель - "ТЖ Медикал Сдн. Бхд.", Малайзия: Перчатки диагностические - Blossom нитриловые нестерильные одноразовые неопудренные с Аlое Vera; 2.
Регистрационное удостоверение от 23.09.2020 N ФСЗ 2011/10956, производитель "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй., ИНК", Китай: Перчатки диагностические нитриловые, нестерильные, неопудренные с Аlое Vera - Hydrex//nitrile examination gloves, non-sterile, powder free with Аlое Vera - Hydrex.
На основании ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также о невозможности формирования заявки на участие в данном аукционе, а также сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении оспариваемых требований к поставляемым товарам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам по п.3, 6, 9 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Цвет внешнего слоя: Зеленый", поскольку ни ГОСТ 52239-2004, ни МР 3.5.1.0113-16 не содержат требования о цвете исполнения перчаток, а также не содержат указаний на обоснованность и необходимость применения конкретного цвета смотровых перчаток, при этом Заказчик не обосновывает необходимость именно зеленого цвета перчаток в нарушение положений п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления определено, что Заказчиком установлено в том числе следующее требование к закупаемым изделиям по п.3, 6, 9 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Цвет внешнего слоя: Зеленый". На заседании комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленное требование не нарушает положения Закона о контрактной системе, 2024-26313 6 при этом, само требование установлено ввиду того, что перчатки с указанным цветом (зеленым) используются в медицинском учреждении для проведения гигиенических и стоматологических процедур, осмотров, контактов с моющими и гигиеническими веществами, при этом именно необходимость быстрой смены перчаток, определения нужной из них без снижения показателей эффективности проведения процедуры, в том числе по времени ее проведения, обусловила выбор цветовой идентификации необходимой для надлежащего оказания услуг населению.
Также в обоснование позиции об отсутствии ограничения количества участников закупки представитель Заказчика привел следующие медицинские перчатки различных производителей и регистрационные удостоверения на них, которые соответствуют требованиям Технического задания, в частности:
1. Регистрационное удостоверение от 31.12.2009 ФСЗ 2009/05620, производитель - "ТЖ Медикал Сдн. Бхд.", Малайзия: Перчатки диагностические - Blossom нитриловые нестерильные одноразовые неопудренные с Аlое Vera; 2.
Регистрационное удостоверение от 23.09.2020 N ФСЗ 2011/10956, производитель "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй., ИНК", Китай: Перчатки диагностические нитриловые, нестерильные, неопудренные с Аlое Vera - Hydrex//nitrile examination gloves, non-sterile, powder free with Аlое Vera - Hydrex.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к товару исходя из существующей потребности в использовании для медицинского персонала, а также учитывая специфику деятельности Заказчика. Вместе с этим на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя, а также в составе жалобы Заявителем, не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении оспариваемых требований к закупаемым товарам, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод Заявителя является необоснованным. Исследовав представленные материалы, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-26313 7
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Баулина Л.А. на действия ГАУЗ "СП N 60 ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Кутейников Е.Д. Мартьянова Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-26313
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2024 г. N 077/06/106-7566/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024