Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБОУ г. Москвы "Школа N 1519": М.А. Гусевой (по доверенности N 4 от 20.03.2024), ООО "МОСЭНЕРГОСЕРВИС": генерального директора А.Ю. Матыцина, рассмотрев жалобу ООО "МОСЭНЕРГОСЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ г. Москвы "Школа N 1519" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных электротехнических товаров (светильники) (среди СМП и СОНО) (бюджет 2024 г.) (Закупка N0373200129124000003) (далее - аукцион), в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-26798 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неисполнимые, противоречивые требования к закупаемым товарам, что вводит в заблуждение и препятствует подаче заявки на участие в закупке.
В соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию установлено требование к закупаемым светильникам: "Индекс цветопередачи светильника светодиодного внутреннего освещения: >= 80 < 90", что противоречит положениям пп. "в" ст. 26 Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее - Постановление N 2255), соответствие которому предъявлено в п. 6.6 Технического задания, посольку общий индекс цветопередачи светильников со светодиодами должен составлять: не менее 90 - для светильников, применяемых в целях освещения в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, что в настоящем случае, с учетом установления требований вышеуказанным образом предложить не переставляется возможным.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения 2024-26798 3 жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к характеристикам необходимых товаров, соответствующие потребности Заказчика, определены тем, что светодиодные светильники в помещениях учреждения со светодиодами установлены до 01.01.2021, в соответствии с п. 2.8.5 СП 2.4.3648-20 в одном помещении не допускается использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светоизлучением, в связи с вышеизложенным Заказчиком установлено требование к индексу цветопередачи со значением ">= 80 < 90".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что пояснения представителя Заказчика не соотносятся с оспариваемой характеристикой "индекс цветопередачи", а указывают на нормы светоизлучения светильников, ввиду чего при установленных требованиях Технического задания, указать корректное значение для характеристики "Индекс цветопередачи светильника светодиодного внутреннего освещения" для участника закупки не представляется возможным.
На основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в техническом задании установлены избыточные требования к поставляемым товарам, что приводит к ограничению количества участников закупки, а именно: по п.1 "Светильник светодиодный внутреннего освещения": "Первая характеристическая цифра обозначения степени защиты: Не менее 4", поскольку, по мнению Заявителя, для светильников внутренней установки в сухих отапливаемых помещениях достаточно IP20, ввиду чего установленное требование к светильниками к IP40 (при отсутствии отверстий диаметром более 1 мм) является избыточным. В обоснование своих доводов Заявитель указывает, что данное условие значительно увеличивает стоимость изделия, усложнит монтаж светильника, его крепёж, коммутацию и последующее обслуживание, так как потребует отсутствия технологических отверстий для крепежа светильника и подвода кабеля. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что необходимость закупки вышеуказанного товара с установленными Заказчиком требованием обусловлена его объективными потребностями, а именно тем, что данное оборудование имеет защиту от попадания внутрь оболочки твердых тел размером не менее 1 мм. Именно эта характеристика (Р40) указана в соответствии с открытыми данными сайтов и коммерческих предложений производителей тех моделей, которые использовались для расчета начальной максимальной цены контракта. 2024-26798 4 Комиссия Управления отмечает, что из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом в заседании Комиссии Управления Заявитель участие не принял, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, отсутствуют документы и сведения, подтверждающие проведение анализа рынка, что не позволяет говорить о достаточной доказательной базе со стороны подателя, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 3.
Также в составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком некорректных значений характеристики, которые вводят в заблуждение и предпятствуют подаче заявки на участие в закупке, в частности: по п.1 "Светильник светодиодный внутреннего освещения": "Коррелированная цветовая температура, max: <= 5000 К.
Коррелированная цветовая температура, min: >= 4000 К", поскольку, по мнению Заявителя, установленные значения оспариваемой характеристики противоречат положениям письма Роспотребнадзора от 01.10.2012 N01/11157-12-32 "Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света", согласно которому руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко отмечает, что при использовании в системах общего освещения в помещениях в учебном процессе светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и 2024-26798 5 количественных показателей освещения, в частности цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000К.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при описании закупаемых товаров Заказчик применял позиции КТРУ 27.40.25.123- 00000007 и КТРУ 27.40.25.123-00000004 "Светильник светодиодный внутреннего освещения", описанием которых предусмотрены обязательные для применения характеристики "Коррелированная цветовая температура, max", "Коррелированная цветовая температура, min".
В то же время письмо N01/11157-12-32 от 01.10.2012, на которое ссылается Заявитель, носит рекомендательный характер об использовании в качестве источников света светодиодных ламп с описанными в таком письме характеристиками и не является обязательным для исполнения государственными заказчиками. Кроме того, представитель Заказчика отметил, что на участие в аукционе было подано 5 заявок, что свидетельствует о готовности участников рынка к исполнению контрактов на указанных условиях. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что, согласно ч.4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, а в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при установлении оспариваемого требования, в частности не указаны положения санитарно-эпидемиологического законодательства, которым противоречит установленное требование, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения о Законе о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-26798 6
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МОСЭНЕРГОСЕРВИС" на действия ГБОУ г. Москвы "Школа N 1519" обоснованной в части неправомерно установленных требований к характеристике "Индекс цветопередачи".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Э.З. Гугава А.И. Рахматуллаев Исп.Рахматуллаев А.И. тел.+7 495 784 75 05 2024-26798
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2024 г. N 077/06/106-7670/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024