Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченных представителей ГКУ "АЗ (КС) ДЗМ": А.Б. Лукьянов (доверенность N 12 от 12.01.2024), Л.И. Федосеев (доверенность N 1 от 12.01.2024), а также в присутствии уполномоченных представителей ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "АНТЕН-СЕРВИСЕ": Р.В. Потапкин, О.М. Жук (доверенность N 168/2024 от 11.06.2024), рассмотрев обращение ГКУ "АЗ (КС) ДЗМ" о включении сведений в отношении ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "АНТЕН-СЕРВИСЕ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-26813 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГКУ "АЗ (КС) ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношений ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "АНТЕН-СЕРВИСЕ" (далее - Общество, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку анализатора коагулометрического автоматического, в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" (МО2022-478) (реестровый N 0873200009822009917). 26.09.2022 между Заказчиком и ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "АНТЕН- СЕРВИСЕ" заключен государственный контракт N 695/2022-КСЕ (реестровый N 2771433860922008640) на поставку анализатора коагулометрического автоматического, в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" (МО2022-478) (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 28.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "АНТЕН-СЕРВИСЕ" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в 2024-26813 3 соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 28.05.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 5.1 Контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Планом распределения (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок с 03.10.2022 по 01.12.2023.
Поставка оборудования осуществляется в течение 55 дней с момента получения заявки Заказчика на поставку (Заказчик вправе предусмотреть этапы поставки Оборудования). Поставщик за 5 рабочих дней до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Планом распределения (приложение N 3 к Контракту) направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки. На заседании Комиссии Управления установлено, что решение Заказчика об одностороннем расторжении государственного контракта мотивировано тем, что по заявке Заказчика от 15.05.2023 Поставщиком не осуществлена поставка Оборудования по Контракту. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в адрес Общества направлены письма N 04-11-12672/23 АЗ (КС) от 17.11.2023 и N 04-11-12760/23 АЗ (КС) от 22.11.2023 с требованием осуществить поставку Оборудования в срок до 21.11.2023 и до 24.11.2023.
Однако, до настоящего времени Обществом не осуществлена поставка Оборудования. На заседании Комиссии Управления представитель Общества пояснил, что по не зависящим от Поставщика обстоятельствам осуществить поставку Оборудования иностранного производства не представлялось возможным, а именно: Анализатор автоматический коагулометрический для диагностики in vitro ACL ТОР, вариант исполнения: ACL TOP 550 СТ\x{0405} производства компании Инструментэйшн Лаборатори Ко. в количестве 1 (одна) штука, в адрес Получателя. На момент заключения Контракта у Поставщика имелась возможность поставить Оборудование по Контракту. При этом 3 единицы товара из 4 единиц товара по Контракту, Поставщиком отгружены в адрес Заказчика в сроки, установленные Контрактом. 2024-26813 4 23.03.2023 Поставщиком получено письмо производителя о задержке поставок Оборудования производства компании Instrumentation Laboratory (группа компаний Werfen). 03.11.2023 производитель уведомил Поставщика о задержке поставок Анализатора автоматического коагулометрического для диагностики in vitro ACL TOР, вариант исполнения: ACL TOP 550 CT\x{0405} на территорию Российской Федерации, при этом сроки возобновления поставок не обозначил. 07.11.2023 Обществом получено письмо от официального дистрибьютора компании Instrumentation Laboratory (группа компаний Werfen) о том, что поставки Анализатора автоматического коагулометрического для диагностики in vitro ACL TОР, вариант исполнения: ACL TOP 550 CTS на территорию Российской Федерации не осуществляются. 24.11.2024 Поставщиком получено письмо от производителя оборудования о том, что поставки оборудования будут возобновлены в 1 квартале 2024 года. 24.11.2024 Обществом направлен ответ на требование Заказчика о поставке оборудования по заявке во втором квартале 2024 года (по информации производителя) или поставке товара по улучшающим характеристикам. 08.04.2024 Поставщиком получено письмо от официального дистрибьютора компании Instrumentation Laboratory о том, что сроки поставки оборудования не известны. 22.04.2024 Обществом направлен повторный запрос к официальному дистрибьютору компании Instrumentation Laboratory (группа компаний Werfen) с просьбой о предоставлении сроков поставок продукции на территорию Российской Федерации. 16.05.2024 получен ответ от официального дистрибьютора компании Instrumentation Laboratory o том, что сроки поставки оборудования не известны. 05.06.2024 официальный дистрибьютор компании Instrumentation Laboratory обратился повторно к производителю с просьбой о предоставлении сроков поставки товара. В период получения Заявки на отгрузку последней единицы товара поставки продукции компании Инструментэйшн Лаборатори Ко. на территорию Российской Федерации производителем не осуществлялся, что подтверждается письмом официального представителя на территории Российской Федерации (представлено в материалах дела). В связи с чем, для исполнения Контракта Поставщиком было предложено к поставке Оборудование с характеристиками, которые являются улучшенными по сравнению с товаром, который должен был быть поставлен по Контракту (письмо N 23/50 от 24.11.2023).
Представитель Общества отметил, что товар, требуемый к поставке по Контракту, является товаром зарубежного производства, в условиях сложившейся экономической ситуации и введения рядом иностранных государств запретов и ограничений в области экономической деятельности, в настоящее время существуют проблемы с логистикой и доставкой товара на территорию Российской Федерации. Ввиду вышеизложенного, Поставщик неоднократно производил коммуникацию с официальным дистрибьютором компании Instrumentation Laboratory (группа компаний Werfen) в отношении поставок товара, требуемым по Контракту в целях надлежащего исполнения обязательств по Контракту (письма представлены в материалах дела).
Также Поставщик неоднократно обращался в марте и апреле 2024 о сроках поставки 2024-26813 5 товара по Контракту на территорию Российской Федерации к официальному дистрибьютору компании Instrumentation Laboratory (группа компаний Werfen), но конкретные сроки обозначены не были. С учетом изложенного, исполнить требование Заказчика о поставке Оборудования на текущий момент не представляется возможным. Официальный дистрибьютор компании Instrumentation Laboratory (группа компаний Werfen) обратился с запросом о сроках поставки товара на территорию Российской Федерации к поставщику. В настоящее время от производителя (представительство АО "Инструментэйшн Лаборатори" в России и СНГ) поступил ответ на запрос официального дистрибьютора компании Instrumentation Laboratory исх. N 24-30/2024 от 11.06.2024 о том, что поставки оборудования, а именно: Анализатор автоматического коагулометрического для диагностики in vitro ACL TOP, вариант исполнения: ACL TOP 550 СТ\x{0405}, ожидается на территорию Российской Федерации в 3 квартале 2024 года. На заседании Комиссии Управления установлено, что Поставщиком исполнены обязательства по Контракту на 10 484 861,40 руб. при цене Контракта 14 461 879,50 руб.
Также Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям из единой информационной системы Обществом заключено и исполнено более 444 государственных контрактов.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Общество ранее выполняло аналогичные контракты, то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Обществом совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в 2024-26813 6 поведении Поставщика отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу ст. 104 Закона о контрактной системе.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Общества направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. 2024-26813 7 Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГКУ "АЗ (КС) ДЗМ" во включении сведений в отношении ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "АНТЕН-СЕРВИСЕ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Спирякова Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко К.В. Змиевская Исп.Давыденко Е.Ю. 2024-26813
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июня 2024 г. N 077/10/104-7800/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024