На основании требований ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ГБУЗ "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ" (далее - Заказчик) законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела об- жалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, внеплановая проверка проводилась дистанционно (посредством видеоконференц-связи), при участии представителя ГБУЗ "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ": Л.В. Булгаковой (по доверенности от 20.11.2023 Nб/н), в отсутствие представителей ИП Абдамитов А.А., о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных Московским УФАС России посредством размещения информации в Единой информационной системе, 2024-26732 2 ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступила жалоба от ИП Абдамитов А.А. (реестровый номер жалобы 202400132489009861) на действия ГБУЗ "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для кардиологического отделения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (гр 55.4 ) для нужд ГБУЗ "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ" (Закупка N 0373200013824000438) (далее - аукцион, электронный аукцион). Вместе с этим указанная жалоба отозвана подателем жалобы посредством Единой информационной системы (далее - ЕИС) в соответствии с положениями ст.105 Закона о контрактной системе. Письмом ФАС России от 11.10.2023 N МШ/83640/23 установлено, что в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления была проведена внеплановая проверка действий Заказчика по доводам, изложенным в составе жалобы ИП Абдамитов А.А. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. В составе жалобы ИП Абдамитов А.А. указывал, что при описании закупаемого изделия Заказчиком в структурированной форме извещения неправомерно не указаны требования к характеристикам закупаемого изделия, отраженные в составе файла "Техническое задание", что затрудняет подачу структурированной заявки потенциальному участнику аукциона с достоверными сведениями необходимых Заказчику параметров.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона 2024-26732 3 о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. 2024-26732 4 При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ. П.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в составе структурированной формы извещения, сформированной с использованием ЕИС, Заказчиком установлены требования к характеристикам необходимых к поставке товаров следующим образом, в частности, по п.1 "Тампон для компрессии бедренной артерии, коллагеновый" позиции КТРУ 32.50.50.190-00000487:
- раздел "Наименование товара, работы, услуги": "Тампон для компрессии бедренной артерии, коллагеновый";
- раздел "Характеристики товара, работы, услуги": "Область применения:Для закрытия пункционных отверстий в артериях". При этом в отношении требований, указанных в разделе "Характеристики товара, работы, услуги", также представлена инструкция по заполнению характеристики: "Значение характеристики не может изменяться участником 2024-26732 5 закупки". Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что в файле "Техническое задание" представлено следующее описание объекта закупки, в том числе, по п.1: Обоснование N Наименование Наименование Ед.изм. включения КТРУ/ОКПД2 Значения показателей п/п товара показателя показателя показателя в описание 1 Код КТРУ Тампон для 32.50.50.190- компрессии 00000487 бедренной артерии, коллагеновый [Стерильное имплантируемое Код вида МИ рассасывающееся изделие, 318950 разработанное для обеспечения гемостаза/закрытия места прокола посредством давления/компрессии у пациента, подвергшегося катетеризации бедренной артерии; изделие используется в качестве альтернативы ручным или хирургическим техникам компрессии с целью сокращения времени достижения гемостаза. Состоит из заглушки из коллагена животного Описание происхождения, которая имплантируется при помощи прилагающегося изделия для доставки (например, проводника, ручного устройства доставки) на экстраваскулярную поверхность в месте доступа к бедренной артерии (срерху на месте артериотомии) и может удерживаться на месте при помощи прилагающейся синтетической рассасывающейся заплаты/анкера/шовного материала для достижения гемостаза.]* Устройство параметр предназначено для соответствует закрытия места соответствие клинической пункции потребности в бедренной артерии устройстве параметр определяет Доступные необходимый диаметры 6 размер устройства закрываемых French отверстий пробка из полигликолевой параметр кислоты или абсорбируемая обеспечивает Используемый коллагеновая губка с безопасное и материал абсорбируемым полимерным эффективное якорем закрытие сосуда параметр Минимальный соответствует остаточный срок не менее 6 месяцев клинической годности на потребности в момент поставки устройстве Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения 2024-26732 6 жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что выбранные Заказчиком позиции КТРУ не содержат обязательных к применению характеристик, Заказчиком принято решение о формировании описания объекта закупки подобным образом. При этом вся информация и все требования Заказчика наглядно доступны для участников закупки, размещены, как в структурированной форме, так и в отдельном файле, приложенном в составе извещения. Вместе с тем представитель Заказчика обратил внимание Комиссии Управления, что ранее участником закупки подавался запрос, по результатам которого Заказчиком даны разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 03.06.2024 NРИ2, в том числе, следующего содержания: "Также сообщаем, что первоочередным требование для подачи заявки на участие в аукционе являются требования, размещенные в структурированной виде. Дополнительный файл с описанием носит информационный характер в целях исключения подачи заявки на товар, не требуемый заказчику".
Таким образом, представитель Заказчика отмечает, что участнику достаточно приложить структурированную форму заявки, содержащего требования из веб- формы извещения, ввиду чего, Заказчик делает вывод о правомерном формировании описания объекта закупки. Вместе с тем, как установлено выше Комиссией Управления, описание объекта закупки, определенное Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, не отражает установленные требования к объекту закупки, являющееся приложением к извещению о проведении аукциона (файл "Техническое задание"). В структурированном виде описания объекта закупки Заказчиком неправомерно не установлен весь перечень характеристик к закупаемой продукции, что, в свою очередь, препятствует формированию и подаче участником структурированной заявки. Комиссия Управления отмечает, что формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм вебинтерфейса ЕИС. При формировании извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС Заказчику надлежало указать характеристики закупаемой продукции со значениями этих характеристик в соответствующей графе для обеспечения возможности участникам закупки представить такие сведения в структурированной форме.
Также Комиссия Управления не может согласиться с позицией Заказчика, поскольку пп.4 п.14 Информационной карты указано следующее: "Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе".
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что участнику следует указать в составе заявки все требуемые описания объекта закупки предлагаемого 2024-26732 7 товара. В свою очередь, Комиссия Управления обращает особое внимание, что в соответствии с положениями ст.33 и ст.42 Закона о контрактной системе разъяснения положений извещения об осуществлении закупки не являются частью описания объекта закупки, что свидетельствует как об отсутствии обязанности участника закупочной по ознакомлению с такими разъяснениями, так и об обязанности идентификации таких разъяснений как части описания объекта закупки. Вместе с этим, участник закупки не может руководствоваться разъяснениями положений извещения об осуществлении закупки NРИ2, поскольку они изменяют суть извещения об осуществлении закупки, в частности требований к содержанию, составу заявки участника аукциона, предусмотренных пп.4 п.14 Информационной карты. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения извещения сформированы Заказчиком таким образом, что не позволяют участникам закупки представить сведения о поставляемых товарах надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной формы извещения, размещение которой обязательно в соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе. При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-26732 8
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГБУЗ "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ" нарушения требований пп.1,2 ч.1,2 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для кардиологического отделения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (гр 55.4 ) для нужд ГБУЗ "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ" (Закупка N 0373200013824000438 ).
2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко М.В.Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-26732
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июня 2024 г. N 077/06/106-14591/2023 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - ктру - государственные и муниципальные нужды - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024