Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГКУ "ДТЗ", ГУП г. Москвы "Мосгортранс": И.Г. Русановой (по доверенности от 10.01.2024 NДТЗ-04-01-01-03/24), участвующая до и после переноса заседания, ООО "НОВА-ХИМ": С.А. Смирнова (по доверенности от 10.01.2024 Nб/н), участвующий до и после переноса заседания, ПАО "Транскапиталбанк":О.П. Басанко (по доверенности от 04.04.2024 N311), участвующая после переноса заседания, рассмотрев жалобу ООО "НОВА-ХИМ" (далее - Заявитель) на действия ГУП г. Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку жидкости охлаждающей для системы охлаждения двигателя и отопления салона линейного подвижного состава (Закупка N 0373200082124000206) (далее - электронный 2024-26809 2 аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В составе жалобы Заявитель указывает на то, что комиссии Заказчика, ПАО "Транскапиталбанк" (далее - Банк) ранее уже выдавалось предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 16.05.2024 по делу N077/06/106-6282/2024 (далее - Предписание), согласно которому Заказчику, комиссии Заказчика требовалось отменить протокол подведения итогов от 08.05.2024 NИЭА1 и назначить новую дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В свою очередь, Банку предписано при совершении действий, предусмотренных Законом о контрактной системе, осуществить их в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 16.05.2024 по делу N077/06/106-6282/2024, а именно: внести изменения в выданную участником закупки независимую гарантию N1589432 от 27.04.2024 (далее - независимая гарантия). 1.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик не исполнил предписание и не предоставил возможность банку выполнить Предписание. Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям, представленных в составе извещения об осуществлении аукциона в Единой информационной системе, а также на сайте оператора электронной торговой площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, 2024-26809 3 исполнителя) от 08.05.2024 NИЭА1 отменен 22.05.2024, Заказчиком установлен новый срок подведения итогов - 31.05.2024, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2024 NИЭА2 опубликован в Единой информационной системе (далее - ЕИС).
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик не препятствовал банку в исполнении предписания, при этом относительно действий самого Заказчик пояснил, что во исполнение предписания по делу N077/06/106-6282/2024 от 16.05.2024, в установленные сроки комиссия Заказчика рассмотрела заявки участников аукциона и установила, что представленная Заявителем независимая гарантия по-прежнему не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, поскольку Заявителем указан адрес электронной почты Заказчика, противоречащий сведениям, указанным в извещении об осуществлении закупки, а именно в независимой гарантии указано: "адрес электронной почты: dtz-torgi@transport.mos.ru", в то время как необходимо: "адрес электронной почты: PuzyrevaYS1@transport.mos.ru".
Аналогично представитель Заказчика указал о несоответствии представленной независимой гарантии требованиям извещения об осуществлении закупки, поскольку в независимой гарантии указан следующий телефон Заказчика: "+74956222481", в то время как согласно п.2.1 Информационной карты предусмотрен следующий контактный номер телефона Заказчика: "+7 (495) 950-42-93 доб. 41-05".
При таких обстоятельствах представитель Заказчика сообщил, что комиссия Заказчика правомерно отклонила заявку участника закупки. Резюмируя вышеизложенное, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком, комиссией Заказчика исполнено предписание в полном объеме - отменен протокол подведения итогов, установлены новые сроки подведения итогов, а также осуществлены дальнейшие действия по проведению закупочной процедуры. Доказательств обратного Заявителем и Банком не представлено, ввиду чего, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем исполнении предписания по делу N077/06/106-6282/2024 от 16.05.2024 Заказчиком, комиссией Заказчика. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя также отметил, что участником закупки предоставлены дополнительные меры обеспечения заявки в качестве денежных средств, а именно, внесена необходимая сумма на счёт Заявителя, однако данные средства не были заблокированы Заказчиком.
Согласно ч.5 ст.44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур:
1) обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в 2024-26809 4 соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе;
2) участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в единой информационной системе;
3) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств:
а) подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки на участие в закупке;
б) оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке;
в) банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" настоящего пункта, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки;
г) в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе возврат заявки подавшему ее участнику закупки;
4) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки. Оператор электронной 2024-26809 5 площадки возвращает заявку подавшему ее участнику закупки в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу абзаца 1 п.2 Предписания, оператором была обеспечена возможность повторной подачи заявки на участие в аукционе только Заявителю (при этом, предоставляемые документы и сведения в составе заявки Заявителя не подлежат изменению, за исключением обеспечения заявки на участие в закупке). Вместе с тем как установлено на заседании Комиссии Управления посредством ГИС "Независимый регистратор" и не оспорено Заявителем, поданная последним заявка не изменялась. Следовательно, Заявителем не был изменен способ обеспечения заявки, ввиду чего, комиссия Заказчика правомерно повторное рассмотрела единственное имеющееся у неё в распоряжении обеспечение в виде спорной независимой гарантии.
Таким образом, данные доводы Заявителя признаются необоснованными. 2.
Вместе с тем, как отмечает Заявитель, Банк также не в полном объеме выполнил предписание по делу N077/06/106-6282/2024 от 16.05.2024, поскольку Банк не внес в реестр независимых гарантий измененную независимую гарантию, что послужило основанием для повторного отклонения заявки Заявителя. Так, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2024 NИЭА2 заявка ООО "Система" с идентификационным номером 1 отклонена на следующем основании: "На основании п.19.1 информационной карты аукционной документации, а именно:Представленная участником в качестве обеспечения заявки Независимая гарантия не соответствует типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005, т.к. указан адрес электронной почты и телефон Бенефициара не соответствует адресу электронной почты Заказчика, согласно п. 2.1 информационной карты аукционной документации(указан адрес электронной посты и телефон уполномоченного органа)".
Согласно ч.1 ст.44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Согласно п.16 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со ст.44 Закона о контрактной системе), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном ч.13 ст.44 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных 2024-26809 6 средств или независимой гарантии, предусмотренной ст.45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям, представленных в составе заявки, Заявителем неизменен способ обеспечения заявки в качестве представления независимой гарантии.
В силу п.1 ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч.1.2 ст.45 Закона о контрактной системы. Ч.2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.
В соответствии с ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы;
- перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
- форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
- правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (далее - Типовая форма). Вместе с этим Типовой формой предусмотрено включение в независимую гарантию, в том числе, сведений о месте нахождения, телефоне, адресе электронной почты бенефициара.
Согласно ч.5 ст.45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если Законом о контрактной системе не установлено иное. 2024-26809 7 В соответствии с ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 ст.45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе); 2024-26809 8 5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Управления присутствовал представитель Банка, который подтвердил исполнение Банка предписания по делу N077/06/106-6282/2024 от 16.05.2024.
При этом согласно пояснениям Банка, во исполнения вышеуказанного предписания, 23.05.2024 со стороны Заявителя поступило заявление о внесении изменений в независимую гарантию, этим же днем со стороны Банка было выпущено изменение N1 к независимой гарантии N1589432 от 27.04.2024, а также предприняты попытки разместить сведения об изменении независимой гарантии в реестре независимых гарантий. Однако, как отметил представитель Банка, размещение измененной независимой гарантии не представляется возможным, поскольку на тот момент Заказчик не исполнил предписание и не отменил протокол подведения итогов, не назначил новую дату подведения итогов определения поставщика. В обоснование своей позиции представитель Банка приложил выданную независимую гарантию N1589432 от 27.04.2024, документ "Изменение N1 к N1589432 от 27.04.2024" от 23.05.2024, заявление о внесении изменения в заявку Клиента о предоставлении независимой (банковской) гарантии от 23.05.2024, а также скриншот с электронной площадки, подтверждающий отказ принятия независимой гарантии от 08.05.2024.
В свою очередь, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что во исполнение предписания по делу N077/06/106-6282/2024 от 16.05.2024 22.05.2024 комиссией Заказчика отменен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.05.2024 NИЭА1, а также установлены новые даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2024.
Вместе с тем, доказательств того обстоятельства, что Банку не представлялось возможным внести требуемые изменения по вине Заказчика или же ввиду технических ошибок ЕИС в ходе заседания Комиссии Управления не 2024-26809 9 представлено. Как установлено ранее, а также подтверждается сведениями ЕИС, протокол подведения итогов был отменён Заказчиком 22.05.2024.
Изучив представленные документы и сведения, Комиссией Управления приходит к выводу, что из документов, приложенных в качестве доказательств о невозможности размещения независимой гарантии, однозначным образом не следует возможность размещения независимой гарантии по причине отсутствия отмены протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.05.2024 NИЭА1.
Более того, Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям, размещенных в составе извещения об осуществлении закупки, данный протокол был отменен 22.05.2024, что является достаточным сроком для изменения и размещения исправленной независимой гарантии. Вместе с тем, Комиссией Управления был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы с тем, чтобы дать сторонам возможность предоставить дополнительные документы и сведения, в том числе дать возможность Банку предоставить документы, подтверждающие его позицию. После объявленного перерыва Банком представлены дополнительные документы и сведения, в том числе руководство пользователей Единой информационной системы в сфере закупок, скриншоты отказа в регистрации измененной независимой гарантии от 08.05.2024, переписка с сотрудником Банка, подтверждающая невозможность размещения независимой гарантии в указанный срок. При этом, в техническую поддержку ЕИС Банк не обращался.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Банком не доказана невозможность размещения независимой гарантии. Резюмируя вышеизложенное, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при исполнении предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Банка признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.19.5 КоАП Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-26809 10
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "НОВА-ХИМ" обоснованной в части неисполнения ПАО "Транскапиталбанк" предписания по делу N077/06/106-6282/2024 от 16.05.2024. 2.
Признать в действиях ПАО "Транскапиталбанк" нарушения п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, ПАО "Транскапиталбанк" предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-26809
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июня 2024 г. N 077/06/106-7499/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024