Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члены Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "Агат Крио": Лебедева А,В. (по дов.N77АД 2697896 от 15.06.2023), ГБУЗ "ГКБ N 67 им Л.А. Ворохобова ДЗМ": Самородовой Е.В. (по дов.Nб/н от 01.01.2024), рассмотрев жалобу ООО "Агат Крио" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 67 им Л.А. Ворохобова ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку жидкого медицинского кислорода (Закупка N 0373200011424000622) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-27060 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалобы Заявитель укатывает, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика нарушены нормы Закона о контрактной системе в результате отклонения заявки участника закупки ООО "Агат Крио".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2024 NИЭА1 заявка участника закупки ООО "Агат Крио", с идентификационным номером 762203, отклонена комиссией по осуществлению закупок Заказчика на следующем основании: "Отклонить заявку на участие в закупке по п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям" Участник закупки в составе заявки не предоставил документы, подтверждающие наличие действующей Лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" (п. 14 пп. 6 информационной карты по проведению аукциона в электронной форме)".
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом конкурентной процедуры является поставка жидкого медицинского кислорода.
Согласно ч.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу п.12, 16 ч.1 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N99-ФЗ (далее - Закон о лицензировании) 2024-27060 3 лицензированию подлежат такие виды деятельности как эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, производство лекарственных средств.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования). Комиссией Управления установлено, что в составе извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены требования к участникам закупки, в соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе, в частности в извещении указано: "1. Наличие действующей лицензии на право осуществления деятельности по производству лекарственных средств с правом хранения и реализации газов медицинских: газ медицинский жидкий, газ медицинский сжатый или Лицензия на оптовую фармацевтическую деятельность;
2. Наличие действующей Лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности".
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 2024-27060 4 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп."н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В пп.6 п.14 информационной карты извещения Заказчиком установлены следующее требование к составу заявки на участие в закупке: "6. Документы, подтверждающие наличие действующей лицензии на право осуществления деятельности по производству лекарственных средств с правом хранения и реализации газов медицинских: газ медицинский жидкий, газ медицинский сжатый или документы, подтверждающие наличие действующей лицензия на оптовую фармацевтическую деятельность; Документы, подтверждающие наличие действующей Лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности".
Согласно пп."а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заявка участника закупки ООО "Агат Крио" отклонена комиссией по осуществлению закупок Заказчика на основании непредставления в составе заявки документа, подтверждающего наличие у участника закупки действующей лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. 2024-27060 5 На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что п.2.10 описания объекта закупки указано, что транспортировка товара должна осуществляться при наличии действующей лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (выданной Поставщику или организации, силами которой Поставщик осуществляет доставку жидкого медицинского кислорода), в связи с чем действующая лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности необходима непосредственно Поставщику или организации, силами которой Поставщик осуществляет доставку жидкого медицинского кислорода.
Таким образом, по мнению представителя Заявителя, положения описания объекта закупки указывают на возможность участия в закупки лица не обладающего действующей лицензией по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в случае привлечения к исполнению контракта, в соответствии с п.2.10 описания объекта закупки, организации обладающей такой лицензией. Комиссией Управления установлено, что в составе заявки Заявителя не представлены сведения о наличие у участника закупки действующей лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, при этом в составе заявки участника закупки представлено информационное письмо ООО "Агат Крио" N99 от 31.05.2024 со следующим содержанием: "Настоящим письмом уведомляем, что в случае признания ООО "АГАТ КРИО" победителем электронного аукциона извещение N 0373200011424000622 на поставку жидкого медицинского кислорода, и последующего заключения контракта-доставка (транспортировка) товара будет осуществляться ООО "НК АГАТ" (ИНН 7733791853).
ООО "НК АГАТ" имеет действующую лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов ( в соответствии Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности") и соответствует требованиям п. 2.10 технического задания и п. 12.1 лотовой документации".
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков 2024-27060 6 обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления определено, что в описании объекта закупки заказчиком установлено в том числе следующее положение: "2.10 Транспортировка товара должна осуществляться при наличии действующей лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (выданной Поставщику или организации, силами которой Поставщик осуществляет доставку жидкого медицинского кислорода) в соответствии с актом, указанным в пункте 6.4 настоящего Технического задания". Комиссия Управления отмечает, что у участника закупки, в случае предъявления к нему определённых квалификационных или обязательных в силу закона требований, сохраняется обязанность по собственному соответствию таким требованиям, вне зависимости от наличия у него намерения и возможности привлечь к исполнению своих обязательств по контракту субподрядную организацию. Сама по себе возможность привлечения субподрядной организации не освобождает участника закупки от исполнения работ по контракту, поскольку иное противоречило бы смыслу самого института субподряда (ст.706 ГК РФ), предполагающего привлечение субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ по контракту, но не всего контракта целиком. Данная позиция нашла своё отражение в решении Арбитражного суда г. Москвы по делу NА40-103932/19-121-911.
Таким образом, довод представителя Заявителя о возможности привлечения соисполнителя и отсутствии необходимости наличия непосредственно у участника закупки действующей лицензией по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, на основании п.2.10 описания объекта закупки, не находит своего подтверждения. Вместе с этим, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что руководствуясь буквально положениями п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливающими требование напрямую к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и положениями пп."н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, которые, как следствие, не предусматривают возможность подтверждения соответствия требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе иного лица, помимо участника закупки, подавшего заявку на участие в конкурентной процедуре. Комиссия Управления считает необходимым отметить, что Закон о контрактной системе не предусматривает участие в закупках нескольких юридических лиц, выступающих на стороне участника закупки. 2024-27060 7 Так, согласно п.4 ст.3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п.15 ст.241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Как следует из буквального толкования диспозиции приведенной статьи, на стороне участника закупки может выступать только юридическое или физическое лицо в единственном числе, множественность лиц в этом случае не предполагается, а значит - невозможна в рамках проведения закупок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом, согласно ч.5 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011 N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Таким образом, Закон о закупках, напротив, прямо предусматривает возможность одного участника подать одну заявку от имени нескольких лиц. Помимо этого, поскольку государственный заказчик в рассматриваемых правоотношениях обладает большим объемом публично-правовых обязанностей, нежели участник закупки, и осуществляет обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, то интересы такого заказчика в рамках исполнения государственного контракта должны быть обеспечены определенным уровнем квалификации участника, на который Заказчик в праве 2024-27060 8 рассчитывать по результатам рассмотрения заявок и определения победителя. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что в данном случае, необходимо применять правовой подход, согласно которому противоречия, любые риски, возникающие при исполнении контракта (в данном случае например расторжения договора между Заявителем и ООО "Агат Крио", невозможность Заказчика предъявлять требования ко всем участникам договора, и как следствие постановка исполнения условий контракта в зависимость от действий третьих лиц), следует толковать в пользу Заказчика ввиду того, что заказчик, заключая контракт, действует из публичных интересов, а оплата в рамках такого контракта происходит из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно системному толкованию указанных положений законодательства именно участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки. При этом установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу (оказывающему услугу), фактически означает требование к подрядчику (исполнителю), что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем представления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе. Кроме того, как указано выше, пп.6 п.14 информационной карты извещения, содержит однозначное требование к составу заявки участника закупки, а положения структурированной формы извещения содержат однозначные требования к участникам закупки, что не допускает двоякого трактования условий участия в закупочной процедуре. Аналогичная правовая позиция изложена также в решениях Арбитражного суда г. Москвы по делам NА40-12774/24-149-101 от 17.04.2024, NА40-4353/20-17- 32 от 05.06.2020.
На основании вышеизложенного, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания комиссии Заказчика нарушившей требования Закона о контрактной системе.
В силу ч.12. ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 2024-27060 9 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п.3 или п.4 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у комиссии по осуществлению закупок Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя, и что решение комиссии по осуществлению закупок Заказчика об отклонении заявки ООО "Агат Крио" по основанию, отраженному в протоколе подведения итогов, является правомерным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-27060 10
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Агат Крио" на действия комиссии по осуществлению закупок ГБУЗ "ГКБ N 67 им Л.А. Ворохобова ДЗМ"необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Е.А. Миронова Члены Комиссии: А.А. Матюшенко М.В. Сорбучева Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-27060
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июня 2024 г. N 077/06/106-7952/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024