Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя Государственной жилищной инспекции г. Москвы: А.Н. Дородных (доверенность N 2-и от 18.01.2024), а также в присутствии уполномоченных представителей ООО "СМТ": Е.С. Захарина (доверенность б/н от 12.06.2024), рассмотрев обращение Государственной жилищной инспекции г. Москвы о включении сведений в отношении ООО "СМТ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-27208 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - Государственная жилищная инспекция г. Москвы (далее - Заказчик) о включении сведений в отношений ООО "СМТ" (далее - Общество, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку офисной мебели для нужд Мосжилинспекции (реестровый N 0173200001324000010). 23.04.2024 между Заказчиком и ООО "СМТ" заключен государственный контракт N П-20/24 (реестровый N 2770205109424000021) на поставку офисной мебели для нужд Мосжилинспекции (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 28.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "СМТ" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 28.05.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе. 2024-27208 3 Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные Контрактом:
-начало срока поставки Товара: c даты заключения контракта.
-окончание срока поставки Товара: 15 календарных дней с даты заключения контракта. На заседании Комиссии Управления установлено, что решение Заказчика об одностороннем расторжении государственного контракта мотивировано тем, что Поставщик не осуществил поставку товара по Контракту. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в регламентированный Контрактом срок (08.05.2024) Поставщик не осуществил поставу товара, в связи с чем Заказчиком в адрес Общества направлена претензия N 46-и от 13.05.2024 с требованием осуществить поставку товара до 17.05.2024.
Однако, Поставщик не осуществил поставку товара в срок установленный в претензии от 13.05.2024, в связи с чем Заказчиком в адрес Общества направлена претензия N 44-и от 22.05.2024 с требованием осуществить поставку товара до 27.05.2024.
На заседании Комиссии Управления представитель Общества пояснил, что 12.04.2024 (после опубликования протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и до заключения контракта представитель ООО "СМТ" связался посредством сервиса обмена мгновенными сообщениями "WhatsApp" (далее - "WhatsApp") с Консультантом Отдела хозяйственного обеспечения Государственной жилищной инспекции г. Москвы Чернышовой Натальей Николаевной (эл. адрес ChernyshovaNN@mos.ru) .
Представителем Заказчика был предоставлен список мебели, желаемой к приобретению Заказчиком по данному аукциону с указанием артикулов.
Согласно Приложения N1 к Контракту по позициям с N1 по N8 установлено требование к цвету - мерано коричневый. В ходе исполнения обязательств по контракту Поставщиком было выявлено отсутствие материала в декоре мерано коричневый H3129 ST9 производства Egger.
На поиски ЛДСП в декоре мерано коричневый H3129 ST9 и мебели в данном цвете Поставщику понадобилось дополнительное время.
Согласно п. 2.17 Приложения N1 к Контракту Поставщиком в соответствии с п. 2.15 Технического задания оказываются следующие виды сопутствующих услуг:
- согласование эскиза поставляемого Товара;
- согласование плана расстановки поставляемого Товара в помещениях Заказчика; 2024-27208 4 - разборка и вынос старой мебели;
- погрузочно-разгрузочные работы, включая подъем поставляемого Товара на этаж;
- сборка поставляемого Товара в помещениях Заказчика;
- расстановка поставляемого Товара в помещениях Заказчика.
- установка поставляемого Товара. 13.05.2024 в адрес Заказчика было направлено письмо-запрос исх. 13-05-001 от 13.05.2024 о представлении информации для организации и планирования вышеперечисленных сопутствующих услуг Поставщиком. 17.05.2024 Заказчиком была предоставлена запрашиваемая информация (письмо исх. N43-и от 17.05.2024). 22.05.2024 представителем ООО "СМТ" посредством "WhatsApp" было направлено сообщение представителю Заказчика Чернышовой Наталье Николаевне с вопросом готов ли Заказчик принимать всю остальную мебель за исключением мебели по позициям NN1-8.
Ответ был получен что поставка осуществляется единоразово.
Также учитывая информацию из списка мебели, желаемой к приобретению Заказчиком по данному аукциону с указанием артикулов, направленный Поставщику, к приобретению Заказчик планировал мебель компании ДЭФО. В сообщении, направленном 22.05.2024 Поставщиком в адрес Заказчика, представитель ООО "СМТ" также сообщил, что мебель в цвете мерано коричневый у ДЭФО отсутствует, приложив ссылки на официальный сайт ДЭФО.
Также представитель ООО "СМТ" уточнял у Заказчика, подойдёт ли Заказчику мебель в цвете из имеющейся в наличии ДЭФО. Ответ был получен, что цвет поставляемой мебели должен соответствовать цвету, указанному в Приложении 1 к Контракту. 23.05.2024 Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо исх 23/05- 001 о согласовании цвета по позициям NN1-8 с предложением по цветовой гамме, ввиду отсутствия материала мерано коричневый H3129 ST9 производства Egger, с приложением к письму подтверждающего письма от ООО "Комплект-М" N5156 от 19.04.2024, поставщика лесоматериалов и строительных материалами, в том числе древоплитной продукции. 28.05.2024 от Заказчика в адрес Поставщика был направлен ответ исх 49-И в котором Заказчик сообщил, что на рынке имеется мебель в цвете, указанном в приложении N1 к Контракту. В письме Заказчик не указал, у каких изготовителей и продавцом имеется мебель в цвете мерано коричневый. Предлагаемые цвета не согласовал. 29.05.2024 ООО "СМТ" был направлен запрос исх 29/05-003 Региональному менеджеру по древоплитной продукции компании ЭГГЕР Надежде Вороновой Nadezhda.Voronova@egger.com о предоставлении информации по наличию ЛДСП в декоре Мерано коричневый H 3129 ST9 в толщине 18 мм и 38 мм в кол-ве по одной пачке для производства мебели в данном цвете. 30.05.2024 Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо Исх. 30/05- 001 от 30.05.2024 о поставке товара. В настоящем письме Поставщик сообщал о готовности осуществить поставку товара Заказчику, за исключением мебели по позициям с N1 по N8 в цвете мерано коричневый. Поставщик просил согласовать и подтвердить поставку товара единовременно, за исключением по позициям с NN1-8.
Просил направить письменное 2024-27208 5 подтверждение в адрес Поставщика о согласии Заказчика на единовременную поставку товара, без товара по позициям сNN1-8. Ответа от Заказчика не поступило. 05.06.2024 от Заказчика в адрес Поставщика был направлен ответ исх 65-И на письмо исх 23/05-001 о согласовании цвета от ООО "СМТ" в котором Заказчик сообщал, что Заказчик не может принять письмо от ООО "Комплект-М" N5156 от 19.04.2024, в связи с тем, что указанное письмо не содержит информации о том, кем является данное общество, также отсутствует информация о разрешённых видах деятельности. 06.06.2024 от ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" был получен ответ на запрос N05/29-003 от 29.05.2024, что ЛДСП H3129 ST9 в толщинах 18 мм и 38 мм отсутствуют на складах ООО "ЭГГЕР". Декоративная бумага H3129 не доступна к поставкам и не входит в коллекцию компании ЭГГЕР с 2020 года, поэтому ЭГГЕР не может произвести ЛДСП по запросу Общества. 07.06.2024 Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо исх 07/06- 001 с приложением официального ответа от компании ЭГГЕР. В данном письме Поставщик сообщал следующее: Одним из видов деятельности ООО "Комплект - М" является оптовая торговля лесоматериалами и строительными материалами, в том числе древоплитной продукцией. В направленном письме и в ранее направленных письмах Заказчик требует от Поставщика различного рода доказательства отсутствия декора Мерано Коричневый. ООО "СМТ" настоящим письмом сообщает и предоставляет следующее доказательство отсутствия вышеуказанного цвета, а именно: Письмо от 06.06.2024 (Ответ на запрос N05/29-003 от 29.05.2024) от ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН". (Ответ прилагается к настоящему письму) в котором сообщается, что Декоративная бумага H3129 не доступна к поставкам и не входит в коллекцию компании ЭГГЕР с 2020 года. ЭГГЕР является единственным производителем декора Мерано Коричневый H3129ST9.
Во избежание сомнений Заказчика о деятельности ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" сообщаем: Egger - австрийская компания, основанная в 1961 году. Основной вид деятельности - производство напольного ламинированного покрытия, листового мебельного материала, а также строительных отделочных материалов. В корпусной мебели Egger известен как производитель самых качественных ЛДСП (Ламинированных Древесностружечных Плит). Плиты ЛДСП закупаются производителями мебели для изготовления корпусов кухонь, шкафов, и другой мебели. В России компания ЭГГЕР представлена двумя заводами: в г. Шуе Ивановской области и в г. Гагарине Смоленской области. Учитывая, что данный декор не входит в коллекцию компании ЭГГЕР с 2020 года, следовательно, данный декор отсутствует на рынке уже 5 (пятый) год, и как следствие тому, мебель на рынке в цвете Мерано Коричневый отсутствует. Именно ДЭФО является изготовителем и продавцом мебели в цвете мерано коричневый, у других изготовителей и продавцов мебель в ассортименте в цвете мерано коричневый отсутствует, или могла бы быть изготовлена по индивидуальному заказу, когда ЛДСП в данном цвете изготавливался и отгружался компанией ЭГГЕР.
Компания ДЭФО закупала ЛДСП в цвете мерано коричневый исключительно у производителя ЭГГЕР, как ранее сообщалось в настоящем письме ЭГГЕР является единственным производителем декора Мерано Коричневый H3129ST9.
Отсутствие 2024-27208 6 цвета мерано коричневый также подтверждается информацией, опубликованной на сайте ДЭФО от 12.01. 2023. В настоящее время у ДЭФО отсутствует мебель в цвете мерано коричневый В письме от 05.06.2024 исх N65-И Заказчик ссылается на то, что мебель по данному контракту закупается в дополнение к имеющейся мебели и разнотон мебели не допустим. Ссылка Заказчика на то, что мебель по данному контракту закупается в дополнение к имеющейся мебели не состоятельна, так как в документации к аукциону данная информация отсутствует.
Также подтверждением тому, что ссылка на то, что данная мебель закупается в дополнение к имеющейся мебели не состоятельна, является официально предоставленный список мебели, подлежащий разбору и выносу из помещений Заказчика, предоставленный Поставщику 17.05.2024 (письмо исх N43-и от 17.05.2024). Поставщик неоднократно просил Заказчика согласовать другие цвета по причине невозможности производства и поставки товара в цвете мерано коричневый по позициям N NN1-8. Декор Мерано коричневый - требуемый к поставке, и декор Орех вармия, один из цветов, предложенных Поставщиком на согласование Заказчику, который имеется на рынке, а также мебель в данном цвете имеется у компании ДЭФО. Данные цвета практически идентичны до неразличимости оттенков.
Также Поставщик неоднократно (посредством сообщений "WhatsApp" и официальных писем) просил Заказчика согласовать и подтвердить поставку товара единовременно, за исключением товара по позициям с NN1-8 ввиду с отсутствием необходимого цвета. Посредством "WhatsApp" Заказчик не согласовал поставку товара, сославшись что поставка товара единовременноя. Официальными письмами также поставку Заказчик не согласовал и не подтвердил. Поставщику потребовались более длительные сроки по поставке товара по независящим обстоятельствам, в связи с убытием с рынка ЛДСП в декоре Мерано Коричневый H3129ST9.
Поставщик в силу обстоятельств, которые сложились на период исполнения Контракта, не отказывался от взятых на себя обязательств по Контракту, принимал все возможные меры по их исполнению в полном объёме. По мнению Комиссии Управления, Поставщиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Обществом совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, 2024-27208 7 но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Поставщика отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу ст. 104 Закона о контрактной системе.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Общества направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. 2024-27208 8 Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать Государственной жилищной инспекции г. Москвы во включении сведений в отношении ООО "СМТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Спирякова Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко К.В. Змиевская Исп.Давыденко Е.Ю. 2024-27208
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 июня 2024 г. N 077/10/104-7801/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024