Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
<_>
при участии представителей от:
заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики "Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Заказчик) - <_>, представителей по доверенности,
уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение) - <_>, представителя по доверенности,
представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Р-Трейд" - <_>, представителей по доверенности,
участника закупки - общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Инфострой" - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Р-Трейд" на действия комиссии Заказчика и Уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ (изв. N 0815500000524005674) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 31.05.2024 поступила жалоба ООО "Р-Трейд" на действия комиссии Заказчика и Уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ (изв. N 0815500000524005674).
В своей жалобе заявитель указывает, что извещение о проведении процедуры электронного аукциона N 0815500000524005674 составлено с нарушениями норм действующего законодательства, а именно Заказчик не согласен с установленным в
извещении о проведении закупки запретом на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
Заявитель указывает, что Заказчиком приобретается оборудование, неотъемлемой частью которого является микропрограмма, которая обеспечивает его функционирование. Оборудование с уже установленными микропрограммами, являющимися технологически и функционально связанными между собой, и без которых начала его использования невозможно, следует рассматривать как единый комплекс, то есть сложную вещь (ст. 134 ГК РФ).
С учетом акта отсутствия в извещении о проведении закупки требования об установке программного обеспечения и передачи прав на него вследствие поставки оборудования, Заявитель считает, что отсутствуют основания для применения запрета согласно Постановлению N1236 в рассматриваемой закупке.
Заявитель считает, что Заказчик нарушает ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, так как при формировании извещения не использована обязательная для применения позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки.
Также Заявитель в своей жалобе ссылается на то, что под описание объекта закупки подходит только один прибор "Азимут" и цена закупки значительно завышена.
В заседании Комиссии Заказчик и Уполномоченное учреждение с доводами жалобы не согласились просили признать жалобу необоснованной, поскольку предметом закупки является Поставка и установка автоматизированных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ. Автоматизированный комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ включает в себя: программно-технический комплекс и предустановленное Программное обеспечение (ПО), защищенное электронной подписью (ЭП) от несанкционированных изменений. ПО не является встроенным и неизменяемым. В соответствии с техническим заданием Заказчика, Поставщик производит конфигурирование ПО, заключающееея в настройке фиксации требуемого набора нарушений ПДД, а также установке ПО на комплексы поставляемые заказчику. В результате заказчик получает комплексы с требуемым ему функционалом.
Таким образом, объект закупки подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Описание товара по коду позиции КТРУ 26.5.66.190-00000023 "Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения" не может в полной мере удовлетворять потребностям заказчика, так как содержит лишь 6 (шесть) обязательных для применения характеристик.
Данные требования не позволяют определить, обладает ли такое оборудование техническими характеристиками, которые необходимы учреждению для выполнения функций по контролю за безопасностью дорожного движения и предотвращения дорожно-транспортных происшествий, так как в представленном КТРУ среди характеристик отсутствуют необходимые технические характеристики, указанные заказчиком в описании объекта закупки.
В ОКПД2 соответствующем данному КТРУ 26.51.66.190 "Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки" также нет упоминания об фотовидеофиксации нарушений ПДД.
Согласно п.п. 4.1 пункта 4 методики определения мест размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, утвержденной протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 19 ноября 2019 г. N8, целесообразность их установки определяется на основе результатов анализа аварийности основных причин совершения дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) в местах концентрации ДТП и потенциально аварийно-опасных участках, и по согласованию с УГИБДД МВД по Чувашской Республике. Таким образом, результаты закупки направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сокращение аварийных ситуаций, сохранение жизни водителей и пешеходов.
Заказчик считает, что применение КТРУ нецелесообразно.
Также Заказчик сообщает, что к указанным в описании закупки техническим требованиям к автоматизированному комплексу фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ соответствуют несколько производителей, к примеру: ООО "Новые интеграционные решения" комплекс "Скип Трафик", ООО "Симикон" - "Кордон", ООО "Ольвия" - "Оракул-Инсайт".
Уполномоченное учреждение с доводами Заявителя, изложенными в жалобе не согласно, считает, что положения извещения об осуществлении закупки не противоречат Закону о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
23.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000524005674 о проведении электронного аукциона на поставку мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ, с начальной (максимальной) ценой контракта, равной 19 752 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещены электронные документы "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", "Проект государственного контракта", "Описание объекта закупки", "Требования к содержанию и составу заявки на участие".
Согласно извещению о проведении закупки, Заказчик установил запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N1236.
Пунктом 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно п. 2(1) Постановления N1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программноаппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Запрет, определенный п. 2 Постановления N1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и (или) правами на него, перечисленных в п. 2(1) Постановления N1236.
Согласно письму Министерства цифрового развития, связи и массовых коммунакаций Российской Федерации от 15.12.2022 NП11-2-05-106-94501 если в документации о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный постановлением N 1236, распространяется на такую закупку и в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение планируемое к закупке, то заказчику в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением N 1236, необходимо подготовить обоснование.
При этом, законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного постановлением N 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.
Заказчиком приобретается оборудование, неотъемлемой частью которого является микропрограмма, которая обеспечивает его функционирование. Факт того, что программное обеспечение на закупаемом товаре является предустановленным, подтверждается также пояснениями Заказчика от 06.06.2024 N 09-05/1046.
Оборудование с уже установленными микропрограммами, являющимися технологически и функционально связанными между собой, и без которых начала его использования невозможно, следует рассматривать как единый комплекс, то есть сложную вещь (ст. 134 ГК РФ).
С учетом факта отсутствия в извещении о проведении закупки требования об установке программного обеспечения и передачи прав на него вследствие поставки оборудования, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для применения запрета согласно Постановлению N1236 в рассматриваемой закупке.
Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным, а в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик в нарушение норм Закона о контрактной системе не использовал при описании объекта закупки позицию каталога товаров, работ, услуг, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком приобретаются Комплексы автоматической фотовидеофиксации информации (код ОКПД2 26.40.33.191).
При этом каталог товаров, работ, услуг содержит, например, позицию 26.51.66.190-00000023 "Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения", которая содержит в описании следующие характеристики:
- вид по степени мобильности;
- назначение;
- наличие обзорного датчика;
- наличие свето-видеосигнальной панели;
- разрешение матрицы, Мп;
- цифровое увеличение.
Данная позиция КТРУ является обязательной для применения с 25.03.2024.
Вместе с тем, Выбранный Заказчиком код ОКПД2 не соответствует объекту закупки: 26.40.33.191 - Комплексы автоматической фотовидеофиксации информации, так как коду 26.4 соответствуют исключительно закупки бытовой техники с применением типового контракта.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Применение пункта 7 Правил использования каталога товаров возможно в ситуации, когда отсутствует в каталоге код закупаемого товара как таковой. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения.
Доводы жалобы относительно конструктивных особенностей КФВФ и требований к моноблоку являются следствием неприменения Заказчиком КТРУ и принимаются во внимание Комиссии в рамках рассмотрения доводов относительно применения Заказчиком ОКПД2.
Таким образом, при формировании извещения Заказчиком не использована обязательная для применения позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки. Указанные действия Заказчика не соответствуют ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признан обоснованным.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО "Р-ТРЕЙД" обоснованной, а в действиях Заказчика - нарушение части 6 статьи 23, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что согласно поступившим заявкам на участие в закупке, участниками также предлагаются приборы с товарными знаками "Кордон", "Оракул", которые, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0815500000524005674 от 06.06.2024 соответствуют требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0815500000524005674 от 06.06.2024 также следует, что на участие в закупке подано 5 заявок, по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем признается участник закупки с идентификационным номером заявки 4, предложивший цену контракта 11 205 400 руб.
Таким образом, в ходе проведения закупки обеспечена конкуренция среди участников закупки, цена контракта существенно снижена. Следовательно, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Р-ТРЕЙД" на действия заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики "Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашкой Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на поставку мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ (изв. N 0815500000524005674) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики "Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашкой Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики нарушение части 6 статьи 23, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела в соответствии с КоАП РФ.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 июня 2024 г. N 021/06/42-447/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024