На основании поступившей информации от Прокуратуры Ширинского района Республики Хакасия от 27.04.2024 исх. N 7-22-2024 (вх. N 4496-ЭП/24 от 02.05.2024 года), руководствуясь положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия) в составе:
- Широковой О.В., заместителя руководителя управления, руководитель комиссии, - Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии, 2 - Сизова К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии, в период с 27.05.2024 года по 07.06.2024 года проведена внеплановая проверка деятельности муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Озерная средняя школа N 9 (далее - Заказчик, МБОУ Озерная СШ N 9) при заключении муниципальных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе муниципальных контрактов от 23.06.2023 N 3, от 26.06.2023 N 4, от 27.06.2023 N 5, по результатам которой Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Хакасского УФАС России 02.05.2024 года поступило обращение Прокуратуры Ширинского района Республики Хакасия, содержащее информацию о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях МБОУ Озерная СШ N 9, что выразилось в заключении без проведения конкурентных процедур на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с ООО "ДИАЛОГ-А" следующих муниципальных контрактов:
- от 18.07.2023 N 9 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту кабинета N 3 в рамках Федерального проекта "Современная школа", национального проекта "Образование" (центра "Точка Роста"). Цена работы - 494 000,60 руб.;
- от 18.07.2023 N 7 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту кабинета N 33 в рамках Федерального проекта "Современная школа", национального проекта "Образование" (центра "Точка Роста"). Цена работы - 508 402,96 руб. Из содержания вышеуказанных контрактов следует, что контракты имеют общую фактическую направленность на достижение единой хозяйственной цели - выполнение работ по капитальному ремонту кабинетов МБОУ Озерная СШ N 9.
Общая сумма заключенных контрактов составляет 1 002 402,96 руб. В материалы дела Заказчиком представлена копия соглашения от 25.01.2023 N 95635000-1-2023-003, заключенного между Министерством образования и науки Республики Хакасия и Администрацией муниципального образования Ширинский район, о предоставлении в 2023-2025 годах субсидии из бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на 3 софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов мероприятия "Оснащение (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам" в целях достижения результатов федерального проекта "Современная школа" в целях достижения результатов регионального проекта Республики Хакасия "Современная школа" в рамках государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республики Хакасия". Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район составляет в 2023 году не более 24 554 238,09 руб. (пункт 2.2.1 Соглашения).
Согласно приложения N 1 к соглашению установлен единый результат использования субсидии: в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы (конкурсы, аукционы, запрос котировок в электронной форме)) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотрены в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Данная норма подлежит реализации тогда, когда отсутствует конкурентная среда, удовлетворяющая потребностям государственного (муниципального) заказчика, а ровно и в иных случаях, когда проведение торгов нецелесообразно. Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на 4 сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Приведенная норма не содержит каких-либо ограничений в количестве контрактов, не превышающих 600 000,00 рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же исполнителя, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день). Вместе с тем, по своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное "дробление" единой закупки на множество закупок в целях избежания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта. В свою очередь, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Действия заказчика по заключению нескольких контрактов на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых направлено на получение единого строительного продукта, соответствующего единой цели по замене и (или) восстановлению строительных конструкций объектов капитального строительства, а также замене отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и 5 (или) восстановление указанных элементов, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, в Законе о контрактной системе содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц - потенциальных участников торгов. Комиссия, проанализировав условия контрактов на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту кабинетов МБОУ Озерная СШ N9, установила, что они были заключены в один день - 18 июля 2023 года и с одним и тем же хозяйствующим субъектом - ООО "ДИАЛОГ-А", а также направлены на достижение единой хозяйственной цели - капитальный ремонт кабинетов МБОУ Озерная СШ N9, при этом стоимость каждого контракта в отдельности не превышает 600 000,00 руб. Учитывая тождественность предмета контрактов, временной интервал, в течение которого были заключены контракты, единую цель контрактов, Комиссия полагает, что стороны Контракта намеренно разбили закупки на указанные контракты в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур и заключения контрактов с определенными хозяйствующими субъектами. Иных разумных причин для того, чтобы выполнение аналогичных работ, закупаемых путем разделения в один период времени, направленных для достижения одной цели, приобретать по разным контрактам, Комиссия не усматривает. Такие действия Заказчика не соответствуют требованиям части 2 статьи 8, части 1 статьи 24, пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. В действиях должностного лица, которое приняло решение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Согласно подпункта б) пункта 35 Правил, утвержденных Постановлением N 1576, в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание 6 в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен. Установлено, что Заказчиком заключены договоры/контракты, в связи с чем, на основании пункта 35 Правил, утв. Постановлением N 1576, предписание об устранении выявленных нарушений Комиссия не выдает.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановлением N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА
1. Признать Заказчика нарушившим часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 24, пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку на момент проведения внеплановой проверки заключены и исполнены контракты.
3. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Председатель комиссии О.В. Широкова Члены комиссии: А.В. Лунёва К.А. Сизов Исп.Лунёва А.В. тел.8(3902) 22-66-21
2024-5449
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 7 июня 2024 г. N 019/06/99-571/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2024