Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в составе: Литвинов Р.А. - председатель Комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Субботин А.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Ивченко Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы, осуществляя рассмотрение обращения дистанционно (посредством видеоконференц- связи), с участием: Исрафилова А.А. - индивидуального предпринимателя (лично); Филимонова Д.А. - представителя ИП Исрафилова А.А. на основании доверенности от 10.06.2024, 2 рассмотрев обращение ГКУ ВО "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) вх. N 5703/24 от 05.06.2024 о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений об участнике закупки - ИП Исрафилове Асифе Агахалиловиче (ИНН 345402097806 пер.Пролетарский, д. 17, г. Палласовка, Волгоградская обл., 404261, далее - ИП Исрафилов А.А.) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки (номер извещения 0129200005324001035),
УСТАНОВИЛА:
05.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) было опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Волгоград" (номер извещения 0129200005324001035).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 581 080,12 рублей. 16.04.2024 в ЕИС размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.04.2024 NИЗК1", согласно которому победителем был признан участник закупки ИП Исрафилов А.А. 23.04.2024 с ИП Исрафиловым А.А. был заключен контракт N 1035 на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Волгоград (далее - Контракт). Цена Контракта - 2 079 203,43 рублей.
На основании ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с разделом "Описание объекта закупки" приложения к извещению заказчику требуется изолированная благоустроенная однокомнатная квартира, общей площадью не менее 28 кв.м не более 36 кв.м с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома может быть предоставлена общей площадью, превышающей 36 кв.м, такое превышение может составлять не более 9 квадратных метров общей площади квартиры в общей сложности. Срок передачи Заказчику жилого помещения: в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта.
Таким образом, Исполнителю по Контракту необходимо было передать Заказчику жилое помещение не позднее 23.05.2024.
По состоянию на 24.05.2024 ИП Исрафиловым А.А. обязательства не были исполнены. В связи с этим Заказчиком 24.05.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в котором указано, что, принимая во внимание установленный Контрактом срок исполнения обязательств, для Заказчика является очевидным факт недобросовестности Исполнителя.
Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа 3 стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу п. 10.5 Контракта Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 10.6 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с п. 1 ст. 463 ГК РФ если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Согласно п. 1 ст. 556 ГК РФ обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Таким образом, на основании вышеизложенного у Заказчика имелись правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 4 Во исполнение указанных требований решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком в ЕИС 24.05.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой надлежащего уведомления ИП Исрафилова А.А. является дата получения Исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с данными ЕИС ИП Исрафилов А.А. получил указанное решение 24.05.2024.
На основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, ИП Исрафилов А.А. имел право и возможность устранить нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе, в срок до 03.06.2024 включительно. В установленный срок обстоятельства, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ИП Исрафиловым А.А. устранены не были, в связи с чем 04.06.2024 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с установленными требованиями 05.06.2024 Заказчиком указанная информация направлена в Волгоградское УФАС России. На заседании Комиссии ИП Исрафилов А.А. и его представитель пояснили, что причиной неисполнения обязательств по передаче квартиры N 128, расположенной по адресу:
г. Волгоград, ул. Копецкого, д. 1А послужило тяжелое заболевание её собственника, который в силу данного обстоятельства, не имел возможности освободить ее, в связи с чем провести ремонтные работы в квартире не представлялось возможным. Однако, доказательств, подтверждающих данный факт ИП Исрафилов А.А. не представил. Кроме того, ИП Исрафилов А.А. не представил доказательств, указывающих на наличие обстоятельств, безусловно препятствующих исполнению обязательств. Следовательно, довод ИП Исрафилова А.А. не может быть принят как надлежащий.
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 ст. 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения 5 контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
На основании ч. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. ИП Исрафилов А.А. как субъект предпринимательской деятельности должен был проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы с целью недопущения нарушений требований Закона о контрактной системе и условий контракта, в связи с чем принял риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного закона, в том числе в виде невозможности исполнения контракта в установленный срок.
Таким образом, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки и подавая соответствующую заявку, ИП Исрафилов А.А. нес риск наступления неблагоприятных для себя последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе в случае совершения ей действий (бездействия), противоречащих требованиям этого закона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, ИП Исрафилов А.А. должен был осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Кроме того, из содержания заявки ИП Исрафилова А.А. следует, что индивидуальный предприниматель выражает свое согласие на передачу жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Волгоград в соответствии с условиями извещения, в том числе с условиями установленного срока исполнения обязательств. При этом в силу статьи 401 ГК РФ при должной степени осмотрительности ИП Исрафилов А.А. мог и должен был изучить объект закупки, содержание извещения об осуществлении закупки, проект контракта, сопоставить возможность выполнения работ в соответствии с техническим заданием со своими производственными и финансовыми ресурсами ещё на стадии подачи заявки, однако своим правом не воспользовался. Вина Исполнителя может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - Исполнитель предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, 6 т.е. при совершении действий Исполнитель предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Комиссия также учитывает, что после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ИП Исрафиловым А.А. так и не были устранены нарушения, послужившие основанием для принятия такого решения, в связи с чем передача жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Волгоград в соответствии с условиями Контракта так и не была осуществлена. Оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для внесения сведений об ИП Исрафилове А.А. в реестр недобросовестных поставщиков. При проведении внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе в сфере закупок, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
Согласно пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), наименование обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя). Комиссией установлено, что в закупке "Приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Волгоград" (номер извещения 0129200005324001035) оператором электронной площадки является ООО "РТС-Тендер". 7 Согласно информации из ЕИС и сведениям, представленным оператором электронной площадки ООО "РТС-Тендер", Комиссия
установила
следующее. Участником закупки (номер извещения 0129200005324001035), подавшим заявку на участие в закупке является ИП Исрафилов А.А. Победителем закупки (номер извещения 0129200005324001035) является ИП Исрафилов А.А. Заказчик 18.04.2024 осуществил направление ИП Исрафилову А.А. проекта контракта для его подписания. ИП Исрафилов А.А. 19.04.2024 подписал проект контракта, направленный Заказчиком по рассматриваемой закупке.
На основании изложенного, 23.04.2024 между Заказчиком и ИП Исрафиловым А.А. был заключен контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Волгоград. Вместе с тем, Комиссией установлено, что в положениях проекта контракта, направленного Заказчиком победителю закупки в форме электронного документа, а именно ИП Исрафилову А.А. указано, что стороной по контракту (Исполнитель) является иное лицо (Вереницин Владимир Васильевич), которое не являлось участником данной закупки, не было признано его победителем, в его адрес не был направлен проект контракта со стороны Заказчика, а по результатам рассматриваемой закупки с ним не был заключен контракт.
Таким образом, проект контракта был размещен Заказчиком в ЕИС с нарушением пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 и ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе. Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 7, пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ИП Исрафилове Асифе Агахалиловиче (ИНН 345402097806 пер.Пролетарский, д. 17, г. Палласовка, Волгоградская обл., 404261) сроком на 2 года.
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок).
3. Заказчика - ГКУ ВО "Управление капитального строительства" - признать нарушившим ч. 3 ст. 7, пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица. 8 Председатель комиссии Р.А. Литвинов Члены комиссии: А.А. Субботин Н.И. Ивченко Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Исп.Субботин А.А. тел.8(8442) 24-22-64
2024-4748
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 11 июня 2024 г. N 034/10/104-725/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024