Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Фисенко Е.В.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Некрасовой Е.А.,
в отсутствие:
- заказчика - краевого государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения "Камчатский сельскохозяйственный техникум" (далее - Заказчик; Учреждение),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Брокер Групп" (далее - Заявитель), уведомленных о месте, дате и времени рассмотрения жалобы через единую информационную систему (также посредством электронной почты) (далее - ЕИС),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы экстренного оповещения и управления эвакуацией и системы экстренного оповещения персонала о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (извещение N 0338200013324000011), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком осуществлена процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы экстренного оповещения и управления эвакуацией и системы экстренного оповещения персонала о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (далее также Работы) (извещение N 0338200013324000011) (далее - Закупка). Извещение (с изменениями) с приложением электронных документов размещено в ЕИС 27.05.2024. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 5 590 535,75 рублей.
05.06.2024 в Камчатское УФАС России поступила поданная 04.06.2024 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, при закупке Работ, а именно работ по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации неправомерно:
- не установил требование к участникам закупки о наличии у них лицензии МЧС на осуществление деятельности, связанной с работами по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации,
- установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктами 5, 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее:
5) наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона.
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 данного Федерального закона, заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с извещением о Закупке объектом закупки являются работы по монтажу системы экстренного оповещения и управления эвакуацией и системы экстренного оповещения персонала о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (код позиции по КТРУ - 43.21.10.00000000004: Работы электромонтажные).
Заказчик в письме от 11.06.2024 N 153 пояснил что, "работы выполняются в соответствии с проектно-сметной документацией (далее - ПДС), разработанной в соответствии с требованиями к системам оповещения в образовательных учреждениях закрепленными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Постановление N 1006). Данная система является автономной, не имеющей соприкосновения с существующей системой обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и не подменяют собой системы оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ) людей при пожаре".
Комиссия, изучив извещение о Закупке, с учетом пояснений Заказчика, установила следующее:
- Постановлением N 1006 установлены обязательные требования для выполнения организационных, инженерно-технических, правовых и иных мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации;
- пунктом 31 Постановления N 1006 предусмотрено, что СОУЭ людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
СОУЭ людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания;
- в соответствии с рекомендациями по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения РФ, размещенными на официальном сайте Росгвардии: "установленные на объектах Министерства просвещения Российской Федерации СОУЭ для целей оповещения людей при пожаре, чрезвычайных ситуациях (гражданской обороны) не могут подменять собой СОУЭ для оповещения людей при совершении или угрозе совершения террористического акта, а также его проявлений";
- согласно ПСД проектом предусматривается оснащение СОУЭ при совершении или угрозе совершения террористического акта, при этом в ПСД отсутствуют работы, составляющие вид деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что поскольку объектом закупки являются Работы, не являющиеся работами по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации, деятельность по осуществлению которых подлежит лицензированию, Заказчик правомерно не установил требование к участникам Закупки о наличии у них лицензии МЧС на осуществление деятельности, связанной с работами по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.
Довод жалобы N 1 необоснованный.
2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановлением N 2571).
Согласно пункту 15 раздела II приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работы по текущему ремонту зданий, сооружений к участникам закупки предъявляются дополнительные требования к опыту выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 данной графы данной позиции, должна составлять не менее 20 процентов НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом а) части 3 Постановления N 2571 позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки НМЦК превышает 1 млн. рублей.
Согласно извещению о Закупке к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
Заказчика в письме от 11.06.2024 N 153 пояснил, что "при планировании закупки, а именно при формировании бюджетной сметы на 2024 год, Заказчиком определен данный вид работ как текущий.
Рассматривая пункт 11 раздела "Электротехнические и слаботочные устройства" приложения N 7 (перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов) к документу "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденного приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.211.1988 N 312 (далее - Приказ N 312), установлено, что такие работы как, замена или установка автоматических систем контроля за работой центрального отопления внутридомовых сетей связи и сигнализации, КИП и др. относятся к текущему ремонту здания".
Согласно письму Минфина РФ от 14.01.2004 N 16-00-14/10 "Об основаниях для определения видов ремонта" (далее - письмо Минфина) основанием для определения видов ремонта должны являться соответствующие документы, разработанные техническими службами организаций в рамках системы планово-предупредительных ремонтов.
Таким образом, поскольку Заказчиком в соответствии с Приказом N 312 при формировании бюджетной сметы на 2024 год объект закупки определен как текущий ремонт, для осуществления Работ разработана ПСД (размещена в ЕИС в полном объеме) и при этом деятельность по осуществлению Работ не подлежит лицензированию, НМЦК превышает 1 млн. рублей, установление Заказчиком в извещении о Закупке дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 15 раздела II приложения к Постановлению N 2571 не противоречит данному постановлению.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.
Довод жалобы N 2 необоснованный.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Фисенко
Члены комиссии:
____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ Е.А. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 11 июня 2024 г. N 041/06/106-260/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024