Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Е.В. Шендрик; членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Л.Б. Шихановой, - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Е.А. Некрасовой, в присутствие представителей:
- заказчика - ГБУЗ "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского" (далее - Заказчик) Василенко Е.К. по доверенности от 13.06.2024 N б/н;
- участника закупки - ООО "Борейкам" (далее - Участник закупки) Помыканов В.Ю. на основании приказа N 8 от 11.03.2024, осуществив посредством видеоконференцсвязи проверку факта уклонения от заключения контракта на поставку и монтаж кондиционера ООО "Борейкам" (далее - Исполнитель) по итогам электронного аукциона N 0338200009824000255 (ИКЗ N 242410103915341010100102492552825244) (далее - Закупка) (далее - Контракт), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
15.05.2024 Заказчик на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) N 0338200009824000255 на поставку и монтаж кондиционера. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 195 901,67 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов ЭА от 27.05.2024 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе), электронная процедура признана несостоявшейся. По результатам электронной процедуры начата процедура заключения Контракт с ООО "Борейкам". 06.06.2024 поступили поданные 06.06.2024 через ЕИС Заказчиком документы и информация, предусмотренные пунктами 6, 8 Порядка ведения реестра, содержащие сведения об уклонении Участника закупки от заключения Контракта.
В результате проверки факта уклонения от заключения Контракта Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в 2024-1659 2 соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии); В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки; 2024-1659 3 б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи; В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно частям 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Из части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом 2024-1659 4 сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а также исполнить требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе. В извещении установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 10 % от цены контракта.
В соответствии с извещением, обеспечение исполнения контракта предоставляется в соответствии со ст. 96 с учетом ст. 37, 45 федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Исполнение контракта могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями федерального закона от 05.04.2013 года N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 федерального закона от 05.04.2013 года N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с протоколом подведения итогов ЭА от 27.05.2024 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе), электронная процедура признана несостоявшейся. По результатам электронной процедуры начата процедура заключения Контракт с ООО "Борейкам". 29.05.2024 Заказчиком размещен проект Контракта. Из письменных пояснений и представленных документов Участником Комиссией установлено следующие. Участником была подана заявка на участие в электронном открытом аукционе.
На основании протокола подведения итогов от 27.05.2024 Электронный аукцион признан несостоявшимся: По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке (п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Заявка соответствует требованиям. 29.05.2024 на электронную площадку Заказчиком размещен документ "Проект контракта" с регламентированным сроком подписания до 05.06.2024 включительно. 05.06.2024 в 23:59 специалистом по закупкам Участником контракт не был подписан, что подтверждается журналом событий, размещенном в ЕИС. Участник закупки в регламентированный срок не подписал Контракт в связи с ошибкой специалиста по закупкам, который не проинформировал руководителя Участника о необходимости подписать Контракт до 05.06.2024 23:59 включительно. Данный специалист в соответствии с должностной инструкцией от 09.01.2024 г. 2024-1659 5 должен своевременно отслеживать действия на электронных торговых площадках в ЕИС и своевременно осуществлять действия, направленные на подачу заявок, протоколов разногласий, на подписание договоров/контрактов, информировать работодателя, бухгалтера о необходимости совершать действия для заключения договоров/контрактов. Однако в связи с большим объемом работы данный специалист неправильно рассчитал сроки подписания Контракта, в результате чего срок подписания Контракта был пропущен. Намерений уклониться от подписания контракта N 03382000098240002550001 на поставку и монтаж кондиционера (ИКЗ: 242410103915341010100102492552825244) у Участника не было, что подтверждается следующим:
- 29.05.2024 Оборудование для Заказчика заказано в г. Владивосток (платежное поручение N 327 от 29.05.2024);
- 31.05.2024 Оборудование направлено в наш адрес (ГРУЗОВАЯ НАКЛАДНАЯ NТС1 094 от 31.05.2024);
- 06.06.2024 Участником было проведено обеспечение исполнения Контракта на поставку и монтаж кондиционера N 03382000098240002550001. 06.06.2024 Участник уведомил Заказчика по электронной почте guzkkb sec@mail.ru и телефону, что не отказывается от заключения контракта, не имеет намерений уклониться от подписания договора N 03382000098240002550001 на поставку и монтаж кондиционера (ИКЗ: 242410103915341010100102492552825244), убедительно просит Заказчика предоставить возможность заключить договор и исполнить его на предложенных Заказчиком условиях. У Участника имеется успешный опыт работы исполнения аналогичных контрактов что подтверждено добросовестно исполненными контрактами N 2410104203623000119 между Обществом и ГБУЗ КК ПК ГДП N 1, N 2410001366723000043 между Обществом и ГБУЗ "Камчатской краевой станцией переливания крови". Кроме этого, следует отметить, что Обществом ранее уже выполнялись работы с данным Заказчиком на основе контракта N 2410103915323000276.
Претензий к качеству оказанных работ у Заказчика не имелось, работы выполнены в установленный срок. 06.06.2024 от электронной площадки получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" и "Информация об отмене процедуры заключения контракта". Считает необходимым пояснить, что Общество добросовестно планировало исполнять взятые на себя по Контракту обязательства, в том числе предприняло абсолютно все меры, направленные на исправление сложившейся ситуации и получению возможности подписания Контракта. Однако в связи с большим объемом работы, специалистом по закупкам был неправильно рассчитан срок подписания Контракта, в результате чего срок подписания Контракта был пропущен.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за 2024-1659 6 допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14 - П, от 15.07.1999 N 11 - П, от 30.07.2001 N 13 - П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта. Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
В соответствии с пунктом 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; 2024-1659 7 б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом, уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. Из представленных доказательств Комиссией установлено, что Участником закупки предоставлено обеспечение Контракта в установленный законом срок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Участником закупки, в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом, уклонившимся от заключения контракта, осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, в связи с чем информация об ООО "Борейкам" не подлежит включению в РНП, в том числе на основании подпункта "б" пункта 14 Правил. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 95, 104 Закона о контрактной системе и Порядком ведения реестра, Комиссия Камчатского УФАС России,
РЕШИЛА:
Отказать во включении информации об ООО "Борейкам" в Реестр недобросовестных поставщиков. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.В. Шендрик Члены комиссии: Л.Б. Шиханова Е.А. Некрасова 2024-1659 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 13 июня 2024 г. N 041/06/104-261/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024