Резолютивная часть оглашена 10.06.2024
В полном объеме изготовлено 13.06.2024 Великий Новгород
Комиссия по контролю за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_;
_;
_,
в присутствии:
победитель закупки - Индивидуальный предприниматель Лозгачёв Антон Сергеевич (ИНН: 532106448590; далее - ИП Лозгачёв А.С.) - присутствовал лично;
муниципальный заказчик - Администрация Окуловского муниципального района (174350, Новгородская область, г. Окуловка, ул. Кирова, д. 6; далее - Администрации) - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения сведений, представителей не направил, ходатайств не заявлял,
рассмотрев сведения, поступившие от муниципального заказчика - Администрации об уклонении победителя закупки - ИП Лозгачёва А.С. от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению схемы размещения рекламных конструкций, извещение N 0350300020324000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.05.2024,
УСТАНОВИЛА:
03.06.2024 в Новгородское УФАС России от муниципального заказчика - Администрации поступили сведения об уклонении победителя закупки - ИП Лозгачёва А.С. от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению схемы размещения рекламных конструкций, извещение N 0350300020324000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.05.2024 (далее - Сведения).
Сведения об уклонении участника закупки от заключения муниципального контракта представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией Новгородского УФАС России осуществлена внеплановая проверка осуществления муниципальным заказчиком - Администрацией и его аукционной комиссией вышеуказанной закупки.
В результате рассмотрения Сведений и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
15.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0350300020324000025 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению схемы размещения рекламных конструкций (начальная (максимальная) цена контракта - 213 333, 33 рублей).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона утверждено Постановлением Администрации от 13.05.2024 N 656. Указанное постановление подписано _
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0350300020324000025-2 от 24.05.2024 (далее - Протокол) победителем рассматриваемого электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 65 (ИП Лозгачёв А.С.), предложивший цену контракта в размере 164 922, 99 рублей.
Протокол был размещен в единой информационной системе 24.05.2024.
Рассматриваемая закупка осуществлялась в электронной форме.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры регламентирован статьей 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
24.05.2024 муниципальным заказчиком - Администрацией был сформирован и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке без своей подписи проект муниципального контракта для его подписания ИП Лозгачёвым А.С.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ИП Лозгачёв А.С. должен был подписать проект муниципального контракта и представить обеспечение его исполнения либо направить протокол разногласий не позднее 31.05.2024 (включительно).
В установленный Законом о контрактной системе срок ИП Лозгачёв А.С. проект муниципального контракта не подписал; документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, не представил; протокол разногласий не направил.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Таким образом, ИП Лозгачёв А.С., не подписав в установленный срок проект муниципального контракта, не представив документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а также, не направив протокол разногласий, уклонился от заключения муниципального контракта.
В связи с уклонением победителя закупки от заключения муниципального контракта, 03.06.2024 муниципальным заказчиком - Администрацией был сформирован и размещен в единой информационной системе протокол от указанной даты об уклонении участника закупки от заключения муниципального контракта, а Сведения были направлены в Новгородское УФАС России как контрольный орган в сфере закупок для их рассмотрения по существу.
ИП Лозгачёв А.С. представил письменные объяснения (вх. N 4110/24 от 07.06.2024 Новгородского УФАС России) относительно уклонения от заключения вышеуказанного муниципального контракта следующего содержания.
ИП Лозгачёв А.С. не отрицает факт неподписания муниципального контракта.
Между тем, данное бездействие не было намеренным, а вся хронология событий свидетельствует о направленности (наличии реального намерения ИП Лозгачёва А.С.) на заключение (подписание) и исполнение муниципального контракта.
ИП Лозгачёвым А.С. была установлена связь со специалистами Администрации, обговорен алгоритм работ, подтверждена и проверена материальная часть направленного на подписание проекта муниципального контракта. ИП Лозгачёв А.С. готовился к выполнению муниципального контракта и проводил анализ выполняемых стадий работы. Несмотря на проблемы со здоровьем, ИП Лозгачёв А.С. продолжал трудиться в обычном рабочем графике. Подписание муниципального контракта планировалось в конце недели с подтверждением добросовестности путем выполненных ранее трех контрактов на начальную сумму контракта заказчика.
31.05.2024 с утра состояние ИП Лозгачёва А.С. резко ухудшилось (поднялось высокое давление, головокружение), в связи с чем, он обратился к врачу. ИП Лозгачёву А.С. была оказана первая помощь, проведена консультация. После приема врача ИП Лозгачёв А.С. был вынужден экстренно перейти на назначенный врачом постельный режим в связи с гипертоническим кризом. Состояние здоровья ИП Лозгачёва А.С. не позволило ему выйти на рабочее место, работать на компьютере и войти в личный кабинет для подписания проекта муниципального контракта. После двух дней постельного режима, как только улучшилось самочувствие, ИП Лозгачёв А.С. уведомил заказчика о проблемах в подписании проекта муниципального контракта, а 03.06.2024 предложил контрактному отделу подписать его бумажным способом и приступить к его выполнению в это же время. По согласию сторон, такое решение было снято с рассмотрения в связи со сложностью оплаты муниципального контракта без участия ЭТП "Сбербанк".
Как только ИП Лозгачёв А.С. узнал о проведении Новгородским УФАС России проверки по факту его уклонения от заключения муниципального контракта, он связался с заказчиком, объяснил причины не подписания муниципального контракта в установленные сроки и подтвердил намерение заключить муниципальный контракт, несмотря на окончание срока для его подписания.
04.06.2024 ИП Лозгачёв А.С. перечислил в адрес Администрации денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. При этом, ИП Лозгачёв А.С. был уверен в подписании муниципального контракта или продлении сроков для его подписания программными средствами.
ИП Лозгачёв А.С. всегда исполнял контракты добросовестно.
Намерения ненадлежащего исполнения муниципального контракта у ИП Лозгачёва А.С. не имелось.
Только за 2023-2024 годы ИП Лозгачёвым А.С. были исполнены в рамках процедуры закупок малого объема 56 государственных/муниципальных контрактов, что также косвенно подтверждает его добросовестность.
ИП Лозгачёв А.С. наемных и иных работников не имеет, являлся единственным ответственным лицом, имеющим право и техническую возможность на подписание муниципального контракта. Передать полномочия иному лицу на его подписание ИП Лозгачёв на правовой, ни технической возможности не имел.
С учетом вышеизложенного, ИП Лозгачёв А.С. просит не включать Сведения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На рассмотрении Сведений ИП Лозгачёв А.С. устно поддержал вышеуказанные письменные объяснения в полном объеме.
Также, в ходе рассмотрения Сведений ИП Лозгачёв А.С. устно пояснил, что планировал подписать проект муниципального контракта и представить обеспечение его исполнения 30-31 мая 2024 года, однако, не смог осуществить данные действия по состоянию здоровья. Рабочее место с установленной электронной подписью находится не по месту жительства ИП Лозгачёва А.С. По состоянию здоровья ИП Лозгачёв А.С. не смог добраться до него и подписать проект муниципального контракта, а также представить обеспечение его исполнения.
Администрация в соответствии с письмом исх. N 3544/3 от 07.06.2024 просила включить ИП Лозгачёва А.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также представила переписку между Администрацией и ИП Лозгачёвым А.С. посредством электронной почты, происходившую в период после признания ИП Лозгачёва А.С. победителем рассматриваемой закупки и до признания его уклонившимся от заключения муниципального контракта.
Письмом от 31.05.2024 Администрация напоминала ИП Лозгачёву А.С. о необходимости подписания муниципального контракта и предоставлении обеспечения его исполнения.
Письмом от 02.06.2024 ИП Лозгачёв А.С. уведомил Администрацию, что "_из за технического сбоя в пт с интернетом не удалось подписать контракт. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Соответственно право переходит к следующему за нами участнику аукциона_".
Рассмотрев представленные Сведения, изучив позицию сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Материалами Сведений подтверждается факт уклонения ИП Лозгачёва А.С. от заключения муниципального контракта по итогам осуществления рассматриваемой закупки.
В установленный для подписания проекта муниципального контракта срок ИП Лозгачёвым А.С. данный проект муниципального контракта подписан не был; обеспечение его исполнения не представлено; протокол разногласий также направлен не был.
Данный факт ИП Лозгачёвым А.С. не оспаривается.
При этом, Комиссия Новгородского УФАС России также учитывает следующее.
Действия ИП Лозгачёва А.С. как победителя рассматриваемой закупки по уклонению от заключения муниципального контракта по ее итогам не носят характер недобросовестного поведения, не свидетельствуют о намеренном уклонении от его подписания.
Изучив материалы Сведений, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что ИП Лозгачёв А.С. не имел умысла на уклонение от заключения муниципального контракта.
Действительно, в установленный срок ИП Лозгачёв А.С. проект муниципального контракта не подписал, обеспечение его исполнения не представил, протокол разногласий не направил.
При этом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное и целенаправленное поведение, приведшее к не заключению контракта.
В период подписания проекта муниципального контракта имели место непреодолимые обстоятельства, не зависящие от воли ИП Лозгачёва А.С. и препятствовавшие подписанию им проекта муниципального контракта и предоставления обеспечения его исполнения.
Временная нетрудоспособность ИП Лозгачёва А.С. в период регламентированного срока для подписания проекта муниципального контракта подтверждается имеющейся в материалах Сведений справкой врача Новгородского филиала Общества с ограниченной ответственностью "ПМК-МЦ" от 31.05.2024.
Согласно данной справке, состояние здоровья ИП Лозгачёва А.С. ухудшилось с вечера 30.05.2024 (жалобы на головокружение, тошноту, тяжесть в голове; усиливаются в вертикальном положении). В ходе обследования было констатировано последствие гипертонического криза от 30.05.2024 в виде вестибулопатии. Рекомендован преимущественно постельный режим до 01.06.2024, далее движение в комфортном режиме.
Таким образом, неудовлетворительное состояние здоровья ИП Лозгачёва А.С. 30-31 мая 2024 года (то есть в дни, когда он планировал подписать проект муниципального контракта и представить обеспечение его исполнения) подтверждается официальным документом медицинского учреждения.
Учитывая состояние здоровья, а также в связи с тем, что ИП Лозгачёв А.С. осуществляет свою хозяйственную деятельность только собственными силами, а компьютер с установленной на нем электронной подписью находится в офисном помещении, а не по месту жительства ИП Лозгачёва А.С., возможности делегирования полномочий по подписанию проекта муниципального контракта и предоставления обеспечения его исполнения от своего имени кому-либо ИП Лозгачёв А.С. не имел.
Данные обстоятельства указывают на отсутствие у ИП Лозгачёва А.С. намерения на уклонение от заключения муниципального контракта.
Согласно части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В связи с тем, что при проведении рассматриваемой закупки заказчиком были установлены преимущества в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе (участниками рассматриваемой закупки могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации), ИП Лозгачёв А.С. планировал воспользоваться положениями части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе и одновременно с подписанием проекта муниципального контракта представить в качестве обеспечения исполнения контракта информацию, подтверждающую исполнение им в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в рассматриваемой закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней) (справка об исполненных в период с 2023-2024 гг. ИП Лозгачёвым А.С. контрактах представлена в материалы Сведений).
04.06.2024, то есть уже после истечения срока подписания проекта муниципального контракта и предоставления обеспечения его исполнения, ИП Лозгачёвым А.С. в адрес Администрации были перечислены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта (денежные средства перечислены не в полном объеме).
С учетом вышеизложенного, материалами Сведений подтверждается, что ИП Лозгачёв А.С. не пытался совершить недобросовестные действия по уклонению от подписания проекта муниципального контракта, не терял интерес к его заключению в ходе всего срока осуществления закупки, равно как и после истечения данного срока.
Таким образом, действия Лозгачёва А.С. как победителя рассматриваемой закупки не носят характер недобросовестного поведения, поскольку данный участник не желал уклониться от заключения муниципального контракта и умышленно не бездействовал с целью уклонения.
ИП Лозгачёвым А.С. представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии у него намерения уклониться от заключения муниципального контракта.
Доказательствами обратного Комиссия Новгородского УФАС России не располагает.
В связи с уклонением ИП Лозгачёва А.С. от заключения муниципального контракта, Администрацией в соответствии с требованиями части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе проект муниципального контракта был направлен на подписание участнику, заявке которого был присвоен следующий порядковый номер (согласно данным Государственной информационной система "Независимый регистратор", на момент рассмотрения Сведений данный участник проект муниципального контракта со своей стороны подписал).
При этом, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что уклонение ИП Лозгачёва А.С. от заключения муниципального контракта не влечет за собой изменение срока выполнения работ (незначительно сдвигается дата подписания муниципального контракта; срок выполнение работ - в течение 60 календарных дней с даты заключения Контракта), а также не влечет за собой существенного расходования бюджетных средств (предложение о цене муниципального контракта ИП Лозгачёва А.С. - 164 922, 99 рублей; лица, занявшего второе место - 165 989, 66 рублей).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Учитывая вышеизложенное, основания для включения Сведений, представленных Администрацией в отношении ИП Лозгачёва А.С., в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки, нарушений Закона о контрактной системе в действиях муниципального заказчика - Администрации и его аукционной комиссии не установлено.
Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные муниципальным заказчиком - Администрацией Окуловского муниципального района (174350, Новгородская область, г. Окуловка, ул. Кирова, д. 6) об уклонении победителя закупки - Индивидуального предпринимателя Лозгачёва Антона Сергеевича (ИНН: 532106448590) от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению схемы размещения рекламных конструкций, извещение N 0350300020324000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.05.2024, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 13 июня 2024 г. N 053/10/104-341/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024