Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Эндолайн" на положение извещения о проведении электронного аукциона на поставку насадки рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования (регистрационный номер 659-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000575), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
22.05.2024 уполномоченным органом по заданию Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области "Псковский областной клинический онкологический диспансер", объявлен электронный аукцион на поставку насадки рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования (регистрационный номер 659-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000575).
Извещение N 0157200000324000575 о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru - 22.05.2024 14:59.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 917 984,90 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 31.05.2024 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
30.05.2024 (вх.N 2982-ЭП/24) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 06.06.2024 в 15 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 05.06.2024 в 11.00, в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела).
1. Заказчик в информации об объекте закупки указал требования к товарам, нарушающие принципы обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Указанные Заказчиком параметры не несут существенного функционального значения, а лишь ограничивают конкуренцию.
Характеристики:
Расположение кнопки MIN |
В нижней части корпуса рукоятки ножниц |
Расположение кнопки MAX |
Непостредственно возле ротации ствола |
Данные характеристики ведут к ограничению конкуренции, так как расположение кнопок (MIN, MAX) на корпусе рукоятки ножниц не является характеристикой, влияющей на эксплуатпационные свойства и непосредственно на качество оказания медицинских услуг.
Характеристика:
Съемный замок рабочей части |
Наличие |
Характеристика ведет к ограничению конкуренции, так как снятие замка рабочей части ножниц не имеет существенное значение и рассматривается в качестве одной из второстепенных и вспомогательных характеристик указанных товаров.
Включение таких требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствующей позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд такие характеристики отсутствуют. Заказчик не приводит обоснования, каким образом наличие съемного замка рабочей части и расположение кнопок влияет на успешность применения оборудования с точки зрения пользы для пациентов и оказания медицинской помощи. Вышеуказанные характеристики являются избыточными и должны быть исключены из требований.
Представители Заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения в материалах дела):
Потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки. При описании объекта закупки Заказчик использовал позицию КТРУ 32.50.50.190-00000078 "Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования" (ОКПД2 32.50.50.190, НКМИ 127290), которая не содержит обязательных для использования показателей характеристик товара. В этом случае, Заказчик самстоятельно, руководствуясь статьей 33 Закона о контрактной системе, с учетом специфики своих нужд и потребностей самостоятельно устанавливает необходимые требования в отношении показателей характеристик объекта закупки. Наличие характеристик "расположение кнопки активации MIN", "расположение кнопки активации MAX" и "съемный замок рабочей части" являются потребностью Заказчика и обусловлены особенностью каждодневной работы и удобством использования для хирургов. Наличие указанных характеристик не может ограничить круг потенцциальных участников, поскольку в соответствии с действующим законодательством, участниками закупки могут выступать любые юридические или физические лица, а также индивидуальные предприниматели (в том числе, не являющиеся производителями товара), имеющие возможность поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Закупаемые медицинские изделия являются необходимыми расходными материалами к медицинскому оборудованию генератогру GEN11, имеющемуся у Заказчика. В описании объекта закупки Заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, фирменных наименований. Расположение кнопок очень важно для хирурга. Кнопка MAX обеспечивает быстрое рассечение мягкой ткани, расположение данной кнопки непосредственно возле кольца ротации ствола позволяет хирургу быстро спозиционировать аппарат на ткане или сосуде и быстро приступить к ее рассечению. Кнопка MIN наиболее часто используется для пересечения и коагулирования крупных сосудов, а также в работе в сосудистом слое тканей, поэтому используется реже в ходе работы хирурга. Наиболее удобно, если данная кнопка удалена от ротационного кольца, чтобы была возможность использовать ее только в редких, необходимых случаях и не замедлять ход операционного процесса. Съемный замок рабочей части необходим для финального этапа фиксации насадки к лапароскопической рукоятки, а также снятия насадки рукоятки после окончания работы с ней. При встроенном замке рабочей части ограничить созлдаваемое давление невозможно, крутить приходится сам ствол, применяя всю силу воздействия, что невольно может привести к повреждению резьбы и невозможности в дальнейшем использовать инструмент. На участие в спорной закупке подано 8 заявок, снижение НМЦК составило 53,07%.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми Заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить в извещении о проведении закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Заказчиком в описании объекта закупки указано его наименование - насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования, КТРУ 32.50.50.190-00000078, приведены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, в том числе указанные в жалобе Общества (кнопка MIN расположена в нижней части корпуса рукоятки ножниц, кнопки MAX непосредственно возле ротации ствола, наличие съемного замка рабочей части), а также совместимость с генератором GEN11, имеющегося у Заказчика, при помощи специального адаптера насадок "Гармоник".
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Сведения о назначении медицинского изделия, установленного производителем, о взаимозаменяемых медицинских изделиях вносятся в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (пункты 3, 10 части 11 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Согласно пункту 6 Требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.01.2017 N 11н, эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, представляемая производителем (изготовителем) или уполномоченным представителем производителя (изготовителя), в составе регистрационного досье на медицинское изделие, должна содержать среди прочего: описание принадлежностей, медицинских изделий или изделий, не являющихся медицинскими, но предусмотренных для использования в комбинации с медицинским изделием (при наличии); перечень расходных материалов (компонентов, реагентов), а также процедуру их применения и замены; информацию, необходимую для идентификации медицинских изделий с целью получения безопасной комбинации, и информацию об известных ограничениях по совместному использованию медицинских изделий (для медицинских изделий, предназначенных для использования вместе с другими медицинскими изделиями и (или) принадлежностями).
При этом необходимость внесения изменений в техническую и эксплуатационную документацию не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия желания производителя (изготовителя), а прямо предусмотрена законодательством. Предусмотренная законодательством и техническими условиями возможность использования взаимозаменяемого медицинского изделия (другого производителя) не освобождает от необходимости осуществления государственной регистрации медицинского изделия, в составе которого была установлена совместимость с другими производителями.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется, в том числе в процессе государственной регистрации медицинских изделий на основании результатов технических испытаний, экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, и о возможности такого совместного использования указывается в технической документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие и подтверждается регистрационным удостоверением, как документом, удостоверяющим факт государственной регистрации медицинского изделия.
Следовательно, вывод о совместимости предлагаемых к поставке товаров с имеющимся у заказчика медицинским изделием необходимо делать на основании эксплуатационной документации на такое медицинское изделие.
При формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом описание объекта закупки с одной стороны должно повысить шансы на приобретение заказчиком именно с такими характеристиками, с другой - не ограничивать количество участников закупки.
Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование о совместимости закупаемого товара с генератором GEN 11 при помощи специального адаптера насадок "Гармоник", что и определило перечень и содержание иных характеристик.
Заказчиком при описании объекта закупки не было указано на то, что к поставке требуются исключительно оригинальные насадки рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, указано требование о совместимости с генератором GEN 11. Буквальное толкование слова "совместимость" не может быть воспринято как "оригинальное"
Заказчиком (заместителем главного врача по медицинской части Луфтом А.В., непосредственно осуществляющим эксплуатацию оборудования) на заседании комиссии контрольного органа приведено обоснование требуемых характеристик:
- "Кнопка активации MIN расположена в нижней части корпуса рукоятки ножниц, кнопка МАХ расположена, непосредственно возле кольца ротации ствола" - характеристика обусловлена ее влиянием на эксплуатационные свойства и непосредственно на качество оказания медицинских услуг. Хирурги имеют продолжительный опыт работы с данными инструментами, оборудованием, данное расположение кнопок убыстряет процесс работы хирургов и сводит к минимуму риск совершения ошибок, иное расположение кнопок может привести к фатальным последствиям для пациента, также данное расположение кнопок уменьшает треммор, наиболее безопасно для пациентов, это алгоритм наработанный годами.
- "Наличие съемного замка рабочей части" - характеристика обусловлена требованием надежной фиксации насадки на рукоять для корректной работы инструмента, при использовании интегрированных приборов при сбое аппаратуры невозможно перекаллибровать прибор.
В описании объекта закупки Заказчиком указано обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге:
"так как в позиции КТРУ отсутствуют характеристики, заказчик самостоятельно устанавливает в извещении характеристики закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с нормами статьи 33 Закона N 44-ФЗ (письмо Минфина России от 24 января 2022 г. N 24-03-08/4090)".
Заказчик указал характеристики в соответствии со своими потребностями опираясь на принципы статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.06.2024 N ИЭА 1 на участие в аукционе подано 8 (восемь) заявок, все признаны соответствующими требованиям извещения, снижение составило 53,07%, что свидетельствует о наличии достаточного количества участников закупки, осуществить поставку на условиях извещения.
Комиссией установлено, что жалоба не содержит документы и сведения свидетельствующие о невозможности формирования заявки в соотвествиии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Эндолайн" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 6 июня 2024 г. N 060/06/31-191/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024