резолютивная часть оглашена "11" июня 2024 года
решение изготовлено "13" июня 2024 года Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 05.06.2024 N 175/24, на основании обращения заказчика МО МВД России "Почепский" (вх. N 4027/24 от 05.06.2024) о включении сведений в отношении ООО "Брянск Строй" в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя инспекции: "__."
Членов Инспекции: "__."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей МО МВД России "Почепский", ООО "Брянск Строй",
в результате осуществления проверки порядка одностороннего отказа заказчика МО МВД России "Почепский" от исполнения государственного контракта N 0127100010023000019 от 21.11.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту периметрального ограждения на объекте "МО МВД России "Почепский" по адресу: Брянская область, Почепский р-н, п. Речица, ул. Погарская, д. 25, требованиям Закона о контрактной системе,
установила:
21.11.2023 между заказчиком МО МВД России "Почепский" и ООО Управляющая компания "Корпорация развития Брянской области" заключен государственный контракт N 0127100010023000019 от 21.11.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту периметрального ограждения на объекте "МО МВД России "Почепский" по адресу: Брянская область, Почепский р-н, п. Речица, ул. Погарская, д. 25.
Согласно п. 3.2 государственного контракта срок выполнения работ: работы завершаются через 83 рабочих дней с даты начала выполнения работ. Срок начала выполнения работ - работы начинаются 01.04.2024. Таким образом, срок выполнения работ по государственному контракту определен 01.08.2024.
23.11.2024 между сторонами заключено дополнительное соглашение N1 об изменении идентификационного кода закупки.
06.03.2024 между сторонами заключено дополнительное соглашениеN2 об изменении реквизитов (наименования) подрядчика. Победитель закупки за N 0127100010023000019 - ООО Управляющая компания "Корпорация развития Брянской области" внес изменения в выписку ЕГРЮЛ изменив наименование на ООО "Брянск Строй".
25.04.2024 заказчиком МО МВД России "Почепский" в адрес подрядчика ООО "Брянск Строй" направлена претензия (исх.N54/4665) с информацией о том, что по условиям государственного контракта за N 0127100010023000019 дата начала выполнения работ - 01.04.2024, однако подрядчиком не начаты работы по капитальному ремонту согласно условий государственного контракта, а также с просьбой принять безотлагательные меры в проведении работ по заключенному контракту.
13.05.2024 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх.1305-1) о невозможности исполнения взятых на себя обязательств, а также с просьбой расторгнуть государственный контракт о соглашению сторон.
15.05.2024 заказчиком МО МВД России "Почепский" в адрес подрядчика ООО "Брянск Строй" направлена претензия (исх.N54/5358) с информацией о том, что по условиям государственного контракта за N 0127100010023000019 дата начала выполнения работ - 01.04.2024, однако подрядчиком по состоянию на 14.05.2024 не начаты работы по капитальному ремонту согласно условий государственного контракта, а также с информацией о начислении штрафа.
21.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта ввиду невыполнения подрядчиком работ по государственному контракту N 0127100010023000019 в установленный государственным контрактом срок.
Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 21.05.2024.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
Заказчиком МО МВД России "Почепский" правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0127100010023000019 от 21.11.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту периметрального ограждения на объекте "МО МВД России "Почепский" по адресу: Брянская область, Почепский р-н, п. Речица, ул. Погарская, д. 25, поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе, а именно:
1) части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктами 8.1 государственного контракта установлено, что контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством;
2) части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта, заказчик 21.05.2024 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 21.05.2024 11:57 (МСК), которое впоследствии 21.05.2024 автоматически с использованием единой информационной системы направлено исполнителю, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 21.05.2024 является датой надлежащего уведомления подрядчика ООО "Брянск Строй" об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 21.05.2024 является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, то 03.06.2024 контракт считается расторгнутым.
Согласно ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 21.05.2024 является датой надлежащего уведомления исполнения об одностороннем отказе от исполнения контракта, и в течение десятидневного срока подрядчик ООО "Брянск Строй" не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, то 03.06.2024 контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Брянск Строй" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком МО МВД России "Почепский" недобросовестного поведения подрядчика ООО "Брянск Строй" в рамках заключенного государственного контракта N 0127100010023000019 от 21.11.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту периметрального ограждения на объекте "МО МВД России "Почепский" по адресу: Брянская область, Почепский р-н, п. Речица, ул. Погарская, д. 25.
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.1 государственного контракта предусмотрено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке.
Заключенный сторонами контракт по своей правовой природе является договором подряда, следовательно, к правоотношениям сторон, в том числе, подлежат применению положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В рассматриваемом случае основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта послужило невыполнение взятых на себя обязательств в установленный контрактом срок.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что в регламентированный государственным контрактом срок - до 01.08.2024 исполнитель ООО "Брянск Строй" не приступил к выполнению работ, предусмотренных государственным контрактом.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работ является существенным для договора подряда.
Так, между заказчиком и исполнителем 21.11.2024 заключен государственный контракт N 0127100010023000019 на выполнение работ по капитальному ремонту периметрального ограждения на объекте "МО МВД России "Почепский" по адресу: Брянская область, Почепский р-н, п. Речица, ул. Погарская, д. 25.
Согласно п. 3.2 государственного контракта срок выполнения работ: работы завершаются через 83 рабочих дня с даты начала выполнения работ. Срок начала выполнения работ - работы начинаются 01.04.2024. Таким образом, срок выполнения работ по государственному контракту определен 01.08.2024.
Однако, исполнителем ООО "Брянск Строй" не начаты работы по капитальному ремонту периметрального ограждения на объекте "МО МВД России "Почепский" по адресу: Брянская область, Почепский р-н, п. Речица, ул. Погарская, д. 25.
Кроме того, исполнителем ООО "Брянск Строй" в течение 10 дней (для вступления в силу решения об одностороннем отказе исполнения контракта) не предпринято действий по устранению нарушений условий контракта.
Доказательств возникновения у исполнителем ООО "Брянск Строй" каких-либо объективных обстоятельств, а также обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия контракта в Брянское УФАС России не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является, в том числе, такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
ООО "Брянск Строй" как участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупке, был обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия и сроки, надлежащим образом оценить свои трудовые и финансовые ресурсы, а также осознать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения взятых на себя обязательств, в том числе, риск принятия уполномоченным органом решения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая решение о принятии участия в закупке, подавая заявку на участие в закупке, потенциальные исполнители, как субъекты предпринимательской деятельности, предполагающие риск наступления неблагоприятных последствий, должны еще до подачи заявок на участие в закупке выяснить и оценить предпринимательские риски, условия исполнения контракта, требования, предъявляемые к результату работ, и в случае необходимости, заложить данные риски при подаче ценовых предложений.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
ООО "Брянск Строй" не обеспечило соблюдение прав заказчика относительно исполнения контракта - в период исполнения контракта (до 01.08.2024) работы по капитальному ремонту периметрального ограждения на объекте "МО МВД России "Почепский" по адресу: Брянская область, Почепский р-н, п. Речица, ул. Погарская, д. 25 не исполнены, что привело к нарушению публичных интересов по исполнению контракта.
Кроме того, Инспекция Брянского УФАС России отмечает, тот факт, что на запрос Брянского УФАС России от 05.06.2024 (исх. НН/3612/24) ООО "Брянск Строй" не предоставило пояснений и документов по факту неисполнения государственного контракта, на заседание Инспекции по рассмотрению обращения не явилось.
Таким образом, сведения в отношении ООО "Брянск Строй" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков по факту расторжения в одностороннем порядке государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту периметрального ограждения на объекте "МО МВД России "Почепский" по адресу: Брянская область, Почепский р-н, п. Речица, ул. Погарская, д. 25, в связи с нарушениями условий рассматриваемого контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "Брянск Строй" "__.", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: "__." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении ООО "Брянск Строй" "__.", лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица: "__." в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 13 июня 2024 г. N РНП-32-866
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024